• Авторизация


Коты и кошки в живописи . 1 Часть . 18-09-2025 21:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Васмак Оригинальное сообщение

Картинна Настасьи Чудаковой

Картина Настасьи Чудаковой .

Коты и кошки – частые гости на картинах отечественных художников. Они могут украшать кухонный интерьер, символизируя тепло и уют домашнего очага, или нести более глубокий смысл, раскрывающий суть происходящего на картине или характер главного героя на полотне.

Как правило, кошек «на всё полотно» никто не рисовал. Исключение – работы Валериана Александровича Яблочкина. Он писали исключительно кошачьи портреты, но, к сожалению, в кухонном интерьере никто из котов замечен не был. Художнику приписывают фразу: «Ты знаешь, кто я таков? Я Рафаэль Котов!»

«Добыча» Валериан Александрович Яблочкин, 1875

«Добыча» Валериан Александрович Яблочкин, 1875

«Добыча» Валериан Александрович Яблочкин, 1875

До него был живописец, на творчество которого коты оказали почти такое же сильное влияние. Иоганн Фридрих Гроот прожил в России 58 лет, обрусел и стал зваться Иваном Фёдоровичем. В Санкт-Петербург он прибыл как «контрофагер» — реставратор картин, но на новой родине у него открылся талант «зверописеца». Не устояв перед кошачьей красой и грацией, рисовал котов в истинно европейской манере.

«Кот и мёртвый заяц» Иван Фёдорович Гроот, 1777

«Кот и мёртвый заяц» Иван Фёдорович Гроот, 1777

«Кот и мёртвый заяц» Иван Фёдорович Гроот, 1777

Вероятно, под впечатлением работ Пауля де Воса и Снейдерса из-под его кисти выходили настоящие хищники, запросто заваливающие зайцев. Либо кот решил прибрать для себя оставленную на кухне дичь?

«Свежий кавалер» Павел Андреевич Федотов, 1846

«Свежий кавалер» Павел Андреевич Федотов, 1846

«Свежий кавалер» Павел Андреевич Федотов, 1846

На картине Федотова оживает целая история, полная неожиданных поворотов. Любители живописи наверняка узнают полотно «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик». Это произведение просто великолепно передает атмосферу!

В нем прекрасно все: и самодовольная, немного глупая физиономия новоиспеченного кавалера (обратите внимание на орден Станислава на его потрепанном халате), который только что очнулся после бурной ночи, и снисходительная усмешка служанки, держащей в руках рваный башмак своего хозяина. А как вам собутыльник, затаившийся под столом? И, конечно, кот, который совершенно невозмутимо потягивается, будто не замечая всей этой утренней суматохи.

Мастерство Ивана Горохова проявляется не только в технике исполнения, но и в удивительной точности, с которой он запечатлел крестьянский быт. Этот реализм вполне объясним: художник появился на свет в семье бывшего крепостного и провел детство в деревне.

«Девочка с котятами» Иван Горохов, 1895

«Девочка с котятами» Иван Горохов, 1895

«Девочка с котятами» Иван Горохов, 1895

На его картине мы видим трогательную сцену: крестьянская девочка кормит котят. Работа выполнена с почти фотографической детализацией, а скромная обстановка крестьянского дома наполнена атмосферой уюта и тепла.

«Дедушка глуховат» Иван Пелевин, 1889

 «Дедушка глуховат» Иван Пелевин, 1889

«Дедушка глуховат» Иван Пелевин, 1889

Как жаль, что имя Ивана Андреевича Пелевина сегодня почти не вспоминают! А ведь этот художник, создавший более ста полотен, умел так тонко и проникновенно изображать жизнь простых людей, находя свет и радость в самом непритязательном деревенском быту. Как на этой картине, где внук читает деду, и старик, приобняв за плечи мальчика, наклонил голову, чтобы расслышать. К ним подходит кошка, ей хочется быть поближе к этим добрым людям.

«Кот и повар» Сергей Грибков, 1895

«Кот и повар» Сергей Грибков, 1895

«Кот и повар» Сергей Грибков, 1895

Художник был большим мастером жанровой живописи. Подтверждение тому иллюстрация басни Крылова «Кот и повар», на которой не совсем трезвый повар читает нотации виновнику кухонного разгрома полосатому Ваське. А кот слушает и ест.

«На кухне» Сергей Грибков

«На кухне» Сергей Грибков

«На кухне» Сергей Грибков

На другом полотне Сергея Грибкова совершенно другая атмосфера. Здесь царит мир и покой. Молодая кухарка перекладывает их корзины на стол купленные свежие овощи и курицу, а кот когтистой лапкой хватает её за юбку, напоминая о себе. Пора кормить кота!

Не обошли стороной тему кошек в домашнем и кухонном интерьере и братья Маковские. И без того прекрасные картины, запечатлевшие сцены из повседневной жизни, становятся еще более живыми и интересными благодаря присутствию в них кошек.

«Разговоры по хозяйству» Маковский Константин Егорович, 1868

«Разговоры по хозяйству» Маковский Владимир Егорович, 1868

«Разговоры по хозяйству» Маковский Владимир Егорович, 1868

«Утренний чай» Маковский Владимир Егорович, 1891

«Утренний чай» Маковский Владимир Егорович, 1891

«Утренний чай» Маковский Владимир Егорович, 1891

«За чаем» Маковский Владимир Егорович, 1909

«За чаем» Маковский Владимир Егорович, 1909

«За чаем» Маковский Владимир Егорович, 1909

Если на этих картинах кошкам отведена роль третьестепенного персонажа, то на полотне «Опять они ссорятся (Повар и кухарка)» уже другой расклад. Чтобы понять, что происходит на картине, важно знать, что в царской России должность повара ценилась выше, чем кухарки. В состоятельных семьях обычно служили оба: повар отвечал за трапезы хозяев и гостей, а кухарка – за обеды для прислуги. Иногда повара приглашали по графику или в особые дни.

В менее состоятельных семьях могло быть две кухарки: белая – для господ, чёрная – для прислуги. В небогатых домах держали одну кухарку, которая готовила для всех живущих в доме.

«Опять они ссорятся (Повар и кухарка)» Маковский Владимир Егорович, 1912

«Опять они ссорятся (Повар и кухарка)» Маковский Владимир Егорович, 1912

«Опять они ссорятся (Повар и кухарка)» Маковский Владимир Егорович, 1912

В отношениях между кухарками и поварами чувствовалась напряженность, и поводы для разногласий возникали регулярно. Кухарки, вероятно, воспринимали приглашение повара как недоверие к их мастерству и удар по их профессиональной репутации. Причина конфликта, изображенного на картине, остается неизвестной, но кот явно демонстрирует свою поддержку повару.

Присутствие кошки или кота на полотне лишь добавляло шарма и без того обаятельным русским красавицам. Взгляните на полотно Екатерины Качура-Фалилеевой.

«У самовара» Екатерина Качура-Фалилеева, начало 1900-х годов«У самовара» Екатерина Качура-Фалилеева, начало 1900-х годов

«У самовара» Екатерина Качура-Фалилеева, начало 1900-х годов                                                                      https://dzen.ru/a/aIzmasBy_SSJhUMT?from_site=mail       

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Коты и кошки в живописи . 1 Часть . | дракоша52 - Дневник дракоша52 | Лента друзей дракоша52 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»