Продюсеры любят ковать железо, пока горячо, а потому стараются выпускать сиквелы через два-три года после выхода успешной картины. А то и раньше. Но бывает и так, что продолжения ждут, ждут, ждут…… А оно появляется лишь спустя десятилетие. Или спустя несколько десятилетий.
Сиквэл, сиквел (англ. sequel - продолжение ) — книга, фильм или любое другое произведение искусства, по сюжету являющееся продолжением другого произведения, построенное на персонажах из него и т. д.
(Terminator 3: Rise of the Machines,2003, Джонатан Мостоу)
Уничтожение чипа во второй серии «Терминатора» не предотвратило, а лишь отсрочило Судный день. Так что Джона Коннора вновь ждет встреча с гостями из будущего. На сей раз «Скайнет» посылает в прошлое истребителя терминаторов Т-X, а Сопротивление довольствуется новой версией Т-800 – моделью Т-850.
Поскольку «Терминатор 2» был одним из лучших фантастическим боевиком все времен, многим фанат хотелось увидеть новый фильм о приключениях семейки Коннор и киборгов-убийц. Однако из-за судебных разбирательств вокруг обанкротившейся студии Carolco работа над сиквелом затянулась настолько, что Джеймс Кэмерон потерял к проекту интерес, и фильм попал в руки поставщика «Ю-571». Если бы за спиной «Терминатора 3» не маячили тени предшественников, он вполне мог бы стать самостоятельным хитом – масштабные трюки, напряженное действие, провокационный сюжет… Однако никого сравнения с первыми двумя лентами картина не выдерживала, а потому фанаты были разочарованы.
(The Exorcist III,1990, Уильям Питер Блэтти)
Лейтенант Уильям Киндерман (Джордж Скотт) расследует череду убийств, повторяющих преступления маньяка (Брэд Дуриф), казненного за 15 лет до начала кровавого цикла. Казалось бы, такие убийства может совершить лишь маньяк-одиночка, однако детектив находит на местах преступлений разные отпечатки пальцев. Со временем Киндерман осознает, что убийца – казненный преступник, душа которого вселяется в разных людей.
«Изгоняющий дьявола» (1973) Уильяма Фридкина стал классикой жанра. Однако его сиквел 1977 года, снятый Джоном Бурманом, вызывал не ужас, а смех. Одним из первых, кто посмеялся над ним, был сценарист оригинала Уильям Блэтти. 13 лет спустя он создал собственное продолжение, существенно более удачное, но все равно не дотягивающее до исходной картины. Хотя время от времени находятся критики, предпочитающие фильм Блэтти ленте Фридкина. Даже несмотря на то, что второй сиквел был перекроен студией в соответствии с продюсерскими представлениями о том, каким должен быть хоррор.
(Basic Instinct 2,2006, Майкл Кейтон-Джонс)
Гоняя по Лондону, писательница Кэтрин Трэмелл (Шерон Стоун) направила машину прямо Темзу. Кэтрин выплыла, а вот бывший с ней известный футболист – нет. Была ли катастрофа случайностью или же Трэмелл убила спортсмена?
Когда эротический триллер «Основной инстинкт»(1992) сделал Шерон Стоун всемирно известной, актрисе было 34 года. Небольшая проблема для драматической исполнительницы, но серьёзное препятствие для звезды эксплуатирующей свою сексуальность. Поначалу казалось, что Стоун успеет переквалифицироваться, пока её сексуальность не увянет, но в 1988-м актриса вышла замуж, и выпала из голливудской обоймы. А когда развелась и вернулась в кино, было уже поздно. Провалы «Женщины-кошки» и «Основного инстинкта 2», лишь подтвердили, что пластические операции не возвращают юность, а делают женщину неестественной. Впрочем, у обеих лент были более существенные проблемы, чем внешность Стоун. Дурацкие сценарии, слабые партнёры по площадке…. И отсутствие режиссёра вроде кинохулигана Пола Верховена.
(Escape from L.A.,1996, Джон Карпентер)
После того как землетрясение превращает Лос-Анджелес в остров, там создаётся колония для «нежелательных элементов». Проходят годы и городской бунтарь Куэрво убеждает дочь президента США передать ему пульт управления спутниковым супероружием. Чтобы вернуть устройство, власти забрасывают в Лос-Анджелес преступника-спецназовца по имени Змей Плискен(Курт Расселл). «Побег из Нью-Йорка»(1981), в котором за режиссуру отвечал Джон Карпентер, а за спецэффекты – Джеймс Камерон, был великолепным фантастическим боевиком, вдохновившим многие ленты. Но он не был шедевром калибра «Терминатора» или «Бегущим по лезвию бритвы». Поэтому от сиквела работа над которым затянулась на 15 лет, не требовалось совершенства. Карпентеру достаточно было вернуть на экран Плискена и вновь выстроить вокруг него размашистое футуристическое приключение. Именно это режиссёр и сделал – слишком точно воспроизведя сюжет первой картины, но зато добавив в действие едкую сатиру и воспользовавшись преимуществами существенно возросшего сюжета.
(2010, Никита Михалков)
В самом начале Великой Отечественной войны бывший комдив Котов чудом спасается из лагеря и попадает в штрфбат. Два года спустя Сталин приказывает полковнику НКВД Мите Арсеньтеву, женившемуся на супруге Котова и удочерившему их дочь, найти комдива.
«Утомлённые солнцем» были одним из лучших российских фильмов 1990-х. Сюжет, персонажи, актёры, постановка - «Утомлённые» могли бы забраться на вершину, даже если бы конкурировали с другими хитами, а не с выжженной землёй, оставшейся после краха советского кино. Но чем выше ценишь первых «Утомлённых», тем обиднее смотреть сиквел, который три часа бросается в зрителей разрозненными фрагментами, но так и не удосуживается сложить их в драматическую мозаику. Попутно оскорбляя память кремлёвских курсантов, доблестно защищавших Москву, и изображая немецких пилотов честными солдатами, которых заботили красные кресты на санитарных конвоях. Не говоря уже о бредовых сценах вроде эпизода с миной управляемой молитвой.
(The Two Jakes,1990, Джек Николсон)
Частный детектив Джейк Джиттс (Джек Николсон) помогает риэлтеру Джейку Берману (Харви Кейтел) изобличить жену в измене. Но когда два Джейка находят «любовное гнездышко», Берман убивает любовника супруги, который оказывается его бизнес-партнером. После этого Джиттсу приходится разбираться, было ли преступление совершено в порыве страсти или же спланировано. Номинированная на одиннадцать «Оскаров» и получившая статуэтку за лучший сценарий, криминальная драма 1974 года «Китайский квартал» задумывалась как начало трилогии, последовательно раскрывающей подноготную политики Лос-Анджелеса. Однако в 1977-м режиссер «Кватала» Роман Полански бежал от американского правосудия в Европу, и проект сиквела заглох, пока годы спустя не был реанимирован по настоянию Николсона. Сценарист Роберт Таун вновь написал закрученный детективный текст, но Николсону не хватило режиссерского таланта, чтобы создать кино, сравнимое с «Кварталом», и усмирить чрезмерно запутанное действие, испытывающее терпение даже усидчивых зрителей.
( Star Wars Episode I: The Phantom Menace,1999, Джордж Лукас)
Галактическая Республика доживает последние годы и не может справиться с конфликтами вроде налогового спора, приведшего к блокаде планеты Набу. Чтобы разобраться в ситуации, туда отправляются джедаи Квай-Гон Джинн (Лайам Нисон) и Оби-Ван Кеноби (Юэн Макргрегор). Как только нейрохирурги научатся удалять из мозга неприятные воспоминания, к ним сразу выстроится очередь из поклонников «Звездных войн», желающих вытравить из памяти «Скрытую угрозу» и то, что за ней последовало. Трудно сказать, что нас больше раздражает в этой постановке, поскольку в ней все вопиет о полной атрофии у Лукаса таланта сценариста. Начиная с едва половозрелой «избранной королевы» и заканчивая толпами джедаев, не способных распознать ситха у себя под носом. Подозреваем, что Лукас мог бы ткнуть пальцем в любого посетителя фэн-фестиваля и получить от него более от него более вменяемый набор сценарных идей.
(A Space Odyssey 2010,1984, Питер Хьямс)
Чтобы выяснить, что случилось на борту космического корабля «Дискавери», отправленного на изучение Юпитера, США и СССР организуют совместную экспедицию на борту советского корабля под названием «Алексей Леонов». Появившаяся в 1968-м «Космическая одиссея 2001» была рубежным фильмом для кинофантастики. Она доказала, что в этом жанре можно создавать куда более существенные произведения, чем картины о нападении резиновых пришельцев на картонные декорации. Однако, пытаясь очистить космическую фантастику от трэшевого налета, режиссер Стэнли Кубрик и сценарист Артур Кларк создали скорее художественный манифест, нежели драматическое произведение. Поэтому «Одиссея 2010», вновь придуманная Кларком, оказалась достойным дополнением к предшественнице. Почти никаких визуальных прорывов, но зато последовательный, напряженный сюжет, внятные объяснения сценарных загадок «2001» и куда более интересные персонажи.
(The Godfather: Part III,1990, Фрэнсис Форд Коппола)
Стареющий Майкл Карлеоне (Аль Пачино) почти полностью отказывается от управления своим криминальным синдикатом, перепоручив его бывшему «боевику» Джоуи Зазе (Джо Мантенья). Пытаясь замолить грехи, Майкл финансирует благотворительность, также он начинает сотрудничать с Ватиканом и осознает, что в святых стенах таится жестокая и коварная мафия. Бесспорно, Майкл Корлеоне, ключевой персонах в истории криминальных драм, имел полное право отправиться на покой с эпическим размахом. Тем более бесспорно, что Коппола был вправе полтора десятка лет задерживать съемки триквела, дабы Пачино выглядел правдоподобно в образе шестидесятилетнего авторитета. Однако, создавая третий фильм, Коппола допустил несколько ошибок, которые едва не погребли под собой весь фильм. В частности, он доверил ключевую роль своей дочери Софии Копполе, которая ее не потянула. К тому же в «Крестном отце 3» слишком много сиюминутной журналистики и попыток эксплуатировать нашумевшие ватиканские скандалы. Сюжеты двух первых лент были более универсальны.
(Rocky Balboa,2006, Сильвестр Сталлоне)
После смерти жены Рокки (Сталлоне) распоряжается небольшим итальянским ресторанчиком и пытается наладить отношения с сыном (Мило Вентимилья). Тем временем чемпион Мейсон Диксон (Антонио Тарвер) бесится из-за неврастеников, твердящих, что он подбирает слабых соперников. В итоге пиар-компания чемпиона увенчивается дуэлью с Бальбоа. Откровенно говоря, сериал о Роккп надо было закончить на первой серии, в которой заглавный герой доказывал не столько то, что он гений бокса, сколько то, что он настоящий мужчина. Дальнейшие приключения Рокки уже не были столь драматичны. Но поскольку мы смирились с существованием серий со второй по четвертую (пятую не любит даже сам Сталлоне), на их фоне «Рокки Бальбоа» вполне достойное произведение. Да, абсурдное с сюжетной точки зрения (что Диксон доказывает боем со стариком), но зато с эффектно поставленной кульминационной экшен-сценой, сентиментальными уроками жизни, лошадиной дозой ностальгии и уверенностью Сталлоне в том, что слова «слишком поздно» придумали слюнтяи.
(18 ans apres,2003, Колин Серро)
За годы, прошедшие со времен «Трех мужчин и младенца», малышка Мари (Мадлен Бессон) превратилась в выпускницу. Сдав экзамены, она отдыхает на Ривьере вместе с матерью, ее мужем-американцем и его сыновьями. Естественно, «отцы» девушки (Андре Дюссолье, Мишель Бужена и Ролан Жиро) оказываются неподалеку.
В отличие от многих «первых» картин в этом перечне, «Трое мужчин и младенец» никто никогда не называл комедийным шедевром. Фильм был и остается не более чем компетентной французской фарсовой комедией, в которой женщина-режиссер Колин Серр получила шанс поиздеваться на мужским нежеланием заботиться о маленьких детях. Тем не менее картина была достаточно успешно, чтобы 18 лет спустя многие из создателей оригинала вновь вернулись на экран, дабы на сей раз высмеять «тупых американцев», продемонстрировать достопримечательности Южной Франции и в очередной раз доказать, что стрелам Амура все возрасты покорны. Да, энергетика в «18 лет спустя» не та, что в оригинале, но и французское кино сейчас уже не, что в 1980-х.
( The Blues Brothers 2000,1998, Джон Лэндис)
Музыкант Элвуд Блюз (Дэн Эйкройд) выходит из тюрьмы и пытается собрать свою прежнюю группу. Его брат Джейк умер, и Элвуд нанимает на его место бармена Мэка (Джон Гудман). Попутно Элвуд берет шефство над сиротой Бастером и это привлекает к нему внимание полицейских, которые считают, что Элвуд похитил мальчика.
Когда Джон Белуши умер от передозировки через два года после выхода «Братьев Блюз», на проекте должна была быть поставлена точка. Какие «Братья Блюз», если Джейка больше нет? И Эйкройд долго держался, не эксплуатируя брэнд. Но когда ему стало невмоготу, он начал выступать вместе с Джейсом Белуши (в «Братьев Блюз 2000» он не попал из-за занятости на ТВ), а затем вместе с Джоном Лэндисом создал сиквел «Братьев». В результате получилась картина, которая ни на секунду не дает усомниться, что она снята лишь для того, чтобы ее авторы немного заработали.
Совершенно бредовый сюжет, трюки ради трюков. И отличные музыкальные номера, из которых нужно было просто смонтировать фильм-концерт.
(Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull,2008, Стивен Спилберг)
В 1957 году профессор Джонс пытается помешать советским агентам заполучить останки инопланетянина, приземлившегося в Розуэлле. Оказывается, что полковнику Ирине Спалко нужны инопланетные хрустальные черепа, открывающие путь в храм майя, где хранятся секреты пришельцев.
За что мы любим Индиану Джонса? В частности, за то, что он не супергерой. Его не кусал радиоактивный паук, он не родился на планете Криптон. Все, что он знает и умеет, он выучил в библиотеке или во время своих приключений. Джонс – отличный пример для подражания. Но именно поэтому он не может пережить ядерный взрыв, спрятавшись в
холодильнике. Вставив эту сцену в картину, Спилберг и Лукас показали, что не понимают собственного героя. Или просто забыли, в чем суть Джонса, за годы перерыва между третьей и четвертой серией. Да, «Королевство хрустального черепа» все равно стало хитом, но не отменяет разочарования. Такой Джонс нам не нужен.
(Rambo IV,2008, Сильвестр Сталлоне)
Бывший спецназовец Джон Рэмбо живет в Таиланде и зарабатывает как перевозчик по местным рекам. Однажды его нанимают западные миссионеры, везущие гуманитарную помощь народности Карен, которая воюет с правящей в Мьянме военной хунтой. Вскоре после расставания с Рэмбо миссионеры попадают в плен, и он нанимается как помощник наемников, отправленных для спасения служителей Церкви.
Вышедшая в 1982 году «Первая кровь» была великолепной помесью психологической драмы с боевиком. Однако последовавшие за ним «Рэмбо II» и «Рэмбо» были исключительно боевиками, в которых заглавный герой ради некой благой цели толпами выкашивал безымянных иностранных врагов, доказывая превосходство американского спецназа. Имея это в виду, можно назвать четвертого «Рэмбо» вполне достойным сиквелом, поскольку в нем Джон вновь расправляется в толпами противников, сливающихся в единую массу. Конечно, тем, кто помнит самую первую картину, всегда хотелось большего, но ничего не попишешь. Такой Рэмбо еще больше зарабатывает в прокате, чем Рэмбо-нытик, которому даже в Америке чудятся вьетнамские застенки.
(Psychosis 2,1983, Ричард Франклин)
После многолетнего заключения в психиатрической клинике Норма Бейтс (Энтони Перкинс) выходит на свободу. Но вскоре он начинает получать сообщения от своей покойной матери и решает, что опфть сходит с ума.
Сиквел картины, с которой начался жанр «чиллер» и многое другое в мире хорроров, через 23 года после ее появления и через два года после смерти ее режиссера Альфреда Хичкока? Разумеется, продюсеры «Психоза 2» хотели только нажиться на популярности первой ленты и не ставили перед собой никаких художественных задач. Однако австралиец Франклин, друг и ученик Хичкока, вместе со сценаристом Томом Холландом, будущим постановщиком «Детской игры» смогли создать напряженную и подчас застающую врасплох картину. К тому же, Перкинс сумел достойно вернуться к своей самой известной роли и превратить Бейтса из жуткого маньяка в персонажа, заслуживающего толики зрительского сочувствия. Немудрено, что лента на ура прошла в прокате в вдохновила еще два сиквела.
(The Color of Money,1986, Мартнн Скорсезе)
В прошлом блестящий бильярдист, а ныне спонсор молодых талантов, Эдди Фелсон (Пол Ньюмен) находит нового протеже по имени Винсент (Том Круз). Поначалу все идет как по маслу, но затем отношения Эдди, Винсента и Кармен (Мэри Элизабет Мастрантонио), девушки последнего, расстраиваются, и мужчины становятся соперниками.
От фильмов об игре в бильярд странно ждать драматических отношений, но вышедшая в 1961-м картина Роберта Россена «Бильярдист» ныне считается одним из лучших экранных рассуждений о стремлении побеждать и о цене, которую приходится платить за выигрыш. 25 лет спустя Мартин Скорсезе взялся за сиквел «Бильярдиста» и сделал то, что не удалось Спилбергу в последнем «Индиане Джонсе». Он свел вместе великого актера и восходящую звезду, а потом устроил своего рода «передачу лиры», позволив Крузу сыграть почти ту же роль, которую некогда исполнил Ньюмен. Уже одно это делает «Цвет денег» интересным. Вкупе с новым раундом наблюдений за соперничающими мужчинами.
(The Odd Couple II,1998, Говард Дойч)
Когда-то жившие в одной квартире Оскар (Уолтер Маттэу) и Феликс (Джек Леммон) давно не виделись. Но внезапно Оскар узнает, что его сын женится на дочери Феликса. Встретившись в аэропорту Лос-Анджелеса, бывшие друзья наверстывают упущенное, а потом отправляются на машине в город, где должна пройти церемония. К несчастью, они сбиваются с пути. Все голливудские фильмы и сериалы последних десятилетий, сводящие вместе героя-неряху и персонажа, одержимого чистотой, обязаны написанной в 1965 году комедийной пьеса Нила Саймона «Странная парочка». В 1969 году Джин Сакс так тщательно перенес на экран бродвейскую версию пьесы, что критики упрекали его в создании киноспектакля, а не полноценного фильма. Впрочем это не помешало «Странной парочке» стать исключительно популярной. 30 лет спустя Саймон написал о Феликсе и Оскаре новую историю, и на сей разГовард Дойч поставил картину, которую нельзя было перепутать со спектаклем. К сожалению, этим, а также присутствием классиков Мэттау и Леммона достоинства ленты исчерпывались.
(Saraband,2003, Ингмар Бергман)
Много лет назад Йохан (Эрланд Йозефсон) и Марианна (Лив Ульман) были женаты. Потом развелись, женщина вновь вышла замуж. Но когда ее второй супруг погиб, Марианна решила повидать первого мужа и его семью, в которой назрел кризис. Помимо творческой шведский гений Ингмар Бергман вел активную личную жизнь. Пять жен, череда любовниц, девять детей. Ему не нужно было искать вдохновение, чтобы в 1973 году снять мини-сериал «Сцены из семейной жизни», а затем смонтировать из него кинофильм. Драма о разваливающихся отношениях двух интеллектуалов оказалась столь влиятельной, что после ее появления в Швеции подскочило число разводов – женщины перестали мириться с мужской наглостью. Три десятилетия спустя Бергман вернулся в семью Йохана и Марианны, чтобы вновь передать зрителям личный опыт – уже не мужчины средних лет, а старика и главы большого семейства. Как и «Сцены», «Сарабанда» была выпущена и в телевидении, и в киноварианте. Эта печальная зарисовка стала последней киноработой шведа.
(2007, Тимур Бекмамбетов)
По традиции 31 декабря Евгений Лукашин (Андрей Мягков) с друзьями идет в баню. Но на сей раз вместо него мыться приходит его сын Костя (Константин Хабенский). Тот выпивает лишку, и очнувшись, обнаруживает, что оказался в Петербурге, в квартире незнакомой красотки (Елизавета Боярская). Которая оказывается дочерью Ипполита и Надежды. Шампанское, оливье и телефильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» - три десятилетия таков был застольный комплект любой российской семьи, встречающий Новый год. Даже зная наизусть все реплики и песни «Иронии судьбы», мы вновь и вновь любовались развитием отношений Жени и Нади, которые случайно встретились 31 декабря. И вот Тимур Бекмамбетов решил снять сиквел. И не только не создал ничего сравнимого по новогоднему духу, но и фактически надругался над нашей любимой сказкой, заставив Женю и Надю разойтись. Даже если бы в остальном «Продолжение» было шедевром, такой сюжетный поворот все равно непростителен.
(Belle toujours,2006, Мануэль де Оливейра)
Четыре десятилетия назад Анри (Мишель Пикколи) был другом мужа Северин (Бюль Ожье), страстной красавицы, которая втайне от своего буржуазного окружения работала высокооплачиваемой проституткой. Внезапно Анри вновь встречает Северин и пытается возродить их былые отношения. Самый странный фильм в нашем списке, «Все еще красавица» - это продолжение «Дневной красавицы» Луиса Бюнюэля, классической картины о тайнах женской души. Разумеется, умерший в 1983 году Бюнюэль не имел к «Красавицам» никакого отношения, но португальский сценарист и режиссер Мануэль де Оливейра всего на восемь лет младше испанца. Так, что это мастера одного творческого поколения, которых в 1960-е занимали одни и те же вопросы. Вероятно, поэтому португалец счел себя вправе снять сиквел «Дневной красавицы» и пригласить на съемную площадку Пикколи и Катрин Денев (когда Денев отказалась, ее заменила ровесница Ожье). Другое дело, что если «Дневная красавица» была свежей художественной провокацией, то «Все еще красавица» - меланхоличная тягомотина, единственный смысл которой – напомнить зрителям, что некоторые страсти тлеют, но не гаснут в течение десятилетий.