[223x258]
[177x700]
[700x476]
http://www.a5.ru/in/199639/ Начало жанру шутеров было положено в 1991 году с выходом игры Hovertank 3D, разработанной id Software, а не Wolfenstein 3D (как это принято считать многими), созданной этой же компанией. Процесс перестрелок покажется современному геймеру медленным. Задача игрока была спасти всех заложников за определённое время. Графически игра была на уровне своего времени: псевдотрёхмерные уровни, спрайтовые персонажи, бестекстурные стены. Оружие не отображалось и появилось это только в Catacombs 3D. С точки зрения свободы обзора игрок всегда смотрел параллельно земле.
В 1993 году id Software развила свои идеи, создав одновременно свою самую важную игровую линейку — Doom. По сравнению с Wolf3D усложнился дизайн уровней, местами изменялся уровень пола, а также было улучшено качество текстур и спрайтов. Но существенным для жанра изменением стала модифицируемость игры: Doom является одной из первых игр с поддержкой модификаций и первым подобным шутером. Энтузиасты с помощью консоли управления могли добавлять новые игровые уровни, звуки и текстуры, которые сами же и создавали. Интересно, что, хотя в Wolfenstein 3D было оружие ближнего боя — нож, по-настоящему игрокам пригодилась бензопила из Doom. Отображение игрока также ограничивалось лишь оружием, но было добавлено покачивание при ходьбе, что усиливало эффект погружения в игру. Кроме того, в Doom появилась многослойность уровней.
Возможность модифицировать игры, привнесённая в жанр Doom, открыла глаза многим разработчикам-энтузиастам, которые до наших дней дошли как большие и развитые компании. В короткий срок разработчики сняли ограничения с камеры в одной плоскости; дали возможность смотреть не только справа-налево, но и сверху вниз (Heretic); сделав элементы декораций интерактивными, то есть реагирующими на действия игрока, добавили возможность прыгать (Hexen); сделав спрайты более реалистичными (Duke Nukem 3D).
При создании Crysis (2007) основной акцент делался на графическую составляющую…
Следующим откровением в жанре стал Quake, созданный всё той же id Software. Игра была создана на полностью новом движке, поддерживающим новинку того времени — аппаратные 3D-ускорители. Таким образом, локации перестали рендериться как искажённые спрайты, заполнившись объёмными объектами. По сравнению с достигшими своего пика играми прошлого поколения, Quake выглядел достаточно аскетично, что не мешало ему быть популярным. В частности, за счёт системы подсчёта времени, затраченного на прохождение уровня, появился такой термин, как «скоростное прохождение» (англ. Speedrun), который начал формироваться ещё среди игроков в Doom. С тех пор многие и многие популярные шутеры стали изучаться вдоль и поперёк с целью найти оптимальный способ пройти игру, затратив при этом как можно меньше времени.[2]
Не прошёл незамеченным и выпуск сиквела, Quake II. Однако, настоящим новшеством обладал лишь появившийся в 1998 году Half-Life от новичка индустрии V