| 
									 
										   
										http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00/l_01a031.shtml 
									
										Диагностика развития мышления у детей в возрасте от 3 до 6 лет 
									
										В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. 
									
										1. Методика "Нелепицы". 
									
										Методика направлена на выявление особенностей познавательной деятельности ребенка. Позволяет определить детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности. Предназначена для детей 4 - 6 лет. 
									
										Для организации обследования заранее готовится картинка: 
									
										  [357x265] 
									
										 
										Инструкция испытуемому. 
									
										Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Через 30 секунд экспериментатор спрашивает: "Рассмотрел?" Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке. В случае затруднения ребенку оказывается помощь: 
									
										- Стимулирующая. Исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность. Он подбадривает ребенка, показывает свое положительное отношение к его высказываниям, задает вопросы, побуждающие к ответу: "Понравилась ли тебе картинка?" "Что понравилось?", "Хорошо, молодец, правильно думаешь'", 
									
										- Направляющая. Если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: "Смешная картинка?", "Что в ней смешного?", 
									
										- Обучающая. Вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: "Посмотри, что здесь нарисовано?", "А такое может быть в жизни?", "Тебе не кажется, что здесь что-то перепутано?", "А еще здесь есть что-нибудь необычное?". 
									
										Оценка выполнения задания. 
									
										При оценке учитываются: 
									
										а) включение ребенка в работу, сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность; 
										б) понимание и оценка ситуации в целом; 
										в) планомерность описания картинки; 
										г) характер словесных высказываний. 
									
										1-й уровень - ребенок сразу включается в работу. Правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом: "Тут все перепутано", "Путаница какая-то". Доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагменты анализирует в определенном порядке (сверху вниз или слева направо). В работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны. 
										 
										2-й уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов. 
									
										3-й уровень - оценить правильно и обобщенно ситуацию ребенок сам не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Чтобы ученик начал отвечать, требуется направляющее участие педагога. Усвоенный с его помощью способ анализа применяется при описании, оценке других фрагментов, но работа идет очень вяло. Активность ребенка приходится все время стимулировать, слова вытягивать. 
									
										4-й уровень - дать правильную оценку ситуации ребенок не может. Стимуляцию, направляющую помощь "не берет". Образец анализа, данный педагогом, не усваивает, не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов. 
									
										Еще примеры заданий подобного типа: 
									
										  [300x349]         [300x412] 
									
										 
										 
										  [431x571] 
									
										 
										2. Нахождение недостающих частей рисунка среди предложенных на выбор: 
									
										  [400x300] 
										 
										  
									
										  [500x305] 
									
										3. Задания на нахождение предметов, объединенных каким-то общим признаком (обобщение и классификация): 
									
										  [300x392]        [300x404] 
										 
										 
										 
										 
										  [300x392]          [300x388] 
									
										 
										 
										  [300x401]         [300x399] 
									
										4. Задания на нахождение закономерностей: 
									
										  [300x386]          [300x385] 
									
										5. Простейшие умозаключения (определяется также запас знаний ребенка, эрудиция): 
									
										  [300x397]         [300x405] 
										 
										 
										 
										  [300x403] 
									
										 
										 
										  [500x287] 
									
										6. Задания на установление логических связей: 
									
										  [300x389]            [300x393] 
									
										7. Составление рассказа: 
									
										  [440x559] 
									
										8. Еще одно задание для диагностики развития у ребенка наглядно-образного мышления. 
									
										  [487x237] 
								 |