Современному человеку сложно представить свою жизнь без электричества, горячей воды, бегущей из-под крана и газовой плиты, на которой без особого труда можно приготовить и подогреть пищу. Однако даже в наше время существуют племена кочевников-оленеводов, жизнь которых полностью связана с тундрой и ее природными условиями. А условия эти далеки от жизни в комфортабельных апартаментах.
Тундра знаменита своими морозами зимой и бесчисленной мошкарой летом. Как же кочевникам удается в таких условиях жить, рожать детей, следить за своей гигиеной и ходить в туалет?
Быт коренных народов Севера окутан десятками мифов, большая часть которых давно не соответствует действительности. Прямое наблюдение, проведенное в нескольких стойбищах, позволяет отделить вымысел от реальности. Жизнь в тундре сурова, но люди здесь давно нашли компромисс между традициями и современными удобствами, а не застыли в прошлом веке.
Главная картинка новости: Как моются, ходят в туалет и рожают детей оленеводы в тундре в -50 °С - суровая правда о жителях Севера
Жизнь кочевников полностью связана с оленями. Основной пищей этих животных является ягель, который довольно быстро ими съедается. Поэтому народам Севера нельзя долго просиживать на одном месте – через 2-3 дня приходится собирать весь скарб и отправляться на поиски нового пастбища.
Олени дают кочевникам возможность выживать в подобных условиях: их шкура используется для одежды, постройки жилья, а их мясо и внутренности, конечно же, идут в рацион.
Поэтому обитатели тундры так пекутся о сытости своих оленей.
Утверждение, что оленеводы не моются месяцами, — самое распространенное заблуждение.
Однако частые переходы с места на место не позволяют народам Севера иметь в жилище какие-либо условия для комфортного принятия душа. При таких низких температурах мытье является довольно затруднительным занятием. Чтобы добыть воду чукчи и ненцы разводят костер, на котором топят снег.
Горячая вода — ее кипятят в котле над печью.
Правда для такого удовольствия приходится растапливать очень много снега, примерно в течение 4-5 часов.
В тундре практически весь быт ложится на женские плечи: она и чум собирает, и еду готовит, и одежду шьёт, и за порядком следит, и огонь в очаге поддерживает... Обязанностей очень много.
Получается, именно от женщины зависит выживание семьи. Если не будет дров, не будет и очага. А без очага в -50 °С даже ненцам и хантам не очень уютно.
Однако в тундре дрова являются довольно дефицитным ресурсом, потому воду используют в основном для приготовления пищи или чая.
У входа в чум – жилище кочевников – можно встретить умывальник, который является как раз средством для ухода за гигиеной. В крайних случаях моются над тазом в отдельном помещении яранги.
Моются традиционно, с тазиком и ковшиком, отгораживаясь для удобства простой занавеской.
Детей моют в больших тазах или ведрах.
Зимой это делают реже из-за риска простудиться, но влажные салфетки и другие средства гигиены давно вошли в обиход.
Этим людям зимой нередко приходится защищаться от переохлаждения с помощью жира, которым они натирают свое тело. После, чтобы почистить свое тело, они садятся возле костра. Когда жир начинает размягчаться, его соскребают с тела.
Сейчас исторический метод с оленьим жиром, который соскабливали после бани, почти не практикуется.
Но чаще всего моются летом, правда и тогда мешает мошкара и гнус.
Еще раньше чукчи верили, что мыться нельзя, потому что мытье забирает здоровье человека. Возможно, частично это было оправдано, так как в такие морозы очень легко простудиться в процессе водных процедур. Однако в советские времена чукчей стали приучать следить за своей гигиеной, после чего они обзавелись переносными печами и мобильными банями.
С туалетом всё ещё проще. Тундра большая, и специально отведенное место находится поодаль от чумов и источников воды. Зимой место обозначают палкой.
Именно поэтому часто можно услышать шутку: "А зачем палка?" — "Чтобы отбиваться от диких зверей". Но на самом деле дикие звери к стойбищу не подходят. И намного большей проблемой могут быть олени, которым не хватает соли. Они ищут её всеми возможными способами. Поэтому уходить по нужде лучше так, чтобы олени не видели и не начали есть жёлтый снег.
Не замерзает ли всё в -50 °С? Тут, кстати, женщинам, повезло больше, чем мужчинам. Потому что полы шубы из оленьих шкур (ягушки) создают своеобразную палатку, куда не задувает ветер и где сохраняется тепло.
Стирка
Ещё один стереотип (по аналогии с "Никогда не моются") — "Никогда не стирают". Конечно, это неправда. Летом в стойбище оленеводов я даже видела стиральную машинку. Ну а почему нет? Электричество от генератора, вода из речки, и вот тебе чистое бельё, которое можно развесить на низких кустах.
Вот тут сушится одежда на ворохе дров для печки
Зимой ещё проще: одежду просто развешивают на верёвках, а дальше ветер и мороз делают своё дело. Всё отлично очищается и вымораживается.
Ветер и низкие температуры вымораживают грязь, прекрасно очищая ткань.
Насекомые
Да, комары, мошки и оводы — настоящая напасть в тундре. Но и с ними оленеводы уживаются. Летом перегоняются стадо на север, там комаров и мошек поменьше. Зимой двигаются южнее — туда, где побольше деревьев, — чтобы были дрова для печки.
Естественно, никаких тараканов и прочих домашних вредителей в чумах нет, они просто не выживают на таком морозе. Да и зимой хозяйка регулярно выносит шкуры и покрывала на мороз.
Как рожают?
Раньше для роженицы ставили отдельный чум. Но сейчас всё более цивилизовано. За несколько недель до предполагаемой даты родов женщина просто отправляется в посёлок в роддом и ждёт радостного события там.
А на крайний случай в каждом стойбище есть спутниковый телефон, по которому можно вызвать санитарный вертолёт. Кажется, даже не во всех отдалённых деревнях есть такая роскошь. :)
Как видите, даже несмотря на довольно суровые условия, быт в стойбище организован по чётком распорядку и в целом относительно комфортный. Можно сравнить с долгим походом с палатками. Только в случае с оленеводами это поход длиною в жизнь.
Но кроме массы обязанностей, есть ещё вещи, которые женщине категорически делать нельзя. Большинство из них связаны с религиозными обычаями и обрядами.
Например, женщине нельзя надолго отлучаться из чума или из стойбища. Звучит логично, ведь кто-то же должен поддерживать огонь в печи.
В самом стойбище нельзя переступать через мужские вещи. Считается, что этим можно накликать на мужа беду или неудачу.
Женщина не садится за стол с мужчинами; её задача — подавать еду на стол и постоянно подливать чай, который оленеводы пьют в огромных количествах. Это не относится к гостям-женщинам, конечно.
А когда гость хочет встать из-за стола, хозяйка чума должна упереться в стол руками, таким образом не давая гостю унести благополучие из дома.
При этом женщине не принято помогать по кухне. Если вы начнёте что-то делать — убирать посуду, мыть или готовить, — то это будет воспринято как неуважение.
Ещё в некоторых семьях женщинам запрещено чистить рыбу.
И, пожалуй, самое основное.
Позади чума стоят священные нарты. На них хранят фигурки семейных богов. Женщине ни в коем случае нельзя проходить рядом с ними.
И нельзя проходить с обратной стороны печки. Грубо говоря, между буржуйкой и стеной чума.
Это место тоже считается священным. И вот этот запрет касается всех женщин без исключения. Даже гостей.