[показать]«Жизнь самурая недолга,
Словно роса на траве,
Словно утренняя заря на востоке.»
Роан
Самурай. Как много в это в этом звуке для сердца японского слилось…
Цитата из Википедии
«По наиболее распространённому мнению самурайство зародилось в VIII веке на востоке, северо-востоке и крайнем юге Японии. На окраинах империи издревле осевшие здесь племена айну ожесточённо обороняли свои земли от императорских войск. Основу самурайства составили беглые крестьяне и вольные охотники, искавшие «земли и воли» на границах империи. Подобно донским и запорожским казакам, они проводили жизнь в непрестанных походах и стычках с воинственными аборигенами, защищая государственные границы.»
Именно в это время началось формирование касты самураев – закрытого сообщества профессиональных воинов, для которых меч – источник жизни. Без кавычек. Вероятно, слово «самурай» произошло от глагола «сабурау» – «служить, охранять», а в самом древнем своём значении – «личный слуга». Именно тогда и начало своё победоносное шествие дай-сё – пара из короткого и длинного меча. И если короткий меч – вакидзаси – был больше дополнительным оружием, то катана – повседневный длинный меч – собрала в себе все, абсолютно все качества универсального холодного оружия.
Катана короче длинных кавалерийских мечей «тати», которые, судя по форме, были исключительно оружием конника и напоминали больше персидские сабли, чем то, что обычно в нашем сознании ассоциируется с японским мечом. Катана хороша и для пешего, и для конного воина. Длинная, до метра в длину, и в то же время исключительно лёгкая, (всего 1,5 – 2 кг), она позволяла тренированному воину рубиться весь день. Длинная рукоятка (цука), оплетённая шёлковой тесьмой по пупырчатой коже японского ската, не скользит даже в очень потной руке. Длина клинка позволяет как достать всадника на лошади, так и сражаться в плотной пешей толпе. Конный воин, наклонившись, достаёт ей прижавшегося к земле противника. Катана – и рубящее, и колющее, и режущее одновременно, что определяет огромное, практически безграничное количество приёмов с этим оружием. А ведь можно было ещё и рукояткой по лицу заехать…
Но, видимо, Остапа понесло… Вернемся к истории.
Конечно, менялись условия и мода, но всё-таки меч оставался в рамках традиции на протяжении всей последующей японской истории, как будто выходил из рук одного мастера. Хотя, вру… Были и интересные «всплески».
Например, во время нашествия орд монгольского хана Кублая (1274 и 1281 гг.), японские оружейники срочно подгоняли вооружение самурайских дружин под новые условия. Хотя доспехи татарских воинов были не прочнее японских, но тактика боя была иной: воевали огромными конными толпами, сминавшими плотные ряды копейщиков и далее просто топча лошадьми всех без разбора. Длинные монгольские сабли, разрубавшие даже прильнувших к земле воинов, а так же туча стрел, летевшая со всех сторон, потребовали кардинального пересмотра как тактики ведения боя, так и оружия и снаряжения. Именно в это время появились огромные, до двух метров но-тати – полевые мечи, служившие для «выкашивания» конницы и копья-яри с режущим наконечником, длиной больше шести метров. Однако, всё проходит, и вернувшись к своим внутренним разборкам, японцы вернулись к традиционным катана и вакидзаси.
Окончательно сформировавшись к концу XII века, самураи, в полном соответствии с известным принципом – «кто сильнее, тот и прав» – сформировали свою собственную власть – «сёгунат», самурайскую прослойку между императором и остальным народом. Именно высокое место воина в средневековой Японии и подстегнуло производство дорогого, качественного оружия. Мастер колдовал над каждым мечом три и более месяца, и даже при этом более половины полос (клинков) уходили в брак и перековывались.
Именно в это время (с 1192 г. н.э.) оружие и доспехи начали приносить в дар храмам как самое ценное сокровище империи.
Именно тогда и обрёл свои канонические свойства японский меч!
«Во-первых – им можно рубить и медь, и железо!
Во-вторых – если поднести к лезвию волосок и
подуть на него – лезвие перережет волосок…»
Ши Най-ань «Речные заводи».
Эпоха воюющих провинций (1467 г. - 1568 г.) потребовала просто гигантского количества мечей, что неизбежно очень ухудшило качество оружия.
Кроме того, именно в это время в Японии началось массовое применение огнестрельного оружия.
[показать]Это самым революционным образом изменило всю военную тактику Японии. Индивидуальные схватки самураев, на которые неминуемо распадалась любая битва, уступили место гораздо более эффективным коллективным действиям пеших стрелков (асигару) и копейщиков, попросту добивавших раненых. С острова Кюсю, где было налажено поточное производство фитильных ружей, мушкеты под названием «Танэгасима» стали расходиться по всей Японии. Это время стало временем расцвета военного искусства самураев. Именно тогда в сражениях стали принимать участие крупные конные и пешие массы войск, появилось огнестрельное оружие. Достигло своего апогея использование разведчиков и диверсантов – ниндзя – и окончательно сформировались первые крупные школы боевых искусств. Начиналось активное строительство замков.
Казалось, дни меча сочтены и он займёт своё место в музеях, как и произошло во всем мире.
Везде. Кроме Японии.
Усмиривший воюющую страну в конце ХVI в. диктатор Тоётоми Хидэёси установил четкое социальное деление всех слоев общества. На верхушке этого общества, сразу вслед за императором и аристократами, стояли самураи. Воины получили множество привилегий. Законодательно было оформлено право ношения воинами двух мечей. Кроме них, этого права не имел никто. Каждого простолюдина или крестьянина, который, по мнению самурая, проявил к нему недостаточное уважение, он мог практически безнаказанно зарубить на месте.
Сёгун Иэясу Токугава (1543-1616), пришедший к власти в начале XVII века, не только не стал менять эту тенденцию, но и закрепил её ещё больше. Класс самураев был выделен из всего остального общества, привилегии его выросли. Любые спорные вопросы между даймё (крупными феодалами) решались миром, а если и воевали соседи, то по-тихому, без грома и батальности, кто кого перережет. Вот тут-то и возродился меч!
Кроме того, войны прекратились, и копья, луки, мушкеты оказались не у дел. А меч? Как раз-таки меч вышел в «хранители чести» и стал «универсальным решателем» практически любых вопросов. Возродились древние традиции, мастера опять могли колдовать над каждым мечом несколько месяцев. Открывались новые школы, и грозные техники дзюцу превращались в гармоничные до – пути совершенствования личности, закалки духа.
И эта идиллия продолжалась до… 1876 года, когда указом императора Муцухито был упразднён сам класс самураев.
Началась другая, постсамурайская эпоха в истории страны Восходящего солнца. Эпоха, не сулившая самурайскому мечу ровным счётом ничего…
Хорошего.
Михаил Груздев