Работы Мгера занимают промежуточное положение между фигуративной живописью и абстракцией. Проявлением последней служат экспрессивная манера и свободная кисть, но, с другой стороны, Мгер не теряет связь с действительностью, не размывает её границы, а оставляет место для зрительского воображения.
Колоритные пейзажи Тифлиса — основная тема, которую Мгер затрагивает в своём творчестве. Его здания пульсируют невероятной энергией и отзывчивостью. Зритель словно наравне с художником бродит по тифлисским улочкам, в каждой их которых есть своя неповторимая атмосфера.
Мгер небезразличен и к другим жанрам, начиная с ярких пейзажей родных краёв и заканчивая нежными, изящными портретами женщин. Его творчество — это визуальная кристаллизация наблюдательности художественного взора, который никогда не ошибается и через своё мастерство и безумную любовь к жизни раскрывает человечеству все потаённые сокровища мироздания.
— Мгер, в творчестве многих художников явно отражается дух времени, в котором он живёт. Повлиял ли на вас наш стремительный век?
— Безусловно, время, пространство и та среда, в которых творит художник, влияют на его психологию. Главное, чтобы художник не терял своё «Я», своё истинное лицо, через которое он передаёт всему миру свой творческий опыт. Несмотря на то, что в наше время все направления и эксперименты исчерпали себя, настоящего художника это не должно останавливать, потому что истинному творцу всегда есть что сказать, и неважно, каким способом он это передаёт — следуя классической традиции или постмодернистским кричащим тенденциям. Важна внутренняя содержательность произведения.
Огромное влияние на творчество Мгера Чатиняна оказал Михаил Врубель. Несмотря на оптимистический колорит армянского художника, он именно во Врубеле находит безмерную мудрость, которая сопрягается с высоким художественным мастерством. Его экстатические произведения, пропитанные мистическим духом, передают все тона человеческих чувств. Эта особенность косвенно прослеживается во всех произведениях Мгера, в которых за красочностью скрывается внутренняя жизнь модели, города, природы.
— Как на ваш взгляд, насколько национальный фактор отражается в творчестве художника?
— Национальное мышление — это неотделимая часть творческой личности, потому что мы его наследуем и оно лежит в нас генетически. Несмотря на то, что шедевры всеобщей истории признаются всеми, безусловно, в них есть компонент национального миропонимания. Истинное искусство не чуждается узко национального, а пытается художественными атрибутами передать глубину этого неисчерпаемого кладезя.
— Что в живописи имеет решающее значение — цвет или линия?
— По моему мнению, всё начинается и заканчивается с линии. Доказательством этого служит, например, культура Древнего Египта и армянская миниатюра. Если цвет — это средство, то линия — это знание. Без знания невозможно дойти до вершины творческого самовыражения. Только и только линией определяется профессионализм художника. Сколько бы нам ни казалось, что в картинах Матисса или Сарьяна основополагающее место занимает цвет, всё же без гибкой линии он ничего не значил бы.
— Мастерство — это плод трудолюбия или природный дар?
— Довольно спорный вопрос. Но я склонен думать, что трудолюбие бесполезно, если отсутствует талант. Например, юношеские работы Пикассо блестят профессионализмом, и это только благодаря таланту. Насколько бы трудолюбивым он ни был, его работы не смогли бы дойти до высокого академического уровня. Но помимо всего этого, я думаю, что важнее всего — это любовь к искусству. Ведь когда творческий процесс для художника становится не средством, а самоцелью, единственным способом существования и самовыражения, то тогда и рождаются настоящие шедевры.
1. «Мыслитель». 2. «Преступление и наказание». © Мгер Чатинян https://dzen.ru/a/YHQDC6rOKjNYmDKf?ysclid=mbrn0afwy1709023163