Начало было ЗДЕСЬ...
Только на первый взгляд русская коса может показаться самой простой прической. У нее были свои секреты и тонкости, свой словарь. Сквозь пряди косы, заплетенной как можно слабее, чтобы казалась шире, пропускали золотые или цветные шелковые нитки, ленты или бахрому, заодно они удлиняли косу. Коса должна была равномерно сужаться книзу и заканчиваться кистью или подвеской - косником и накосником. Косник - шелковая, жемчужная или бисерная кисть, узел-связка которой назывался ворворка. В богатом наряде ворворка делалась в виде дощечки из металла или золота - цки, к которой и крепилась кисть. Не слишком богатой девушке доставалась цка из картона, обернутого парчой или сплетенная узорами из бисера. Цка иногда имела три ворворки и две кисти. Косник привязывался к косе с помощью двух "пожилин" - тесемок. Часто он бывал треугольным и привязывался к косе одним углом. У корня косы крепился еще один вид накосника - вышитый парчовый бант с довольно длинными концами. Коса оставалась единственной прической русских крестьянок и купчих до начала 20 века.
[700x437]
Украинские девушки поступали со своими волосами таким же образом, разве что в будни они предпочитали оборачивать тесно заплетенную косу или две (а кое-где три, четыре, даже шесть кос) тугим венком вокруг головы. Зато в их праздничных прическах трепетало иногда не меньше десятка разноцветных лент и цветы. По старинному украинскому обычаю ленты в косы имели право вплетать только девушки на выданье. А вот манера втыкать в косы цветы была у всех разной. На Киевщине, например. любили большие цветы, пионы. Летом - живые, а зимой искусственные из кусков сукна, белой губки, щетины, с приклеенными на воске блестками из слюды. В западной Украине цветы иногда заменяли пучки птичьих перьев, кисти и помпоны из красной шерсти.
[525x18]
"Зубы как жемчуг" - недаром такой комплимент всегда доставался исключительно сказочным персонажам. В реальной жизни со времен Адама и Евы, не знавших стоматологической помощи, здоровые зубы встречались редко. Античные народы ухаживали за своей ротовой полостью с мыслью о красоте, а не о здоровье. Счастливые древние греки и не подозревали о кариесе и микробах. Зубы чистили пемзой, растертым в порошок рогом, толченым стеклом, шерстью, пропитанной медом или смолой. Впрочем, лучшим средством сохранения зубов считалось ожерелье из волчьих клыков. При полном крахе челюсти покупали вставные зубы из слоновой кости с золотом, которые их хозяин считал своим украшением. Распространенным подарком в Древней Греции и Риме были позолоченные зубочистки из острых звериных когтей. В Индии сам Будда не считал зазорным после обеда чистить зубы, используя "палочку для зубов" от бога Сакка. В древнем Китае придворный этикет предписывал перед встречей с императором жевать гвоздику, чтобы иметь приятный запах изо рта. Арабы добивались этого, жуя зерна перца, имбирь, корицу и мускус. Египтяне для ароматного дыхания брали в рот лепешки из "кифи" - снадобья, которым производили воскурения в честь солнца. Древние римляне жевали кусочки мастикового дерева.
[700x437]
Так, дружески подтрунивая над незадачливыми кокетками и щеголями, неплохо умытое человечество вступило в свои средние века с их тяжелой санитарной обстановкой.
[525x18]
Нужно ли удивляться тому, что все поголовно молодые мужчины горели одним странным желанием - заполучить на память прядь волос любимой дамы. Зачем? О, с точки зрения авторов сентиментальных романов, она имела множество употреблений. Ее можно было: а) прижимать к губам, б) мечтательно созерцать, накручивая на палец, в) омывать слезами, г) бросать в пылающий камин, узнав что обладательница вышла замуж за другого, и т.п.
[700x437]
Мода на фетишизацию волос возлюбленной появилась в Европе очень давно. Правила хранения локона были очень просты и доступны даже самым беспутным вертопрахам. Не рекомендовалось терять локон - в случае разрыва помолвки требование вернуть письма и опрометчиво подаренный локон было первым порывом девушки. Иногда мода поощряла и демонстративное хвастовство дареными волосами, тогда из них плелись волосяные кольца и браслеты. Вензель из волос любимого человека мог висеть в рамочке на стене девичьей спальни, волосами, как нитками, модно было вышивать картины, которые невесты дарили женихам. Для изготовления этих украшений, как советовал журнал мод, пряди волос нужно было сначала подержать в кипятке. Впрочем, эти "вещественные знаки невещественных отношений" начали высмеивать сразу же с появлением моды на них.
[525x18]
Химическая завивка от женщин Древнего Египта: пряди волос наматывались на деревянные палочки и обмазывались нильским илом. Высохшая грязь отваливалась, палочки вынимались и, пожалуйста, получите крутые завитки, такие, как у Клеопатры в голливудских фильмах. Местные цирюльники клялись Осирисом что мазь, замешанная на жире льва, превратит вашу жиденькую гриву в густую львиную, а жир черных змей не допустит седины. Если седина все же предательски пробивалась, египетские женщины закрашивали ее шестидневным настоем пиявок в свинцовом сосуде с уксусом. Кстати, самый древний рецепт краски для волос составлен некой Шеше, тещей первого египетского царя.
Рецепты от женщин Древней Греции: чтобы волосы вились, их нужно регулярно мазать кровью молодой совы. Для усиления роста волос нужно взять пепел кожи гиппопотама, содранной с левой (!) стороны его лба. Появление седины удаляет мазь из масла и пепла земляного червя. Чернили волосы и дикой лебедой, и чечевицей, и кипарисовыми листьями, и кожурой грецких орехов - все это в смеси с ядовитыми веществами. В качестве лака для волос женщины арабских племен использовали верблюжью мочу, она же служила лучшим средством против паразитов.
[700x437]
Византийские письменные рецепты говорят, что для густоты кос рекомендовалось мыть их мукой из люпина, смешанной с соком свеклы. Верным средством от выпадения волос считалась смесь отвара листьев мирта с розовым маслом и ладаном. А еще византийские красавицы могли стать блондинками, намазав головы на три дня осадком старого вина, смешанным со смолой сосновых шишек и розовым маслом. Желающие же оказаться брюнетками, использовали сок анемона или вороньи яйца.
[525x18]
Немалую роль в моде на нижнее белье играло кино. Говард Хьюз делает знаменитый рисунок, где между двумя фюзеляжами самолетов гордо зависает бюстгальтер с половинными чашечками. Точно такой будет на новой звезде Голливуда Джейн Рассел. Благодаря проволочному каркасу он так соблазнительно приподнимает грудь актрисы, что прокат фильма запретят. Героини Риты Хэйворт и Элизабет Тэйлор заставляли зрителя в зале задуматься о метафизике белого и черного белья. Роковые женщины-вамп в черном белье и сами, кажется, были не рады сокрушительному действию своей телесной красоты. Белоснежное белье еще до того, как героиня успевала себя проявить, символизировало ее ангельский характер. Новая версия: черное белье у кроткой блондинки, белое - у непутевой брюнетки, поначалу озадачивало зрителя, но и эта парадоксальная схема скоро стала киношным штампом.
[700x437]
В 50-е годы ХХ века в моду входит так называемый "агрессивный бюст". Боевые знамена этой моды подняли Бриджжит Бардо, Софи Лорен, Мэрилин Монро, втянутые продюсерами в "войну бюстов". Их поклонницы, не так щедро одаренные природой, могли купить в магазине бюстгальтеры с надувными кармашками.
[525x18]
Стиль "гарсон" (мальчик) модный в 1920-е годы, поставил элегантных женщин перед необходимостью всячески маскировать наличие у них бюста. Изумленным такой метаморфозой мужчинам ничего не оставалось, как оценить своеобразное очарование женщины-подростка с задорной короткой стрижкой. По-мальчишески шаловливая, она обычно была и чертовски сексуальна, благодаря модной формуле "нагая под платьем".
[700x437]
Добиваясь плоского прямого силуэта, мода приветствовала тонкое, бесформенное, вялое дамское белье. Под платье-рубашку с заниженной талией надевали короткую прямую комбинацию с тугим лифчиком, сплющивающим грудь, короткие панталончики и пояс для чулок. Вечерние платья и сами были похожи на шелковую комбинацию. Борьба за мальчишески узкие бедра велась с помощью эластичного стягивающего бандажа. После 1925 года в моде цветные шелковые и трикотажные комбинации пастельных тонов из нового материала - фильдекоса. Невесомые батистовые и шелковые вещички обильно украшались ручной вышивкой, а часто и шились дома по самым простым выкройкам.
[525x18]
В 1893 году некая Мари Тучек запатентовала "бюстодержатель". Он был снабжен чашечками и предназначался для подчеркивания форм естественного бюста. В 1903 году в Парижской медицинской академии был публично опробован бюстгальтер женщины-врача Гош Саро. Она изготовила его, просто разрезав пополам корсет: верхняя половина стала бюстгальтером, нижняя поясом. Незадолго до этого Гош Саро разработала гигиенический дамский корсет, освободивший грудь и живот женщины и опирающийся лишь на бедра. В 1907 году журнал "Vogue" впервые использует при описании бюстгальтера слово "brassiere", дословно "упряжь" - так называют бюстгальтер англоязычные народы, французы предпочитают название сутьен жорж (soutien-gorge). Немецкий синоним "bust hale" (Bust - "грудь", Halter - "держатель") больше прижился в России. В 1913 году одна из светских дам Америки, прямой потомок изобретателя парохода Фултона, Мэри Фелпс Джекобс, собираясь на бал, обнаружила, что корсет некрасиво виднеется в вырезе вечернего платья на спине. Мэри в спешке попросила свою горничную из подручных средств - двух носовых платков и двух розовых ленточек - изготовить ей коротенький бюстгальтер. Возвратясь с вечеринки, где она имела успех, деловитая американка засела за чертеж бюстгальтера собственной конструкции. Под названием "бесспинный лифчик" Мэри Фелпс запатентовала свое изделие в 1915 году.
[700x437]
Приоритет Мэри Фелпс в Америке оспаривает фирма Отто Тизлинга, известного по прозвищу "Титслингер" ("титс" в переводе означает грудь, а "лингер" - дамское белье). Бюстгальтер 1920-х годов - это "заборчик" из эластичных полос шириной 3-10 см, число которых можно было менять в зависимости от объема груди.
[525x18]
Лев Толстой утверждает, что изящество и скромная грация Анны Карениной особенно видны были в ее быстрой походке, "странно легко носившей ее довольно полное тело". Анна Каренина, как одна из самых элегантных женщин Петербурга, конечно, надевала модный в 1875 году корсет. Благодаря этому длинному, доходившему почти до колен, туго шнурованному корсету, платье очень плотно охватывало фигуру. От выреза в виде глубокого каре спокойной, мягкой линией обрисовывая покатые плечи, округлость груди и талию на ее естественном месте, платье вдруг нарочитым, удивительным образом подчеркивало сзади бедра.
Многие обвиняли эту моду в крайней безнравственности, подобрав ей грубое название Cul de Paris - "парижский зад".
[700x437]
Имелся в виду придуманный знаменитым европейским модельером Чарльзом Вортом турнюр - ватная или волосяная подушечка, разными способами крепившаяся сзади на нижней юбке сразу в том месте, где кончается спина. Турнюр дал название и всему модному силуэту - одному из самых женственных и гармоничных за всю историю моды.
Но он же, случалось, выглядел комично, неженственно и вульгарно.
[525x18]
Танцы на сцене придворного королевского театра становились все оживленнее, с прыжками. В результате с одной молоденькой неопытной балериной произошло несчастье. Она зацепилась юбкой за кулису и упала на спину таким образом, что публика уже не смогла сосредоточиться на спектакле. Участником представления был сам король, который в этот момент перестал быть центром внимания, отчего весьма рассердился. На следующий же день был издан указ о "панталонах предосторожности". За их наличием вменялось следить полиции. Однако лукавые актрисы взяли реванш. Они шили эти панталоны из золотой и серебряной парчи, не столько прикрывая пикантные участки, сколько привлекая к ним взоры.
[700x437]
Вскоре эту модную новинку подхватили дамы легкого поведения для использования в производственных целях. Вот почему долгое время носить панталоны считалось позором для порядочной женщины.
Но удобство победило предрассудки.
[525x18]
[640x53]
Строго говоря, дамские панталоны в истории моды засветились уже дважды. Сначала как голая идея - средневековый "пояс верности". Эта изогнутая по нужной форме железная полоса, закрепленная на железном поясе, железно защищала, по мнению уехавших на войну с ключом от пояса мужа, добродетель жены. Взломщики все же находились, и средство было признано малоэффективным.
[700x437]
Второй раз панталоны изобрела женщина. Дело было в 1578 году в Италии, где королева Екатерина Медичи на конную прогулку верхом стала надевать нечто похожее на модные тогда стеганые мужские штаны до колен, так называемые "кальцоне". Хотя "кальцоне" переняли другие европейские страны вместе с итальянским названием, продержались они в моде недолго.
[525x18]
После того как дама с помощью служанки достойно оформила бюст и закрепила над коленом длинной подвязкой шелковые голубые чулочки, настал черед нижней юбки "jupon". Нижняя юбка на самом деле состояла из трёх юбок, наложенных одна на другую и носящих разные имена, в зависимости от их "стратегического" расположения - "скромница", "шалунья", "секретница".
[700x437]
У нижней юбки было еще одно неофициальное шутливое название - "котильон". В 1775 году так назвали новый танец, при бурном исполнении которого были видны все три нижние юбки.
[525x18]
Войдем в будуар красавицы галантного века, когда она собирается на любовное свидание. Вот зашнурован откровенный корсет, который к середине 1770-х годов уже совершенно символически прикрывал грудь, так, что при всяком движении грудь из него выскакивала и обнажалась. Легкой, почти невесомой данью приличиям была косынка, якобы прикрывающая декольте. Эту косынку (фишю) модно было пышно драпировать, а с 1790 года даже сажать на проволочный каркас, имитирующий полную грудь. При этом, снежный холм из батиста легко и не совсем случайно легко сдвигался в сторону…
[700x437]
[525x18]
Железный корсет вместе с испанскими модами распространился по всей Европе. Женщину в таком корсете приходилось осаждать и брать как крепость, что для рыцарей было делом привычным. Правда, раздевание облюбованной дамы сопровождалось скрежетом и звоном, ведь корсеты позаимствовали у рыцарских доспехов не только идею, но и технологию. Железные изогнутые платины, из которых состояло сооружение, крепились шарнирами и болтами. В Англии железный корсет в соответствии с суровыми нравами бриттов надевался прямо на голое тело, разве что прутья обматывались куском парусины. В Испании железо было обтянуто бархатом или тонкой замшей.
[700x437]
Само словечко «корсет», от французского corps (тело), выпорхнуло в XIV веке из гардероба Бургундского двора, где так именовали короткий плотный корсаж на шнуровке, одевавшийся поверх платья.
[700x437]
История дамского белья оживляется и приобретает настоящий драматизм с изобретением в Испании в XV веке железного корсета. Считается, что у этого корсета в виде панциря-клетки был автор, причем женщина – королева Кастилии Хуана Португальская, желавшая скрыть свою беременность. Более подробно на этой детали женской одежды я останавливаться не буду, так как очень интересно и познавательно о корсете было уже написано ТУТ и ТУТ.
[525x18]
В средние века все, кроме церкви, не усматривали ничего предосудительного в декольте глубиной чуть ли не до пояса. Зато общественной моралью оказалось табуирована женская ножка, и мужчины ловили момент, чтобы увидеть краешек туфли, а если повезет, щиколотку.
[700x437]
Периоды, когда мода оставляла открытым только женское лицо, редко, но случались в истории. Тогда предельно обострялось мужское воображение, которое почти не востребовано у современных плейбоев.
[525x18]
Аскетичные средние века свели бельевой вопрос к одному-единственному предмету для мужчин и для женщин – простой нижней рубашке (chemise). Но и она из-за отсутствия тонкого полотна и привычке к гигиене была предметом роскоши, так что дамам, постиравшим свою единственную сорочку, приходилось ждать, пока она высохнет.
[700x437]
Считалось очень элегантным, чтобы ослепительно белая нижняя рубашка выглядывала из-под одежды, где только можно: у края декольте, а разрезах лифа и рукавов. При этом разрезов нарочно делали десятки на одном платье…
Вот собственно и все, о чем я хотела рассказать в этой «Краткой энциклопедии моды». И все же, перед тем как закончить этот пост, буквально немного о тенденциях развития моды XX столетия. Развитие косметики в начале 20 века было очень незначительным. С пришествием в мир кинематографа последним криком моды стали бледные, как мел, лица, темные веки, яркие губы бантиком и тонкие, изящно изогнутые брови, непременно с опущенными вниз хвостиками. Тем не менее, макияж считался атрибутом театра и кино, и на него решались только самые смелые.
[310x459]
Макияж своим новым рождением и развитием обязан кинематографу и Максу Фактору, польскому еврею, работавшему сначала гримером при императорском театре в России, а позже эмигрировавшему в Америку, где он получил должность гримера в Голливуде и создавал экранные образы знаменитых кинодив. В 1918 году Макс Фактор вывел знаменитый принцип "цветовой гармонии" макияжа. Впервые в истории косметики он указал на то, что пудра, румяна, тушь и помада должны быть согласованы по тонам с естественным цветом лица. Благодаря ему повседневный макияж обрел всеобщую популярность, а женщины с удовольствием покупали помаду и румяна, рекламируемые любимыми актрисами.
Первая мировая война отчасти избавила женщин от довлеющего над ними стереотипа "примадонны". С приходом женской эмансипации все внимание стремились привлечь к глазам и рту.
[308x390]
Вторая мировая война также существенно повлияла на внутренне состояние женщин и укрепила тенденции, возникшие в 1914-1918 гг. Губная помада была у каждой женщины, и ни одна женщина, не накрасив ярко губы, не чувствовала себя одетой.
[429x343]
Кстати, яркие губы еще в средние века считались признаком молодости, и чтобы подчеркнуть их свежесть, дамам нередко приходилось хитрить. Дело в том, что помадой тогда пользовались только мужчины. Из женщин украшать губы помадой могли только куртизанки и артистки. А порядочным женщинам - и думать об этом ни-ни. Но именно они изобрели то, что можно назвать прообразом татуажа губ. Итак, секрет средневековья, которым может пригодиться и сегодня:
горсть хны заливалась двумя наперстками кипятка, добавлялось несколько капель гвоздичного или оливкового масла, и тонкой кисточкой теплая масса тщательно наносилась на губы, а через час смывалась. Не поверите, но губы в течение суток будут цвета спелых вишен! Без всякой помады!
В конце 50-х всем нравились чувственность и женственность. Эталоном красоты была Мэрилин Монро .Ее сексуальный взгляд, умело "сделанный" с помощью стрелок и полосок накладных ресниц, которые она разрезала пополам, пухлые губки с ярко-красной блестящей помадой, до сих пор - вне моды и времени.
[327x418]
В конце 60-х губы женщин "стерлись", и превратились в незначительную деталь на фоне преувеличенно больших глаз. Черная тушь во множество слоев, яркие тени и длинные накладные ресницы. А нижние ресницы иногда рисовались прямо на коже.
[376x347]
В начале семидесятых движение хиппи вдохнуло жизнь в новое направление, зовущее "назад к природе", и многие женщины совершенно отказались от косметики. Но это течение быстро угасло.
[275x420]
В конце 70-е годы - эпоху мини - стало модно обнажаться и быть загорелой. Самый модный макияж - California Look, созданный все тем же Максом Фактором. Наступил бум косметики в виде натурального блеска на на сочных губах и тональных средств, имитирующих загар.
[388x296]
Восьмидесятые - эпоха стиля панк. На пике моды - боевая раскраска: румяна, помада, черная или синяя подводка и по верхнему, и по нижнему веку. Контурный карандаш для губ стал темнее помады.
[255x272]
В первой половине 90-х в моду вошли густые, широкие, темные, нетронутые щипчиками брови, природные тона в макияже.
[311x235]
Конец 90-х - эпоха естественности и минимализма. Новые тональные кремы со светоотражающими пигментами, "умытое" лицо, макияж легкий, прозрачный. Помада уступает место блескам для губ. Иметь идеальный макияж означает выглядеть совершенно естественно.
На сей ноте я и прощаюсь с вами, дорогие друзья, на сегодня.
Надеюсь, было интересно.
Серия сообщений "мода, косметика, парфюм":
Часть 1 - Коко Шанель
Часть 2 - Coco Chanel
...
Часть 34 - Чарльз Фредерик Ворт - родоначальник высокой моды - ч.2
Часть 35 - Краткая энциклопедия моды.
Часть 36 - Краткая энциклопедия моды. Окончание.
Часть 37 - История шали
Часть 38 - S-образный силуэт Прекрасной эпохи, а также история трансформации женского силуэта
Часть 39 - Поль Пуаре и его дамское платье
Часть 40 - Эталон Серебряного века - Женщина-цветок
Часть 41 - Идеал женщины