— Россия — моя Родина, мой дом. Быть русским композитором — моя данность, моя культура, мой язык, моя ментальность, мои родители, мои истоки. Это все вместе с кровью моей матери — моё!
Р.Щедрин
Родион Щедрин — это уникальное явление и эпоха в жизни мировой музыкальной культуры. Его оперы, балеты и симфонические сочинения многие десятилетия с огромным успехом исполняются на всех крупнейших сценах мира. Бесценное творческое наследие Щедрина неизменно находит отклик в сердцах публики. Это огромная трагедия и невосполнимая потеря для всего мира искусства
ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ Его первым учителем музыки был отец, Константин Михайлович Щедрин, одарённый редкими способностями - «магнитофонной» памятью. В родительском доме на семейных посиделках звучала музыка в исполнении «инструментального трио» в составе Константина Михайловича и двух его старших братьев. |
ДМИТРИЙ ШОСТАКОВИЧ В 9 лет Родион Щедрин познакомился с великим Дмитрием Шостаковичем, который в 1941 году приехал в Куйбышев. Тогда же он слушал знаменитую Седьмую симфонию Шостаковича. Считал его богом в музыке, а позже, когда они стали общаться как коллеги, примером человеческой порядочности и профессиональной этики. |
С детства Родион обладал абсолютным слухом и замечательным голосом.
Учился в ЦМШ (Центральная музыкальная школа), потом - в Московском хоровом училище
Свешникова. Московскую консерваторию закончил с отличием по двум специальностям: композиция и фортепиано.
С одной стороны, Щедрин отказался подписать письмо в поддержку вступления советских войск в Чехословакию.
С другой, к столетию Ленина он сочинил ораторию «Ленин в сердце народном».
С одной стороны, он автор «Марша монтажников» («Не кочегары мы,
не плотники, но сожалений горьких нет...»).
С другой стороны - автор музыки изысканного балета «Кармен-сюита»(по опере Ж.Бизе).
Он писал этот балет для своей жены, великой Майи Плисецкой, которая была одержима новеллой Проспера Мериме. Они познакомились в Большом на репетициях. Начинающий композитор впервые увидел молодую приму в балетном классе и влюбился. Кроме «Кармен-сюиты», он сочинил для Плисецкой ещё три балета - «Анну Каренину», «Даму с собачкой» и «Чайку». |
Отвечая на вопрос Владимира Познера о трех желаниях, Родион Константинович сказал, что желание у него только одно: быть вечно с Майей. Ибо любовь и искусство нетленны. Плисецкой не стало весной 2015 года. Её последняя воля звучала так: «когда настанет печальный час ухода из жизни, оба наших праха (мой и Щедрина) соединить воедино и развеять над Россией». |
Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Композитор, пианист, музыкальный педагог, народный артист СССР, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".
Автор семи опер, пяти балетов, трёх симфоний, четырнадцати концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Среди его сочинений - балеты "Конек-Горбунок", "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой"; оперы "Мёртвые души", "Лолита", "Очарованный странник", "Боярыня Морозова", "Левша" и многие другие произведения.
"Конёк-Горбунок" - одно из самых ранних творений композитора: работать над балетом Щедрин начал ещё во время учёбы в консерватории.
Принято считать, что балет Родион Щедрин полюбил благодаря Майе Плисецкой (тут просится штамп — «жене и музе»). Однако все было наоборот: сначала балет (в 1958 году Большой театр заказал композитору-студенту партитуру «Конька-Горбунка»), а уж потом — любовь всей жизни (для изучения балетной специфики Щедрин напросился в балетный класс и, увидев роскошную Майю в черном трико и купальнике, был сражен наповал). 4 марта 1960 года четырехактный «Конек-Горбунок» выскочил на сцену Большого с Плисецкой в роли Царь-девицы. И оказался образцовым: динамичным, ироничным, абсолютно балетным и совершенно оригинальным.
Главные партии исполнили: Царь-девица - Майя Плисецкая, Иванушка - Владимир Васильев, Конёк-Горбунок - Алла Щербинина, в партии Царя выступил сам хореограф Александр Радунский.
Народность партитуры Родиона Щедрина сочетается с остроумием и блеском современного музыкального языка, с интеллектуальностью, ироничностью, заставляющей вспомнить русские темы в изложении таких композиторов, как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский.
Блистательный ансамбль звёзд Большого театра, яркая и образная музыка, специальные эффекты и мультипликация, использованные при создании фильма, прекрасно прочитанный текст сказки Ершова Леонидом Хмарой — всё это создаёт зрелище яркое, завораживающее.