Это цитата сообщения
Слава44 Оригинальное сообщениеПАЛЬМЫ В ЯПОНИИ. ХУДОЖНИК ВИКТОР ПАЛЬМОВ (1888-1929) – УКРАИНСКИЙ АВАНГАРДИСТ РУССКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Растут ли пальмы в Японии? На этот вопрос уже почти 100 лет назад ответил украинский авангардист русского происхождения Виктор Никандрович Пальмов.
Виктор Никандрович Пальмов
Виктор Никандрович Пальмов родился 10 февраля (29 января) 1888 г. в старинном русском городе Самаре. Он с детства проявлял большую любовь к живописи. Приехав в Пензу он поступил в Пензенское художественное училище им. Н.Д.Селиверстова и в 1911 г. окончил его. Далее продолжил свое образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1911-1916 гг, а с 1912 г. перешел в мастерскую выдающегося русского импрессиониста Константина Коровина. В училище он познакомился с футуристами – художником Давидом Бурлюком и поэтом Владимиром Маяковским. С 1914 г. принимает участие в выставках МУЖВЗ и общества «Московский салон». А в 1916 г., окончив училище, получает звание художника 2-й степени за дипломную картину «Портрет друга» (не сохранилась).
Наследие Пальмова сравнительно невелико, т.к. многие его произведения не сохранились или не выявлены. Работы до 1920 г. практически мало известны.
Вариация на тему Гогена. 1910-е. Х, м. Собрание И.Дыченко
Тюрьма. 1914 г.
Во время Гражданской войны Пальмов вместе с Давидом Бурлюком совершил путешествие из Самары через Сибирь на Дальний Восток. Во Владивостоке был членом отдела ИЗО Наркомпроса Дальневосточной республики, преподавал рисование в гимназии. Сотрудничал с Н.Ф. Чужаком, С.М. Третьяковым, Н.Н. Асеевым и др. в журнале «Творчество», писал театральные декорации. Работал в стиле кубофутуризма.
Обложки журналов «Творчество», Чита-Владивосток, 1920 г.
Автопортрет художника с супругой. 1920 г. (Коллекция Игоря Дыченко)
Беременная радость. 1920 г. Вольский краеведческий музей
Женщины. 1920 г. Х, м, аппликация из кожи и фольги 52х41 см. Забайкальский художественный музей, Чита
Композиция с красным всадником. 1920 г.
Пастораль. 1920 г. Х, м, фольга 52х40 см. ГТГ
Суйфунский рынок. 1920 г. Частное собрание, Владивосток
В 1920 г. Пальмов с Д.Бурлюком организовал выставку русского искусства в Японии и в качестве одного из ее директоров совершил поездку по стране. В Стране восходящего солнца Давида Бурлюка и его друга - прекрасного художника Виктора Пальмова (чьи работы экспонируются в Третьяковской галерее и в других музеях мира) встретили с немалым энтузиазмом. Они организовали обширную выставку российского искусства, в состав которой вошло 473 произведения 28 художников, в том числе Малевича и Татлина, 150 работ, созданных самим Бурлюком, и 43 - Пальмовым. Первая в Японии выставка российской живописи состоялась при поддержке Российского телеграфного агентства (РОСТА). После закрытия выставки зиму 1920-1921 гг. Пальмов провел на острове Огасавара. Давид Бурлюк прожил в Японии два года и в 1922 г. навсегда эмигрировал в Америку. А Пальмов ранее в 1921 г. вернулся через Корею в Читу и вновь стал сотрудничать с журналом «Творчество» и издательством «ПТАЧ» (Пальмов, Третьяков, Асеев, Чужак). В своих живописных произведениях Пальмов обращает особое внимание на фактуру, которая подчеркивает «наивный» характер произведения. Художник много экспериментировал с поверхностью бумаги и холста, усложняя фактуру, вводя в красочные слои стекло и фольгу. Критики отмечали в работах Пальмова влияние не только художников французского кубизма Пабло Пикассо и Андре Дерена, но и итальянских футуристов Джино Северини, Умберто Боччони и др. Среди работ 1920-х гг. особо выделяется характерный «Портрет Н.Чужака, С.Третьякова и Н.Асеева».
Давид Бурлюк - Портрет Виктора Пальмова. 1921 г.
Вот они те самые пальмы, которые растут в Японии. Картина 1920 г. Х, м. 54 х 52 см. Забайкальский художественный музей, Чита
Японский пейзаж. Х, м. 1920-1921 гг. 50 х 61 см. (Аукцион МакДугалс)
Портрет владивостокских футуристов (М.Чужак,С.Третьяков,Н.Асеев). 1921 г.
Х, м. 72х146,5 см. Национальный художественный музей Украины, Киев
Танцующая женщина. 1920 г.
Абстрактная композиция. 1920-е гг.Абстракция. Х, м. 55х35 см.
Голова. 1920-е. Частное собрание, Киев
Композиция. 1921 г. Фольга 64х60 см. ГРМ
Обложка и иллюстрация из книги поэта С.Алымова «Оклик мира». Харбин, 1921 г.
В 1922 г. Пальмов возвратился в Москву. Входил в художественное общество «Клич», был членом «ЛЕФа», посещал дом В.Маяковского-Бриков. Преподавал в художественно-промышленном техникуме, руководил деревообделочными мастерскими. В этом же году в доме Международной книги на Кузнецком мосту открывается его персональная выставка и выходит в свет брошюра Н.Н. Асеева и С.М. Третьякова о нем. В 1925 г. совместно с архитектором и скульптором А.М. Лавинским участвовал в оформлении советского павильона на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.
Очерк С. Третьякова и Н. Асеева. Художник В. Пальмов. 1922 г.
В 1925 г. Пальмов переезжает на ПМЖ в Киев, где становится профессором, а затем и деканом живописного факультета Киевского художественного института. Принимает активное участие в выставках украинских авангардистов совместно с А.К.Богомазовым, П.К.Голубятниковым и др. В 1928 г. совершил поездку в Донбасс. В 1929 г. вступает в Ассоциацию художников червонной Украины. В киевский период у Пальмова происходит окончательное расставание с традициями кубизма и футуризма. Он создает пейзажно-жанровые композиции в духе «спектрализма» - его оригинальной версии фигуративности.
Украинское село зимой (Зелений Клин). 1920-е. Коллекция И. Диченка
Кузница. 1925 г. Х, м.
Хозяин (Il proprietario). 1925 г. Х, м. 71,5 х 85 см. Государственная Третьяковская Галерея
Кузнец. 1926 г. Х, м. 96×70 см. Нац. худ. музей Украины, Киев
Пляж. 1926 г. Х, м. 90 х 90 см.
Побачення (Свидание). 1926 г. Фан, м. 87х71 см. Нац. худ. музей Украины
Верочка. Портрет художницы В. Лимаренко. 1926 г. Нац. худ. музей Украины
Мать с ребёнком. 1927 г. Х, м, позолота. 64 х 64 см. Нац. худ. музей Украины
За власть Советов! 1927 г. Х, м. 142×177 см. Нац. худ. музей Украины
Объезжают коня. 1927 г. Х, м.
Деревня. Ночь. 1928 г. Нац. худ. музей Украины, Киев
Рыбак. 1928 г. Х, м. 67х46 см.
Первое мая. 1929 г. Х, м. Нац. худ. музей Украины, Киев
Единственная картина в музее на его родине. Семья середняка. 1929 г. Фан, м. 120х103 см. Самарский художественный музей.
Двое. Х, м. Местонахождение неизвестно
7 июля 1929 г. ранняя смерть от неудачной операции в возрасте 41 года прервала путь замечательного украинского художника российского происхождения
Виктора Никандровича Пальмова. Он похоронен в Киеве на Лукьяновском кладбище. Через много лет после его смерти в 2002 г. в Японии, в Токио состоялась выставка «Модернизм на Дальнем Востоке России и в Японии. 1918–1928», к вернисажу которой был издан юбилейный каталог.
На обложке японского каталога помещена фотография членов объединения «Творчество» 1920 г.:
1-й ряд - Николай Асеев, Сергей Третьяков, Владимир Силлов и его жена Ольга.
2-й ряд - Виктор Пальмов, Николай Чужак, В. Аветов, Петр Незнамо.
ИСТОЧНИКИ:
1. http://rusavangard.ru/online/biographies/palmov-viktor-nikandrovich/
2. Википедия - Пальмов, Виктор Никандрович
3. http://calendar.interesniy.kiev.ua/Event.aspx?id=1238
4. http://www.pv-gallery.ru/author/1606/Palmov-V-N/
5. https://www.wikiart.org/ru/viktor-nikandrovich-palmov