Мир вокруг нас состоит из огромного количества разнообразных, отличных друг от друга объектов, форм, красок, звуков. На первый взгляд кажется, что подобное многообразие должно быть хаотичным, но нет, природа стремится к гармонии, балансу. Задача дизайнера в некотором смысле схожа с задачей создателя этого мира - достичь сбалансированности, гармонии композиции. При этом гармония не является синонимом симметрии, напротив, излишняя упорядоченность может навредить дизайну, сделать его пресным.
Баланс, гармонию можно определить как некое сочетание, которое находится где то между хаотичным и монотонным дизайном. Причина этого определяется особенностями восприятия информации человеком - во-первых, человеческий мозг будет отрицать то, что не сможет упорядочить, понять. Поэтому хаотичное смешение цветов, чрезмерное их обилие в композиции вряд ли найдет должный отклик у аудитории. Однако, дизайн должен также представлять определенный визуальный интерес для зрителя, стимулировать его активность, что подчас не сможет обеспечить монотонный, чрезмерно упорядоченный дизайн. В случае цвета одним из лучших способов избавиться от монотонности - это использовать цвета, которые контрастируют по показателям яркости и насыщенности.
Суммируя вышесказанное можно сказать, что чрезмерно сильный сигнал ведет к нарушению гармонии, чрезмерной стимуляции мозга и, как следствие, рассеиванию внимания и раздражению. Чрезмерная целостность композиции же недостаточна для привлечения внимания. Поэтому гармонию можно определить как динамическое равновесие, разумное сочетание упорядоченности и хаотичности, которое варьирует в зависимости от целей дизайнера. Причем это определение можно отнести как к гармонии цвета, так и к балансу в музыке, поэзии и даже сервировке блюд.
Несмотря на то, что ни одно цветовое сочетание не является универсальным можно определить несколько принципов, способных облегчить создание сбалансированной композиции.
![]() |
ХаотичностьСлишком много цветов. Баланс данной композиции нарушен. |
![]() |
ГармоничностьТщательно подобранные чистые цвета и сильные яркостные контрасты обеспечивают гармоничное сочетание |
![]() |
МонотонностьВсе цвета приглушены, значения яркости почти одинаковы. Гармония требует наличия контраста. |
![]() |
ГармоничностьСочетание приглушенных и насыщенных цветов, близких по яркости создают мягкую, плавную гармонию |
Основой аналоговой гармонии могут стать любые три цвета идущих друг за другом на цветовом круге из 12 частей. Примером аналогового сочетания может стать сочетание желто-зеленого, желтого и желто-оранжевого. Как правило, один из оттенков доминирует.
![]() |
Динамичная аналоговая гармония, основанная на использовании насыщенных цветов и сильных яркостных контрастов |
![]() |
Мягкая аналоговая гармония, основанная на использовании приглушенных цветов близких по яркости |
Любые два цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга, например сине-оранжевый. Комплементарные сочетания обеспечивают максимальную контрастность и стабильность дизайна. Понижение насыщенности составляющих цветов понижает контраст, но поддерживает баланс композиции.
![]() |
Динамичная комплементарная гармония, основанная на использовании насыщенных цветов и сильных яркостных контрастов |
![]() |
Мягкая комплементарная гармония, основанная на использовании приглушенных цветов близких по яркости |
Любой цвет плюс два цвета, лежащих по краям комплементарного ему цвета. Примером подобного сочетания может служить желтый плюс красно-фиолетовый и сине-фиолетовый. Подобное сочетание смягчает контраст комплементарной цветовой схемы.
![]() |
Динамичная сплит-комплементарная гармония, основанная на использовании насыщенных цветов и сильных яркостных контрастов |
![]() |
Мягкая сплит-комплементарная гармония, основанная на использовании приглушенных цветов близких по яркости |
Цвета подобного сочетания лежат на вершинах равнобедренного треугольника, помещенного внутрь цветового круга. Примером подобной гармонии может служить сочетание красного, синего и желтого.
![]() |
Динамичная триадная гармония, основанная на использовании насыщенных цветов и сильных яркостных контрастов |
![]() |
Мягкая триадная гармония, основанная на использовании приглушенных цветов близких по яркости |
Подобная гармония основана на каком-либо аналоговом сочетании плюс цвет, который является комплементарным среднему цвету выбранной аналоговой схемы .
Комбинация двух пар комплементарных цветов, когда образуется квадрат или прямругольник.
Любой цвет в сочетании с черным, белым и (или серым). Например красно-черно-белое сочетание. Подобные схемы исключительно динамичны из-за высоко контраста темных и ярких областей, хроматичных и ахроматичных оттенков. Следует отметить, однако, что менее удачным будет использование очень светлых или очень приглушенных цветов.