Marek - 1 июня, 2011 - 03:15
«Сетевой принцип даёт возможность отнимать суверенитет и политическую независимость у целых государств и народов. Их превращают в жестко контролируемые механизмы и делают частью плана прямого планетарного контроля, мирового господства нового типа, в котором управлению подлежат не отдельные субъекты, а их содержание, их мотивации, действия и намерения. Это проект в мировом масштабе. И сегодня он активно применяется Соединёнными Штатами Америки».
Проф. МГУ им. М.В. Ломоносова - Александр Дугин.
Согласно Википедии:
«Информационная война это целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства, путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем». (С)
Информационное оружие появилось в конце ХХ века с появлением всемирной Интернет сети, позволившей вторгаться на информационную территорию потенциального противника, ранее защищенную ограниченным доступом к масмедиа, СМИ, подконтрольным правительствам.
Основной объект воздействия - массовое сознание населения целевой территории, а также – индивидуальное сознание отдельных лиц, от воли которых зависят важные решения.
Цель подобного воздействия – стратегическое противодействие идеологическим целям противника, дискредитация последних, распространение пораженческих настроений, навязывание чужих, выгодных противнику, идеалов, идей и тенденций.
Составные части информационной войны:
1. Психологическая составляющая:
а) - воздействие на интерпретацию фактов и аргументацию врага с целью выгодного видоизменения их восприятия;
б) - прямая дезинформация с использованием ложных фактов, нивелирующих идеологию противника.
2. Материальная составляющая:
а) - воздействие на информационную функцию, т.е. контроль над накоплением,
хранением, передачей и видоизменением важной для врага информации;
б) - физическое разрушение или нарушение функций информационной системы вражеского объекта.
Уязвимость информационных структур в тактике ведения войны в современных условиях, представлена в таких аспектах, как:
- концентрированное хранение информации;
- скорость доступа;
- «текучесть» или повсеместное распространение и передача сведений;
- большие возможности функциональной автономизации информационных систем.
Как целевой фактор для манипуляций, «информация» рассматривается как сумма понятий «события + интерпретация». Факт, в информационном поле, существует в подаче, в контексте, в оттенках, а не сам по себе.
Информационная функция – это деятельность, связанная с получением, хранением, передачей и трансформацией информационных данных.
Информационные войны бывают по характеру действия явными и скрытыми, по цели используются методы пропаганды (агитация – чаще используется в целях обороны) и контрпропаганды (информационный вирус, т.е. маскируемая идея – при наступлении). Однако их объединяет целенаправленное информационное воздействие систем друг на друга с целью получения определённого выигрыша в материальной сфере.
Одна из важнейших стратегических целей – активизировать или сгенерировать для последующей активизации алгоритма информационного самоуничтожения противника.
Степень поражения противника в информационной войне определяется по выраженности следующих признаков:
1. Включение части пораженной структуры системы в структуру системы победителя (эмиграция из побеждённой страны и в первую очередь вывоз наиболее ценного человеческого материала, наукоёмкого производства, полезных ископаемых).
2. Степень разрушение той части структуры, которая отвечает за безопасность системы от внешних угроз (разрушение армии побеждённой страны).
3. Степень разрушения той части структуры, которая ответственна за восстановление элементов и структур подсистемы безопасности (разрушение промышленного производства, в первую очередь наукоёмкой части, а также – научных центров и всей системы образования; прекращение и запрещение разработок и производств наиболее перспективных видов вооружения).
4. Степень разрушения и уничтожения той части структуры, которая не может быть использована победителем в выгодным ему целях.
5. Выраженность сокращения функциональных возможностей побеждённой системы за счет сокращения её информационной ёмкости (в случае страны – отделение частей территории, уничтожение части населения).
Информированность, равно как и дезинформация по данным признакам, лежит в основе манипулирования массовым сознанием населения целевой страны.
ПРОПАГАНДА
- основывается на принципах уязвимости человеческого сознания:
1. Инерционность человеческой психики подсознательно сопротивляется изучению нового. Поэтому, быстро и эффективно можно внушить человеку только ту идею, которая ему уже хорошо известна. Желательно, чтобы она уже была частью его собственной системы ценностей, но при этом до конца не осознавалась. Наиболее хорошо усваиваются те идеи, которые запали в сознание человека в подростковом возрасте (14 – 18 лет).
2. Стадность или чувство коллективизма заключается в том, что большинство людей старается не выделяться, быть «как все», чтобы не стать изгоями.
3. Эмоциональная доминанта преобладает над логической, особенно при коллективном психорезонансе. Любые рациональные доводы должны подкрепляться яркими образами, эпитетами, метафорами и сравнениями.
4. Доминанта аналоговой памяти позволяет без критического осмышления часто повторяемую информацию по принципу «Капля точит камень не силой, но частотой падения».
5. Влечение к сенсациям и экстремалу, дающее острые ощущения собственной избранности и принадлежности к классу посвященных в знания, недоступные «быдлу».
ТИПОВЫЕ ПРИЁМЫ ЯВНОЙ ПРОПАГАНДЫ.
1). Визуальные образы
- использовании в СМИ, на TV, в мультфильмах, в наглядной агитации ярких, позитивно-цветовых и положительно окрашенных образов, на которых закреплена нужная идея. Образы подавляемые имеют отталкивающую внешность, серо-черную окраску, используется невыгодное освещение или неудачный грим во время телепередачи и пр.
2). Слова-классификаторы
- употребление определённых слов, вызывающих стандартные чувства у слушателя, подчеркивая какую-либо нужную особенность и отбрасывая иные качества, присущие данному понятию. Например, если наш, то «опытный и тонкий разведчик», если чужой, то «подлый и коварный шпион».
3). Создание аналогий
- апеллирование к «принципу экономии мышления», заключающемуся в склонности многих людей мыслить по аналогии. При этом игнорируется то, что решающими оказываются не общие свойства явлений, а игнорируемые манипулятором аналогии различия. В этом случае, аналогия просто не работает и вводит людей в заблуждение. Тем не менее, стремясь увеличить эффективность пропаганды, пропагандисты не особо утруждают себя вопросами корректности приводимых аналогий, а иногда и вовсе специально конструируют заведомо ложные аналогии.
4). Иллюзия документальности
- создание ощущения приёма информации «из первых рук», когда организовывается видеорепортаж из центра событий, или предоставляется фотодокументация с соответствующей эмоциональной окраской.
5). Искажение масштабов и форм
- основывается на принципе «раздувания из мухи – слона», когда частое муссирование в тревожных фразах какой-либо одной проблемы отвлекает внимание от более насущных событий.
6). Создание ощущения угрозы
- базируется на инстинкте самосохранения обывателя, когда создаётся ярко выраженная угроза, заставляющая обывателя бояться и искать защиту. Сюда относятся примеры, когда вскользь упоминается, что ту или иную группу дискредитируемых людей финансирует ФСБ России, Алькаида или госдеп США. И аналогичные устрашающие установки.
7). Апеллирование к интеллекту индивидуума
- строятся таким образом, чтобы слушатель автоматически принимал точку зрения «всего прогрессивного человечества», или «всех разумных или неординарно мыслящих людей». Часто такие доводы подкрепляются спекулятивными фразами типа «ученые доказали» или « каждый культурный человек давно знает».
8 ). Ссылка на авторитеты
- позволяет придать утверждению дополнительный вес для всеобщего принятия подаваемой идеи. При этом лидеры мнений подаются как компетентные и беспристрастные аналитики. К ним относятся известные журналисты, политологи, блогеры и прочие сетевые писатели. По мнению некоторых исследователей, сильнее всего на формирование у обывателя мнения по какому-либо вопросу влияют отнюдь не массированные пропагандистские кампании в СМИ, а циркулирующие в обществе идеи, мифы и установки, источниками которых как раз и являются упомянутые неформальные лидеры. Таким образом, воздействуя на авторитетных в том или ином сообществе лидеров, можно транслировать в данном сообществе нужные настроения.
9). Локальная безальтернативность
- создается как в тактическом масштабе, например в виде форумной дискуссии на один-два дня, так и в стратегическом - на время осуществления сдвига общественного мнения. Чтобы конкурирующие идеи были заведомо слабыми, нелепыми или смешными, нужно создать такие условия, в которых сколько-нибудь разумные альтернативы продвигаемой идеи просто отсутствуют. Самый простой способ достичь этого - поместить дискуссию по какому-либо сложному и важному вопросу в ограниченные рамки, как по времени, так и по составу участников. На выработку аргументации альтернативной позиции против заранее хорошо продуманной, обоснованной и поданной безапелляционным тоном, просто не хватит времени и физической возможности.
10). Группа поддержки
- идея базируется на человеческой привычке «не высовываться», чтобы не быть смешным или гонимым. Эта особенность человеческой психики вовсю используется пропагандистами, особенно в Интернете. Группа поддержки из нескольких человек способна эффектно сымитировать общественное мнение, оставляя комментарии к статье, или посты на форуме. Даже если в статье высказывается по меньшей мере спорная, или однобокая точка зрения, положительные комментарии создадут у читателя иллюзию популярности оной.
11). Эффект интерактивности
- основывается на том, что человек склонен больше доверять таким источникам информации, с которыми он либо находится в тесном контакте, либо имеет возможность в такой контакт вступить. В частности, если человек непосредственно участвует в каком-либо обсуждении, то он с большей охотой меняет свое мнение под воздействием аргументов других участников, чем пассивные наблюдатели дискуссии. Большое распространение этот эффект получил в Интернете, где вовлечение людей в дискуссии на форумах и в комментах значительно повысило эффективность пропагандистской работы.
ТИПОВЫЕ ПРИЁМЫ СКРЫТОЙ ПРОПАГАНДЫ.
Суть скрытой пропаганды состоит в том, что распространяемая информация содержит в себе несколько различных идей, одни из которых являются декларируемыми, то есть как бы пропагандируются, а другие, будучи замаскированными, предназначены для формирования у аудитории нужного мнения. Скрытая пропаганда эффективна за счет того, что она обходит существующие в сознании фильтры, нацеленные на обнаружение пропаганды и включение необходимой ментальной защиты от нее.
1). Контрабанда
- заключается в простом замешивании пропагандистского сообщения в кучу маскировочной информации, которая заведомо вызовет доверие аудитории. При этом пропагандистское сообщение подается в будничном сером тоне, как нечто обыденное и общеизвестное, а маскировочная информация, наоборот, делается яркой и привлекающей внимание. Задача состоит в том, чтобы аудитория начала обсуждать маскировочную информацию, а пропагандируемую проглотила, не заметив подвоха.
2). Информационный вирус
- представляет собой информацию, которая состоит из внешней оболочки, способствующей распространению вируса, и внутренней начинки, содержащей пропагандируемую идею. Для этого тело вируса должно быть небольшим, ярким и легко усваиваемым. Подойдет эффектный видеоролик на злободневную тему, юмористический клип, прикольная картинка, короткий и запоминающийся слоган, типа "не тормози - сникерсни", и т. п. При этом сама пропагандируемая идея не должна быть слишком ярко выраженной: во-первых, эффект достигается за счет массовости и повторения, а во-вторых, слишком яркий посыл может активизировать защитные фильтры сознания.
3). Таран
- используется для того, чтобы пропагандируемая идея охватила как можно больше народу, но при этом не только осталась бы незамеченной, но и не вызвала сколько-нибудь существенных подозрений. Для этого используется схема из двух информационных блоков - первого, ударного, и прикрываемого, представляющего из себя относительно безобидное сообщение с внедренной внутрь пропагандой. При этом прикрываемый блок является логическим продолжением ударного и паразитирует на его популярности. Задача ударного блока - привлечь к себе внимание, вызвав бурные обсуждения и подготовив аудиторию к появлению прикрываемого блока. Прикрываемый блок действует как обычная контрабанда, но при этом не вызывает подозрения, поскольку рассматривается как часть общей кампании.
4). Прицеп
- пропагандируемая идея цепляется к заведомо поддерживаемому аудиторией идеологическому комплексу, но в отличие от классической контрабанды не маскируется в нем, а органически в него встраивается. Грамотно сконструированный "прицеп" впоследствии начинает играть в своем идеологическом комплексе такую же важную роль, как и головное "транспортное средство", становясь неотъемлемой его частью. Формирование "прицепа" требует длительной и тонкой работы, поэтому эта технология в основном применяется в стратегическом масштабе.
5). Канализирование
- метод напоминает "прицеп", с той лишь разницей, что в нем "прицеп" со временем становится главнее, чем "головной транспорт". При канализировании пропаганда сначала подстраивается под вкусы и взгляды целевой аудитории с тем, чтобы вызвать доверие к источнику. После того, как источник пропаганды стал пользоваться достаточным доверием, производится плавное смещение акцентов агитации на те пункты, которые требуется пропагандировать в данной аудитории. Ставка делается на постепенное, неторопливое, «эволюционное» изменение повестки дня, а вместе с ней и настроений людей.
6). Скрытая суперпозиция
- дискуссия, в которой, якобы, участвует несколько совершенно разных точек зрения. Тем не менее, если все эти точки зрения сложить, то получится единый вектор, несущий в себе совершенно посторонний посыл, не являющийся предметом дискуссии и из-за этого не заметный наблюдателю. Например, скрытая суперпозиция возникнет, если в споре между представителями различных религиозных конфессий будет затронута тема советского атеизма. Встроенные в дискуссионную аргументацию антисоветские тезисы не будут классифицированы как пропаганда, а значит, минуют защитные фильтры сознания. С помощью скрытой суперпозиции легко прятать пропагандируемые идеи, просто замешивая их в лозунги противоположных политических лагерей. Прием может использоваться как в тактическом, так и в стратегическом масштабе.
7). Киношное преследование
- по принципу псевдопреследования борца за хорошие идеи происходит раскрутка идей или «нужных личностей», когда последние выставляются в выгодном свете и вызывают соучастие. Этого можно добиться при помощи хорошо продуманной критики, а именно такой, которая вместо нанесения ущерба репутации критикуемого, привлекает к нему внимание. Хороший результат даст изображение объекта жертвой в борьбе с несправедливостью и т. п. Разновидность методики - откровенно слабая и топорная, с легко обнаруживаемыми грубыми приемами вранья, критика какой-либо идеи. Такая критика может создать ощущение, что раз отрицание идеи выливается в откровенный идиотизм, значит сама идея не так уж и плоха. Как и предыдущий прием, "киношное преследование" может применяться в разных масштабах.
8 ). Формирование дискурса
- дискурс - это тот контекст, в котором живет любая дискуссия, и который обуславливает возможные варианты ответов на возникающие в ходе нее вопросы. Простейший вариант дискурса - это обычный вопрос, предполагающий два варианта ответа. Например: "вы за коммунистов, или за демократов ?". Тот кто задает дискурс получает существенное преимущество, ибо определяет те рамки и правила игры, под которые должны подстраиваться участники дискуссии. Создание устойчивого и хорошо выраженного дискурса - длительная, сложная и ресурсоемкая задача, которая под силу лишь крупным игрокам. Для этого надо в течении длительного времени муссировать и раздувать некоторые события, гипертрофировать важность одних проблем, и не замечать проблем других, искусственно противопоставлять определенные идеи и принципы.Зато после того, как дискурс создан, аудитория становится более управляемой и предсказуемой, а значит и более манипулируемой.
9). Формирование социального кластера
- чтобы носители какой-либо идеи укрепились в ней и почувствовали себя уверенней, их целесообразно объединить в сообщество, в котором они будут друг друга поддерживать. Такие сообщества называются сетевыми кластерами и очень распространены в сети интернет. Особенность подобных сообществ состоит в том, что в них взгляды участников постепенно выравниваются и становятся сильно когерентными друг другу. То есть, даже если при образовании сообщества мнения участников по каким-либо второстепенным вопросам разнились, то со временем более распространенная точка зрения вытесняет менее распространенные, и позиции начинают совпадать по более широкому кругу вопросов. Эта особенность позволяет управлять мнением людей из разных социальных и политических групп путем группировки их по сетевым кластерам. Формирование сообществ - довольно длительный процесс, поэтому данный прием следует отнести к стратегическим.
10). Наведение ассоциаций
- в сообщениях СМИ объект специально привязывается к определенного рода контекстам, вследствие чего создаются ассоциации между этим объектом и данными контекстами. Например, азербайджанцы начинают фигурировать исключительно в новостях криминальной хроники, в результате чего у читателей начинает формироваться ассоциация "азербайджанцы - криминал". Часто используется так называемый "эффект ореола", когда сознание само связывает два объекта или явления, если они фигурируют в одной новости, или расположены рядом на фото. В частности, нахождение рядом на фотографии со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает статус в глазах окружающих.
ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
1. Анонимность.
Интернет позволяет создавать виртуальных персонажей, наделяя их вымышленной внешностью, характером и историей. В сети можно с одинаковым успехом быть эльфом, орком, гоблином, или Дартом Вейдером. В то же время возможно создание и псевдореальных, якобы неанонимных, персонажей, которых наблюдатель будет считать вполне реальными. Действуя под видом псевдореального персонажа с вымышленной, но правдоподобной, легендой, пропагандист может вести пропаганду с большей степенью доверия со стороны публики.
2. Возможность множественного воздействия.
Когда люди читают одну и ту же информацию в разных местах, у них создается ощущение ее естественности и очевидности. Важна также и широта фронта пропаганды по виду источников. Форумные комментарии непонятных граждан вряд ли сами по себе будут пользоваться доверием. В тоже время, новости на крупных интернет-порталах могут вызывать сомнения в непредвзятости, учитывая что владельцами этих порталов часто являются крупные компании. Поэтому, более эффективной окажется так пропаганда, которая будет идти одновременно через сайты разных масштабов, форумы, блоги и комментарии к ним.
3. Сильная кластеризация сообществ.
Большинство интернет-ресурсов имеют узкоспециализированную тематику, а комьюнити форумов часто представляют собой группы людей с только им понятными негласными правилами, мемами и шутками. Взгляды людей из одного сетевого кластера сильно когерентны и могут существенно отличаться от взглядов людей из другого кластера. Следовательно, при ведении масштабной, охватывающий разные социальные группы пропагандистской кампании, необходимо разрабатывать отдельную тактику (а часто и стратегию) работы для каждого отдельного сетевого кластера.
4. Роль живого общения.
Основную роль при формировании общественного мнения в интернете играют не столько сухие новости на сайтах, сколько непосредственное общение в форумах, гостевых, блогах и комментариях. В этом отношении интернет напоминает огромный городской базар, где каждый может подойти к каждому и поговорить. Как уже было показано, дискуссии с живыми людьми способны сильнее повлиять на точку зрения посетителя интернета, чем молчаливое созерцание текста. Поэтому, огромную роль при ведении интернет-пропаганды играет способность к личному убеждению, умение отвечать на индивидуальные вопросы людей.
5. Борьба энергий.
Энергия какой-либо идеи определяется как взвешенная сумма людей, придерживающихся данной идеи, где веса определяются увлеченностью человека идеей и его способностью эту идею отстаивать и продвигать. При этом одни идеи способны вытеснять другие - идеи со слабой энергетикой редко живут долго и гибнут под сапогами более мощных идей, имеющих поддержку широких масс.
Масштабная и эффективная пропаганда в сети интернет возможна лишь при задействовании мощных ресурсов, включающих в себя огромное количество блогов, сайтов и пропагандистов. Стоимость этих ресурсов ничуть не меньше, а чаще даже и больше, чем требуется для пропаганды в традиционных СМИ. Но что будет, если значительными ресурсами будут обладать несколько сил, имеющих противоположные интересы ? Тогда преимущество получит тот, кто лучше сумеет использовать энергию попутного ветра, то есть чьи идеи окажутся больше скоррелированы с настроениями целевой аудитории. Таким образом, при планировании пропагандистской кампании требуется хорошо изучить ту аудиторию, с которой предлагается вести работу. Те, кому это удастся, смогут управлять и извлекать пользу из казалось бы неуправляемой огромной стихийной энергии всемирной сети.
КОНТРПРОПАГАНДА.
Контрпропаганда - комплекс мер, нацеленных на разрушение в заданном информационном пространстве вредных информационных сущностей (идей) и недопущение их возникновения в дальнейшем. Большинство реальных военно-информационных операций нельзя однозначно отнести к пропаганде, или контрпропаганде, поскольку пропаганда одних идей часто сопряжена с контрпропагандой других и, наоборот. К тому же ряд методов контрпропаганды являются аналогами соответствующих пропагандистских приемов. Тем не менее, существует и ряд фундаментальных отличий, свойственных именно контрпропаганде, как средству информационного подавления и разрушения. Из этих отличий вытекают специфические принципы и технологии контрпропаганды, несводимые к каким-либо принципам, или технологиям, используемым для пропаганды.
Основные принципы и стратегия контрпропаганды.
Одна из главных таких особенностей заключается в том, что контрпропаганда подразумевает наличие априорной информации о целевой аудитории. Если задача по пропаганде какой-либо идеи ставится, как правило, применительно к широкой социальной группе, то целевая аудитория контрпропаганды значительно уже, ибо определяется сущностью тех идей, которые требуется нейтрализовать.
Имея информацию о нейтрализуемых идеях, можно довольно точно вычислить так называемые дивергентные группы, т. е. такие социальные группы, которые являются явными, или потенциальными, генераторами данных идей.
После того, как дивергентные группы вычислены, для субъектов этих групп создаются такие условия, в которых:
а) Крайне затруднен процесс эволюции каких-либо устойчивых идей.
б) Отсутствует какой-либо конструктивный обмен идеями между субъектами группы и, особенно, между субъектами группы и представителями внешних групп.
Первая задача решается через шизофренизацию сознания и привитие фактоориентированного мышления, вместо системоориентированного. На деле это достигается внедрением особой, шизофренической, культуры, основанной на ускоренных информационных потоках, когда мозг успевает запомнить информацию, но не обдумать ее. Кроме того, в образовании делается упор на изучение самих фактов, а не вопросов влияния этих фактов на различные аспекты действительности.
Вторая задача решается через изоляцию указанных групп от мейнстримовых информационных потоков с тем, чтобы степень их идейного влияния на общество была минимальной. Ситуация здесь аналогична тому, как если бы руководство химического завода, на котором из-за аварии произошли вредные выбросы, старалось бы не допустить попадания этих выбросов в реку. В нашем случае, с целью уменьшения выбросов вредных идей, дивергентные группы маргинализуются, а генерируемые ими идеи вытесняются в андеграунд, где они безопасны и не приносят ощутимого вреда. Достигается это с помощью современных технологий разрушения социальных сообществ.
Типы контрпропаганды.
1. Цензура.
Крайний способ контрпропаганды - прямая цензура, когда автору вредного сообщения просто затыкают рот. Этот тип контрпропаганды осуществляют главные редактора СМИ, отбирающие только удобные для владельцев данного СМИ новости и дающие слово только тем, кто говорит выгодные оным владельцам вещи.
2. Прямая контрпропаганда.
В "демократическом" обществе прямая цензура не может использоваться на всю катушку, а значит, не эффективна. Поэтому, для борьбы с нежелательными идеями используется непосредственная (классическая) контрпропаганда, которая заключается в густом замешивании оных идей с разнообразными нечистотами. Эффект непосредственной контрпропаганды основан на том, что если человек говорит, а его поливают грязью, то вникать в его идеи будет непросто, да и мало кто захочет это делать.
3. Неявная контрпропаганда.
В отличие от прямой контрпропаганды и цензуры, она направлена не на само содержащие вредную идею сообщение, а на то, чтобы потребитель не смог эту идею из сообщения извлечь. Спектр инструментальных средств неявной контрпропаганды чрезвычайно широк, а достигаемый при грамотном сочетании различных инструментов эффект многократно превосходит результаты, получаемые только за счет прямых методов. Наиболее распространенным примером неявной контрпропаганды может служить управление вниманием аудитории, которая часто пропускает мимо ушей то или иное сообщение, отвлекаясь на другие, менее важные, но, тем не менее, активно обсуждаемые. Высший пилотаж - манипуляция дискурсом, когда публика вообще теряет способность понимать определенные вещи. Это достигается путем внедрения ей в мозг такого логико-лингвистического аппарата, в котором данные вещи просто нельзя выразить, а через это и воспринять. Но, об этом чуть позже, а пока рассмотрим основные достоинства и недостатки перечисленных типов контрпропаганды.
Методы явной контрпропаганды.
1. Блокада
- наиболее простой способ пресечь вражескую пропаганду - тупо игнорировать ее. Этого можно достичь, изолировав источник оной от публики, а если отдельные частицы пропаганды все же дорвались до эфира, то просто замяв тему, сделав вид, что ее не существует. В результате таких действий, пропаганда, скорее всего, будет свернута, ибо психологически очень сложно что-либо говорить, когда тебя никто не слушает. Недостаток данного способа состоит в том, что он хорошо работает до тех пор, пока нейтрализуемая пропаганда не стала предметом внимания общественности.
2. Отрицание аргументов
- если замолчать тему не удалось и пришлось вступить в дискуссию с оппонентом, то один из самых простых приемов разрушения его идей состоит в тупом отрицании его аргументов. На оппонента надо смотреть как на идиота и умело делать вид, что никакой связи между его аргументами и выводами из них не существует. Если смотреть как на идиота не получается, то можно прикинуться иностранцем, не понимающим языка, на котором с ним разговаривают. Фразы "ты всерьез так думаешь ?", "откуда ты это взял ?", "ничего не понял, говори понятнее" здесь очень сгодятся. Недостаток приема заключается в его применимости в основном в устных спорах и действии преимущественно на низкообразованную аудиторию.
3. Общественное возмущение (освистывание)
- активная группа агитаторов в состоянии создать иллюзию «общественного мнения», используя группу поддержки и даже находясь в меньшинстве, после чего пассивному большинству останется лишь принять точку зрения данной группы. Но еще лучше этот прием работает на разрушение чужой агитации. Массово освистывая чьи либо инициативы, можно не только сформировать к ним негативное отношение, но и деморализовать самих инициаторов.
4. Груша
- тренируясь перед боем, боксеры бьют по так называемой боксерской груше, которая не уходит от ударов и не может ударить сама. Точно также, разрушать чью-либо пропаганду гораздо удобнее, если вместо полноценной позиции оппонента критиковать некое искаженное представление о ней. Для этого, нейтрализуемая идея подается в таком виде, который не существует в природе, но очень удобен для критики в виду своей нелепости и безобразности. После чего данная идея благополучно разносится в пух и прах с формированием соответствующего мнения публики. Данный метод требует, чтобы аудитория недостаточно разбиралась в сути нейтрализуемой идеи, иначе она может сообразить, что ей гонят откровенную лажу.
5. Континуум
- прием состоит в том, что пропагандируемые изменения экстраполируются за пределы разумного и доводятся до заведомо неприемлемой стадии. Используется логика, что если допустить А, то почему бы не допустить и Б. При этом критерии, четко различающие А и Б, игнорируются. Данный контрпропагандистский прием имеет еще одно название "под уклон", которое подразумевает, что начав движение под уклон, трудно или даже невозможно остановиться. по этому поводу часто встречается выражение "верблюд засунул нос в палатку", которое намекает на то, что если мы позволим верблюду засунуть нос в палатку, то скоро за носом последует и весь верблюд.
6. Дискредитация источника
- эффективным способом дискредитировать какую-либо идею является постановка под сомнение авторитетность ее источника. Например, можно подорвать доверие к творческим произведениям какого-либо автора, назвав его, например, алкоголиком. Здесь срабатывает ассоциативное мышление, которое связывает источник информации с идеей, содержащейся в данной информации, наделяя и источник и идею общими качествами. Из-за этого, негативное отношение аудитории к источнику идеи переносится и на саму идею.
7. Дискредитация аудитории
- типичный пример - выражение "патриотизм - последнее прибежище негодяя". То есть, если некая идеология в силу своей природы популярна, в том числе, среди отрицательных социальных слоев, то этот факт можно использовать для противодействия пропаганде данной идеологии. Особенно эффективно ставить под сомнение интеллект тех, кто является целевой аудиторией дискредитируемых идей. Фраза типа "эта идея рассчитана на дебилов" наверняка уменьшит число сторонников данной идеи, поскольку люди не хотят выглядеть идиотами.
Методы неявной контрпропаганды.
А. Методы, основанные на управлении социальными группами.
1. Отсечение ядра с идеологической переориентировкой.
- Практически любое сообщество можно представить как совокупность ядра, состоящего из наиболее интеллектуальных и идейных участников, а также периферии, в которую входит основная масса причастных и просто сочувствующих. Помимо идеологического инкубатора, ядро также играет роль центра притяжения, к которому притягиваются остальные участники сообщества. Поэтому, в силу своей особой роли, именно ядро является первоочередной мишенью манипуляторов, стремящихся это сообщество идеологически разрушить. Данный метод основан та том, что человек с высоким IQ быстрее усваивает новую информацию и охотнее меняет в соответствии с ней свое мнение, а значит он лучше поддается внешнему воздействию. По этой причине, не попавшие под влияние чужой пропаганды интеллектуалы, вообще, в массе своей, полные конформисты. Таким образом, первый способ разрушить сообщество состоит в формировании негативного мнения о сообществе в тех источниках информации, которые пользуются авторитетом у представителей ядра этого сообщества. После чего ядро настраивается против своего же сообщества и перестает ассоциировать себя с ним. Успешное завершение этого этапа операции практически всегда влечет за собой распад данного сообщества.
2. Разрыв.
- Реально существующие сообщества людей, как правило, достаточно неоднородны и состоят из различных подгрупп, отличающихся по одному, или нескольким, признакам. Поэтому, к ним можно применить классический алгоритм "разделяй и властвуй". Существует несколько вариантов алгоритма. В первом из них, для отдельных частей сообщества создаются специализированные группы по интересам (кластеры), которые затем постепенно удаляются друг от друга.При этом смещение интересов часто идет незаметно для самих участников групп и под благовидным предлогом. Взаимное дистанциирование частей сообщества производится до тех пор, пока разница в интересах не станет настолько значительной, что эти части перестанут быть связанными друг с другом. Другой вариант - две (или более) группы просто натравливаются друг на друга. Испортив с помощью соответствующей пропаганды отношение одной группы к другой и вызвав с ее стороны видимую агрессию, можно с успехом вести аналогичную пропаганду в другой группе, настраивая ее против первой. Далее пойдет уже самоподдерживающийся процесс, в результате которого сообщество, в конце концов, распадется на враждующие лагеря.
3. Маргинализация.
- Идея метода заключается в уменьшении культурного и интеллектуального потенциала сообщества, а также его привлекательности для внешних социальных слоев.Один из способов достичь этого состоит во внедрении внутрь сообщества, особенно в его ядро, провокаторов, которые способствуют разрушению сообщества первыми двумя способами, а также дискредитируют его в глазах потенциальных новых участников. Главное качество подобных провокаторов - активность и умение перекричать менее активное большинство. Из-за провокаторов сообщество постепенно покидают наиболее вменяемые участники, что со временем приводит к превращению его в шутовской балаган. Соответсвенно, мнение о сообществе начинают целиком формировать верховные "шуты".
Б. Методы, основанные на управлении вниманием.
1. Отвлечение.
- Известно, что в большинстве случаев 80% интеллектуальных ресурсов активной части интернет-сообщества занимает одна, главная на текущий момент, тема. Еще 15% внимания занимают два-три чуть менее важных вопроса. Остальные темы дружно делят между собой оставшиеся пять процентов. Таким образом, если мы хотим сделать так, чтобы какое-либо событие прошло незамеченным, или отвести внимание людей от обсуждения вредного вопроса, нужно всего лишь взорвать информационную бомбу - создать тему (новость), которая захватит умы публики и вытеснит оттуда всякие ненужные нам "глупости". При этом совершенно не важно, действительно ли актуальна новая тема, или нет, главное, что опасная для нас информация ушла из поля массового внимания.
2. Информационная перегрузка.
- Шумовая атака применяется в том случае, если каким-то образом опасная для заказчика информация стала объектом массового внимания. Простое отвлечение здесь часто не помогает, ибо создать информационную бомбу достаточной мощности не всегда возможно за разумное время. Тогда делается следующее. Чтобы не допустить правильного толкования людьми "опасной" информации, искусственно создаются многочисленные ложные толкования, которыми усеиваются соответствующие информационные ресурсы. В результате люди запутываются в вопросе, теряют правильный след, а вскоре и интерес к теме.
3. Демократия шума.
- Этот метод представляет собой несколько измененный вариант метода "Информационная перегрузка" - когда к важной и опасной информации добавляется огромная куча информационного мусора, разобрать которую не по силам даже экспертам. Этим достигается два эффекта. Во первых, опасная информация превращается в иголку в стоге сена, во вторых, доверие к самому источнику такой информации падает. Типичный пример - сайт WikiLeaks, содержащий уже такое количество инфо-спама, что найти в нем действительно угрожающую чьим-либо интересам информацию, для простого человека проблематично.
В. Методы, основанные на управлении восприятием.
- Сутью данных методов является искажение нейтрализуемых идей с целью формирования в головах людей изуродованного представления об этих идеях, либо с целью выгодной трансформации самих идей, в результате которой они перестанут представлять опасность.
1. Рога.
- Прием является специализацией пропагандистской технологии "наведение ассоциаций" для задач контрпропаганды. Заключается в создании отрицательных ассоциаций с атакуемой информационной сущностью путем смешивания ее элементов с элементами заведомо негативных информационных сущностей. Например, если логотип политической партии на картинке совместить со свастикой, а потом эту картинку распространить в сети, то в сознании увидевших картинку сложится ассоциация между данной партией и фашизмом, что вряд ли увеличит ее рейтинг. При этом художественный образ, в котором производится такое смешивание, может вообще иметь совершенно другую, не связанную с политикой цель.
2. Пугало первого порядка.
- Технология "пугало" заключается в создании фальшивого образа (фейка) дискредитируемой информационной сущности. Фальшивый образ создается таким, чтобы, с одной стороны, максимально походить на настоящий, а с другой - вызывать как можно большее отторжение у целевой аудитории. Аудитория же, принимая ложный образ за настоящий, формирует соответствующее отношение к дискредитируемому объекту. Чаще всего дискредитация реализуется через доведение соответствующих идей до абсурда, превращении их в карикатуру на самое себя.
3. Пугало второго порядка (адское пугало).
- Адское пугало - крайне мощное оружие, используемое профессионалами экстра-класса. По форме оно похоже на пугало первого порядка, однако есть важный нюанс - его целевой аудиторией являются как раз апологеты нейтрализуемых идей. Расчет делается на то, что образ будет принят ими за обычное пугало и, тем самым, содержащиеся в этом пугале конструктивные составляющие будут дискредитированы уже в глазах самих апологетов. Тем самым уничтожаются важные конструктивные составляющие нейтрализуемой информационной сущности, без которых данная сущность становится относительно безвредной. Адское пугало является точечным оружием, его использование требует хорошего понимания нейтрализуемой идеологии и знания всех ее нюансов. Применение "адского пугала", при всей своей эффективности, очень редко обнаруживается противником.
4. Прививка.
- Этот прием похож на "адское пугало" и представляет собой превентивный контрпропагандистский удар, направленный на то, чтобы заранее подготовить публику к появлению нежелательной пропаганды. Это осуществляется путем упреждающего предоставления аудитории ослабленной версии ожидаемой пропагандистской идеи. После этого производится публичный и полностью контролируемый "разгром" этой искусственно созданной идеи, заканчивающийся формированием в сознании людей готового стереотипа относительно оной. В результате, использование этой идеи противником уже не будет столь эффективным, ибо аудитория будет иметь относительно нее сформировавшееся мнение.
5. Канализирование (увод траектории).
- Одна и та же идея может развиваться разными путями, причем одно направление ее развития может быть более опасным, чем другие. Воздействие на процесс формирования какой-либо идеи с целью изменения траектории ее развития в безопасное русло - часто применяемый контрпропагандистский прием. Сам алгоритм такого изменения траектории (канализирования) носит стратегический характер и во многом аналогичен тому, что был рассмотрен в теме о пропаганде. Типичный пример канализирования в современной политике - дискредитация политических институтов в левых оппозиционных течениях, в результате чего их протест сводится к пустой болтовне и уличным погромам.
6. Противопоставление.
- Метод основан на выявлении противоречий в идеологических конструкциях противника и придании этим противоречиям непреодолимого характера. Из теоремы Геделя следует, что чем сложнее система взглядов и чем меньше она основана на догмах, тем в большей степени отдельные ее составляющие могут вступать в противоречия друг с другом. Высветив эти противоречия под определенным углом и преувеличив их должным образом, можно противопоставить одни части идеологической системы другим. После чего, декларируя несовместимость этих частей, можно легко вбить в нейтрализуемую идеологическую систему клин и разорвать ее. Данная технология может применяться как в тактическом, так и в стратегическом масштабах.
ОСОБЕННОСТЬ КОНТРПРОПАГАНДЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
Отдельно стоит рассмотреть специфические интернет-технологии, используемые для разрушения и нейтрализации пропаганды на вражеских интернет-ресурсах. Их можно разбить на две основные группы методов: прямая атака сайтов и троллинг.
1. Прямая атака сайтов.
Прямая атака сайтов это комплекс мер, направленных на воспрепятствование деятельности сайта, затруднение доступа к содержимому сайта, уничтожение этого содержимого. Эти меры могут носить правовой, или не правовой характер. При наличии законных способов доказать, что материалы сайта нарушают действующее законодательство, можно обратиться через правоохранительные органы к хост-провайдеру, обеспечивающему хостинг сайта. Однако, в большинстве случаев таких оснований нет, и поэтому применяются внеправовые методы, такие как взлом сайта, DDOS-атака, упячка, заспамливание. Как правило, такие действия проводятся в случае, если содержание сайта несет прямую идеологическую угрозу кому-либо. Недостаток этих методов заключается в том, что их действие ограничено в пространстве и времени, так как нежелательная информация всегда может быть перенесена на другой ресурс, восстановлена, переведена в другую форму и т. д.
2. Троллинг.
Это довольно затратный, но в тоже время действенный комплекс методов, направленный на разрушение сетевых сообществ и объединений. Фактически, он является одной из разновидностей технологии сетевой войны, известной на Западе под названием «астротерфинг». Фальшивый аккаунт нанятого тролля поддерживается путем автоматического репоста или вывешивания ссылок. При необходимости астротерфер-человек пользуется этим "аккаунтом с историей", как своим. Самая тревожная весть - ВВС США объявили тендер на поставки persona management software, которые могут создавать "10 личин для одного пользователя", снабжать астротерферов выбранными наугад IP-адресами, а также создавать статичные IP-адреса для каждой личины, чтобы астротерферы могли поочередно выступать от ее лица. Подобные программы могут в потенциале уничтожить интернет как форум конструктивных дебатов, предостерегает автор. Армии слаженно действующих троллей уже действуют в комментариях к материалам, влекущим за собой серьезные коммерческие последствия, заключает автор.
Сам термин «троллинг» - (от англ. trolling) – написание в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками форумов, блогов, пустой трёп оскорбления, войну правок и т.п. В И-нет – терминологии «тролль» - пользователь, размещающий грубые, провокационные сообщения в местах дикуссий, мешает обсуждению, оскорбляет участников. Часто, будучи неудачником в жизни, тролль желает самоутверждения, из-за комплекса неполноценности, усталости, разочарования.
С начала XXI века Интернет-тролли стали образовывать собственные Сетевые сообщества и организации, делясь опытом по наиболее эффективному разжиганию конфликтов.
Современное значение термина «троллинг» впервые появилось в Usenet-конференциях в конце 80-х. Оно является сокращением фразы «trolling for suckers», непосроедственно относящийся к виду техники спортивной рыбалки, траление, блеснения. Слово , вероятно, приобрело популярность из-за своего второго значения, а именно «троллей», которые часто упоминаются в фольклоре стран Скандинавии, в частности, в детских рассказах, как уродливые, неприятные существа, созданные для того, чтобы творить зло и причинять вред. В наше время появилось очень много маленьких организаций, успешно занимающихся троллингом.
Толстый (примитивный) тролль использует эмоциональные атаки поливания грязью авторов интересных сообщений, манипулируя СТРАХОМ, ЧУВСТВОМ ВИНЫ, РЕАКЦИЕЙ АГРЕССИИ, ВОЗМУЩЕНИЯМИ. Часто ник такого наёмника ГОТИЧЕН, т.е. несёт информацию шока, разрушительных действий, содержит элементы катастроф, крови, изображения орудия пыток в т.ч. и древние, колюще-режущих предметов, злобные надписи и пр. Тексты такого «гостя» грубо эмоциональные с часто повторяющимся набором множества вопросительных и восклицательных знаков, с обвинением активных пользователей в расизЬме, фОшизЬме, нарушениях Правил сайта и законодательства, некомпетентности всех и вся. Особенно – на его интеллектуальном фоне. При этом для юмора часто используется «Олбанский падонкоффский язык», представленных на нашем сайте, брутальная брань.
Тонкий (интеллигентный) тролль действует не так заметно. Его цель:
1. Подорвать авторитеты активных пользователей, модераторов, админа.
2. Выбить с сайта интеллектуалов и деятельных людей, уводя «тралом» сообщество за собой.
3. Сбить наиболее интересную и привлекающую внимание тематику, «доказав» некомпетентность автора, чтобы разогнать или не привлекать на сайт читателей.
4. Пробиться в руководство, чтобы под видом «непримиримой и принципиальной борьбы» завершить цель вторжения.
Вначале тонкий тролль втирается в доверие и очаровывает участников. Далее, выйдя на определённый уровень, он очерняет «рядом стоящих» и «покрикивает вниз», разгоняя участников и разваливая работу форума.
Примеры:
• Тролль-однодневка – сообщения тролля носят явно провокационный характер и вызывает агрессивные ответы.
• Тролль-провокатор – офтопик: сообщения, являющиеся не соответствующими направленности форума.
• Раздувание страницы: размещение изображений большого размера с целью сделать предыдущие сообщения трудночитаемыми.
• Медиа-атака: раздражающие слух звуковые файлы, шокирующие изображения в сообщении или ссылки на ресурсы с подобным содержанием.
• Самоуверенные утверждения: выражение собственного мнения как общепринятого факта без аргументации или анализа, разжигание «религиозных войн»,
• Спойлер: преднамеренная публикация развязки свежего и популярного на данный момент кинофильма или романа.
• Возобновление или перефразированной очень спорной прошлой темы, особенно в небольших сообществах.
• Преднамеренное и повторное неправильное написание ников и имён др. пользователей с целью оскорбление и раздражения.
• Тролль-эгоцентрик – этот тип стремится получить как можно больше ответов на свои сообщения и завоевать чрезмерное внимание в коллективе.
• Рекламирование другого форума, особенно конкурирующего или недолюбливаемого.
• Явная ложь в самоидентификации.
• Манера вести дискуссию в тоне отлично разбирающегося эксперта, не имея возможности продолжать дискуссию на уровне, вследствие недостатка знаний.
• Сообщения, содержащие очевидный недостаток или ошибку.
• Просьба о помощи с неправдоподобной или неблаговидной задачей или проблемой.
• Преднамеренно наивные вопросы.
• Тщательно сконструированные и чётко аргументированные размышления и теории, базирующиеся на явно неверном его личном утверждении или выдуманном факте, сеющие негатив.
• Политически спорные проблемы.
• Разыгрывание невинности по окончании флейма.
• Кричащий о помощи тролль - офтопик-жалобы на личную жизнь или угрозы самоубийства, убийства, преследования.
• Обобщающие параноидальные ответы на личные мнения, выраженные людьми.
• Умышленная игра на чувствах людей в связи с направленностью сообщества.
• Одновременное использование нескольких ников для раздувания собственного флейма.
• Тролль – «герой-любовник» - острые ощущения от последовательного заигрывания и интриг онлайн с лицами противоположного пола, с целью посеять среди них раздоры и конкуренцию во флирте.
Антитроллинг или дезинфекция.
1. Не кормить тролля. Не следует отвечать на грубые, чувственные посты, искренне стараясь переубедить их авторов, цели которых не известны.
2. В Правилах сайтов необходимо отобразить антитроллинговые действия.
3. БАН за троллинг должен быть одномоментным и без видимых комментариев, поскольку постепенный набор замечаний лишь распаляет тролля и придаёт дополнительную работу модератору.
4. Своевременное вмешательство модераторов должно быть ориентировано на устранение провокационных сообщений и прекращение перепалки. При этом первичные обращения в личку конфликтующим сторонам должны быть предельно краткими, не вызывающими дискуссий, питательных для тролля.
5. По инициативе модератора или по обращению автора материала следует вовремя очищать информационное поле сайта от комментариев троллей, чтобы последние потеряли возможность себя рекламировать платным хозяевам. По принципу «преступника всегда тянет на место преступления» забаненные тролли часто возвращаются на сайты, чтобы повосторгаться собственными сообщениями, т.к. чужие они читают только для работы, т.е. по необходимости.
6. На сайтах, где имеется возможность оценки содержания сообщений в виде «+» и «-«, участникам форума разъясняется необходимость активного минусования тролля, чтобы работа модератора не выглядела, как самоуправство.
7. Когда затихает работа на сайте-жертве, не поступают новые материалы – тролль уходит, но возвращается при возобновлении активности, чтобы продолжить работу по дестабилизации – это следует отмечать при выявлении.
При составлении статьи использованы материалы следующих источников:
http://emirr.ru/emirr_articles/232-informacionnye-vojny-v-internete.html
http://www.infwar.ru/article.php?num=1
http://rugame.mobi/forum/27774/?PHPSESSID=27f031077d4556d15e4f768f4adca64c
http://lib.ru/SECURITY/kvn/corner.txt