История создания и судьба картины "Русский свадебный пир XVII века" кисти Константина Маковского (9)
"Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю,
но и не использовал его в той мере, в какой мог бы.
Я слишком любил жизнь, и это мешало мне
всецело отдаться искусству."
"…Оглядываясь на прошлое, есть чем вспомнить молодость… У меня в мастерской собиралось всё, что только было в Петербурге выдающегося и блестящего. Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей." Константин Маковский
(кликабельно)
«Боярский свадебный пир» (англ. A Boyar Wedding Feast), или «Русский свадебный пир» (англ. The Russian Wedding Feast), «Русский свадебный пир XVII века» (англ. A Russian Wedding Feast of the Seventeenth Century), «Свадебный пир у бояр в XVII веке» (англ. The Wedding Fête of the Boyars in the Sixteenth Century) — картина русского художника Константина Маковского, написанная им в 1883 году. Находится в коллекции музея «Хиллвуд» в Вашингтоне, США.
Создание
Для работы над полотном «Боярский свадебный пир» Маковский использовал метод «живой картины», при котором он по заранее сделанным наброскам воссоздавал антураж исторического события при участии представителей аристократических кругов и помощи своей личной коллекции, в которой находилось много исторических костюмов и предметов быта как из народного, так и боярского обихода.
Как отмечал Сергей Маковский, «отец собирал отечественную старину по преимуществу: сарафаны, душегрейки, шушуны, кокошники и кички, разубранные жемчужным плетением… ювелирные изделия с алмазами и стекляшками на разноцветной фольге, серьги, пуговицы, опахала… чарки, братины, солонки, блюда, подносы, хрусталь, фарфор, майолику, бронзу, подсвечники, канделябры, бра и шкатулки, ларцы и кружева, вышивки, бархат, атлас, парчу аршинами и кусочками… Обрывками старинных материй были набиты тяжелые комоды…».
До начала работы над картиной Маковский тщательно изучал предметы, иногда обращаясь к другим коллекционерам в поисках нужных ему образцов, став в некоторой степени предшественником художников из объединения «Мира искусства», считавших, что в обобщении и стилизации русской истории просто необходимо творчество художника, несущее в себе достоверное изображение примет старины. В. И. Немирович-Данченко отмечал, что «в клубе художников мы виделись часто. К. Е. Маковский пользовался сценой клуба для задуманных картин. Так называемые „живые“ здесь собирали лучшую публику столицы… Я помню, сколько раз Константин Егорович приходил с наброском и располагал участников этого немого спектакля; указывал, как должны были изображать то или другое задуманные им персонажи. Он наблюдал сочетание красок, соответствие лиц с декорациями».
Portrait of Elena Luksch-Makowsky
Елена Маковская, дочь художника, вспоминала, что «прилегало к мастерской ещё помещение, отделенное занавесом, вроде… сцены, ниже потолком… В мастерской с прилегающей „сценой“ родители устраивали временами музыкальные вечера, ставились роскошные „живые картины“ из боярского быта… Тогда весь коридор из квартиры и лестница „черного хода“ обвешивались гобеленами и освещались. Приглашенные (до 150-ти человек) на эти прославившиеся вечера подымались в мастерскую-театр. Тогда-то извлекались все боярские наряды, музейные вещи, кокошники в жемчугах… Представители старых родов, потомки тех же бояр, ловко и красиво облачались в парчовые и бархатные одежды…
Изображались, группировались картины отца — „Свадебный пир“, „Выбор невесты“.
Отец так любил боярский быт, что было ему дорого ещё и живым создать его. В этом не только понятный восторженный каприз, но и предугадывание увлекательной полезности для своего искусства». Во время этих творческих вечеров с разыгрыванием настоящих театральных спектаклей, Маковский и зарисовывал приглашённых актёров, костюмированные сцены, поставленные дома, используя в дальнейшем имеющиеся наработки для создания живописных полотен. Работа над картиной была закончена в 1883 году, после чего она стала одной из самых известных работ Маковского, относимых к жанру исторической живописи, изображающей один из этапов русского свадебного обряда. В том же году постановка живой картины «Боярский свадебный пир» состоялась в доме княгини А. Н. Нарышкиной для Александра III, в 1888 году — около Троице-Сергиевой лавры, а в 1899 году — на сцене МХТ.
Alexander III Nikolay Shilder
История
После окончания работы Маковский отказался выставить свою картину на очередной выставке передвижников, в результате чего с ним перестали общаться члены общества, в том числе и Крамской. Несмотря на это картина всё же выставлялась в Санкт-Петербурге, а затем в Москве и Париже, а в 1885 году получила золотую медаль на Универсальной выставке[en] в Антверпене. После этого Павел Третьяков захотел купить «Боярский свадебный пир», но Маковский затребовал за него 20 тысяч рублей, что оказалось коллекционеру не по карману. В августе того же года картина была приобретена американским ювелиром Чарльзом Уильямом Шуманом за 15 тысяч долларов США (10 тысяч фунтов стерлингов, 60 тысяч рублей) — за цену, большую чем предложенная российским императором Александром III.
Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем. Museo de Arte de Ponce
Прибытие работы в США, где она была встречена с большим энтузиазмом, совпало с расцветом популярности Маковского в эпоху «позолоченного века», ввиду чего в 1886 году Шуман лично заказал у него картину «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», в которой художник свёл обобщённую сцену свадьбы к конкретному историческому событию (находится в коллекции Музея де Арте де Понсе[en] в Пуэрто-Рико).
(кликабельно)
Под венец 1884 Музеи изобразительных искусств Сан-Франциско
В 1890 году эти две картины выставлялись в Детройте и Сан-Франциско, а 1893 году — на Всемирной выставке в Чикаго, вместе с третьим полотном Маковского на тему свадьбы — «Перед венцом» (также «Наряд русской невесты»; находится в коллекции Музея изобразительных искусств Сан-Франциско). В 1901 году по приглашению Шумана Маковский приехал в США, где ему для своего первого президентского портрета согласился позировать Теодор Рузвельт.
До 1912 года «Боярский свадебный пир» находился в витрине магазина Шумана на Бродвее в Нью-Йорке в рамках кампании по сбору денег на благотворительность, а репродукция картины размещалась на подарочных коробках с шоколадом. В рамках аукциона по распродаже имущества Шумана, прошедшем 23 января 1936 года, картина была продана за 2500 долларов в частную коллекцию. В 1939 году картина выставлялась на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1946 году работа была приобретена Робертом Рипли, эксцентричным создателем радио-шоу «Ripley's Believe It or Not![en]», ещё мальчиком купившим открытку с репродукцией этой картины. Во время распродажи его имущества 26 августа 1949 года картина была продана за 2200 долларов.
18 декабря 1968 года картина снова была продана, попав в коллекцию Марджори Мерриуэзер Пост[en]. После её смерти в 1973 году, по завещанию Пост картина была преподнесена в дар музею «Хиллвуд», который она же сама и создала на основе личной коллекции русского искусства.
Композиция
На картине запечатлен момент произнесения тоста в честь жениха и невесты во время пира на свадьбе — одном из самых важных социальных событий в старой России, являвшимся демонстрацией объединения двух боярских родов, имевших большое влияние на политику Москвы в период XVI—XVII веков. Свадьба проходит в гостевой комнате со сводчатым потолком, напоминающей палаты дворцов московского Кремля. В центре располагается стол, вокруг которого сгруппированы фигуры мужчин и женщин. Молодая пара стоит во главе стола (с правой стороны холста), где жених представляет гостям свою невесту, впервые увидев её ничем не покрытое лицо. Вся комната заставлена заморской посудой, золотыми и серебряными кубками и кружками разнообразных форм, вынимавшихся к празднику из сундуков. На переднем плане в левом нижнем углу холста находится резной ларец из слоновой кости, на котором стоит эмалированная серебряная чаша.
Жених и невеста, сбоку — сваха.
В резко освещенной обстановке, гости, изображённые в роскошных одеждах, причудливо украшенных золотым шитьём, в том числе женщины в жемчужных кокошниках, являвшихся основным русским женским головным убором, сидят за столом, богато уставленном различными яствами и напитками. В центре полотна находится фигура полного мужчины в шубе, подбитой красным бархатом, высоко поднимающего в руке серебряный кубок. Примечательно, что на картине изображён момент, когда слуга вносит в комнату на большом серебряном подносе жареного лебедя — символ плодородия, являющийся последним подаваемым на стол блюдом перед проводами молодожёнов в спальню.
События, изображённые на картине, происходят в ориентировочно в XVI или XVII веке. Перед окончанием пира по распространённой в то время традиции гости начинали произносить тост и кричать «горько», намекая на горькость вина и побуждая молодожёнов поцеловаться, чтобы сделать напиток более сладким. Однако, невеста выглядит робкой и застенчивой, стоя перед женихом с грустным лицом и не желая по-видимому дарить ему свой поцелуй. В такой ситуации, стоящая по левую руку от невесты пожилая сваха, или мать, мягко подталкивает свою дочь к жениху, уговаривая её поцеловать будущего мужа. В то же время, сидящая в центре полотна девушка смотрит на молодожёнов с завистью, а в левом верхнем углу в печальной задумчивости стоит няня, возможно, не понаслышке знающая, как тяжела участь невесты.
Особенности
Размеры картины, написанной маслом на холсте, составляют 236,22 на 391,16 сантиметров без рамы (254,64 на 408,94 см. — с рамой). В англоязычной искусствоведческой литературе картина фигурирует под названиями «Русский свадебный пир» (англ. The Russian Wedding Feast), «Русский свадебный пир XVII века» (англ. A Russian Wedding Feast of the Seventeenth Century), «Свадебный пир у бояр в XVII веке» (англ. The Wedding Fête of the Boyars in the Sixteenth Century), при том что встречаются также разные варианты написания фамилии самого Маковского — Makovsky, Makovski, Makowski, Makowsky, Makoffsky.