Музыкальная, акустическая, она же поющая дорога – это шоссе со специальным покрытием: с помощью колёс движущегося автомобиля можно воспроизвести «зашифрованные» мелодии.
В целом использован тот же принцип, что и для считывания музыки с виниловых пластинок – только масштаб покрупнее. Такой «одушевлённый» асфальт сегодня существует в четырех странах: Японии, Южной Корее, Дании и США.
Участки шоссе в несколько сотен метров, исчерченные тысячами бороздок от 8 до 24 миллиметров шириной и от 3 до 6 миллиметров глубиной, давно стали достопримечательностью: порой автомобилисты намеренно преодолевают сотни километров с одной только целью – чтобы весело промчаться по «асфальтофону»…
Датой появления первой музыкальной дороги считается 1995 год, когда дорога под названием Асфальтофон была построена в Дании.
Возникающий звук зависит не только от расстояния между полосами, но и от глубины этих канавок, а при определенном усилии можно создать музыкальную дорогу, воспроизводящую довольно сложную мелодию.
Музыкальные дороги: как возникает музыка на дорожном покрытии
Начало музыкальной дороги часто обозначено знаком музыкального скрипичного ключа или нот, а вот так звучит одна из музыкальных дорог в Японии.
Мелодия не зависит от конструкции автомобиля, однако для достижения оптимального эффекта нужно выбрать подходящую скорость движения по замысловатой магистрали. Так,например, музыкальная дорога в Вакаяме рассчитана на 40 километров в час, в Гунме – 50 километров в час, а трасса в Хоккайдо – на 45 километров в час. Если ехать быстрее или медленнее, то создаётся ощущение, что запись воспроизводится с увеличенной или замедленной скоростью. Но особенно важно то, что у водителя есть хороший стимул не превышать безопасную скорость!
В России для повышения безопасности дорожного движения используются более практичные инженерные конструкции. С 2012 года на российских дорогах, помимо предупреждающих знаков, систем видеофиксации и «лежачих полицейских», начали появляться шумовые полосы. Они заметны при любой погоде и любом освещении.
По сравнению с музыкальным покрытием их нанесение стоит недорого. Они не играют мелодию, а создают шум и вибрации. Такой подход — одна из мер по снижению аварийности на дорогах.
У музыкальных дорог нашлись свои противники. Так, например, жители одного из городов в Нидерландах были очень недовольны «музыкой», которая постоянно доносилась от расположенной неподалеку автотрассы. После многочисленных жалоб дорогу пришлось демонтировать.
Не обошлось и без курьезов. Например, музыкальная дорога, расположенная в американском штате Калифорния, хоть и призвана взбодрить и поднять настроение водителям, вызывает несколько иные чувства. Оказывается, во время ее строительства были допущены ошибки, поэтому дорога «играет» фальшивую мелодию.