Это цитата сообщения
klassika Оригинальное сообщениеКостюмированный бал в Зимнем Дворце (1903 год) в фотографиях
Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 и 13 февраля 1903 года — знаменитый маскарад, во время которого вся знать Российской империи присутствовала в чрезвычайно роскошных костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II
[показать]
Бал, устроенный к ознаменованию очередной годовщины дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 февраля 1903 года состоялся Вечер, а 13 февраля непосредственно сам Костюмированный бал.
Великий князь Александр Михайлович писал в «Воспоминаниях»: «22 января 1903 г. «весь» Петербург танцевал в Зимнем дворце. Я точно помню эту дату, так как это был последний большой придворный бал в истории империи».
11 февраля гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый *русский поклон*. Следом состоялся концерт в Театре Эрмитажа, со сценами из оперы Мусоргского *Борис Годунов*, (исполняли Федор Шаляпин и Нина Фигнер), из балетов Минкуса *Баядерка* и Чайковского *Лебединое озеро* в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали *Русскую*. За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.
[показать]Император Николай II - выходное платье царя Алексея Михайловича
Учитывая масштабы действа, для подготовки костюмов привлекались десятки портных. Так же как и во время исторического бала 1883 г., проводились архивные изыскания с целью создания эффекта максимальной достоверности костюмов времен царя Алексея Михайловича. Надо отметить, что «малый царский наряд» Николая II был действительно отчасти подлинным.
[показать]
Эскиз костюма для царя разработали директор Эрмитажа И.А. Всеволожский и художник Санкт-Петербургских императорских театров Е.П. Пономарев. Ткани заказали поставщику Высочайшего двора фирме Сапожниковых – два вида бархата и золотую парчу. Из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII в. Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу. В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII в.
Сшил костюм для царя театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились. Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 г.
[показать]Императрица Александра Федоровна - парадная одежда русской царицы
[показать]Гости бала
13 февраля 1903 года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя (выходное платье царя Алексея Михайловича: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 *танцующих офицеров*, также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.
*Самым зрелищным развлечением в старом московском стиле был костюмированный бал в феврале 1903 г. Николай рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора. Придворные получили указание явиться на бал в одеждах XVII в. Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми,— записал Николай в своём дневнике*.
*Впечатление получилось сказочное*, писал очевидец события, *от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания*.
[показать]
[показать]
[показать]
После спектакля в Павильонном зале танцевали *Русскую*. Ужин проходил в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа, где был сервирован вечерний стол. Затем Их Величества с участниками бала проследовали в Павильонный зал, где вечер завершился танцами.
[показать]
[показать]
[показать]
13 февраля 1903 года состоялась вторая часть бала; среди гостей присутствовали назначенные Ее Величеством 65 *танцующих офицеров*. Члены царской семьи собрались в Малахитовой гостиной, остальные - в прилегающих помещениях.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В одиннадцатом часу вечера все участники перешли танцевать в Концертный зал, где за позолоченной решеткой на подиуме находился придворный оркестр в костюмах трубачей царя Алексея Михайловича, а в большом Николаевском зале были расставлены 34 круглых стола для ужина. Буфеты располагались в Концертном зале и Малой столовой, столики с чаем и вином - в Малахитовом зале.
После ужина гости и хозяева возвратились в Концертный зал и танцевали до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трех танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссера балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского.
Кавалерами выступали молодые офицеры гвардейских полков: кавалергарды, конногвардейцы и уланы. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.Группа танцующих прошла серьезную подготовку: 10 февраля 1903 года на генеральной репетиции в Павильонном зале дамы явились в сарафанах и кокошниках, мужчины в костюмах стрельцов, сокольничих и др. В качестве *жюри* на репетиции присутствовали Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]Андрей Владимирович (великий князь)
После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках *Боассонна и Эгглера*, *Рейссерт и Фличе*, *Левицкий и сын*, *К. Е. фон Ганн и Ко*, Д.Асикритова, А.Ясвоина, Л.Городецкого и Е.Мразовской, Д.Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф.Шрадера, и других), которые создали одиночные портреты и групповые фотографии участников. В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный *Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце*, содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.
[показать]Elena Mrozovskaya, Princess Orlova-Davydova in Masquerade Costume for the Ba
[показать]Баронесса Эмма Фредерикс
[показать]Вел. кн. Андрей Владимирович
[показать]Вел. кн. Мария Георгиевна
[показать]Вел. кн. Мария Павловна, герцогиня Мекленбург-Шверинская
[показать]Вел. кн. Сергей Александрович
[показать]Великая княгиня Ксения Александровна - Боярыня
[показать]Великая княгиня Мария Георгиевна - Крестьянка города Торжка
[показать]Генерал Мейендорф, Феофил Егорович
[показать]Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын - Начальник царской охоты
[показать]Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий - Стрелец стремянного полка царя Алексея Михайловича
[показать]Гофмейстер двора Граф Алексей Александрович Бобринский - Боярин Генерал-адъютатнт Князь Дмитрий Борисович Голицын
[показать]Княгиня Елена Владимировна Голицына - Боярыня
[показать]Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова - Боярыня
[показать]Княгиня Наталья Федоровна Карлова - Боярыня
[показать]Князь Феликс Феликсович Юсупов - Боярин
[показать]
[показать]
[показать]Константин Александрович Горчаков
[показать]Мария Николаевна Воейкова
[показать]
[показать]Портрет великого князя Михаила Николаевича
[показать]Портрет великой княгини Ксении Александровны и великого князя
[показать]Великий князь Александр Михайлович и Великая княгиня Ксения Александровна
Великий князь Александр Михайлович описывал костюмы участников бала следующим образом: «Ксения была в наряде боярыни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, который ей очень шел. Я был одет в платье сокольничего, которое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой рубашки, голубых шаровар и желтых сафьяновых сапог. Остальные гости следовали прихоти своей фантазии и вкуса, оставаясь, однако, в рамках эпохи XVII века….Алике выглядела поразительно, но государь для своего роскошного наряда был недостаточно велик ростом. На балу шло соревнование за первенство между великой княгиней Елизаветой Федоровной (Эллой) и княгиней Зинаидой Юсуповой….Бал прошел с большим успехом и был повторен во всех деталях через неделю в доме богатейшего графа А.Д. Шереметева».
[показать]Портрет офицеров Преображенского полка в костюмах для бала 1903 г
В этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 февраля того же года. Кроме того, подобный бал а-ля рюсс имел место 20 годами ранее, 25 января 1883 года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметьевых.
Костюмы для бала создавались заранее по специальным эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости. Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских)
[показать]Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь Николай Александрович (Николай II)
[показать]Великая княгиня Мария Павловна (младшая)
[показать]Великая княгиня Мария Павловна
[показать]Великая княгиня Ксения Александровна
[показать]
[показать]
В целом маскарад 1903 года в Зимнем дворце, вызвавший широкий общественный резонанс у современников, сейчас представляется событием, которое приобрело особый смысл и значение, далеко выходящее за рамки конкретного действия.
А вот и сам альбом
[показать]
[показать]