
Включайте музыку, смотрите, читайте - отдыхайте!
Образ березы настолько естественный и привычный для русского человека, что не сразу удается распознать всю его противоречивость и сложность. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А русскую баню без берёзового веника? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах?

[800x]

Берёза (Betula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — более ста.
Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь», от праславянского слова berza. Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов. – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева. Похожее название осталось во многих языках: литовское berzas, латышское berzs, английское birch, немецкое Birke, нидерландское berk, норвежское bjork, шведское bjork. В славянских языках похожее с русским звучание – белорусское бяро?за, украинское бере?за, болгарское бре?за, сербохорватское бре?за, словененское bre?za, чешское briza, польское brzoza.

[800x]

Когда мы говорим о берёзе, чаще всего мы подразумеваем самую распространённую – Берёзу повислую (Betula pendula). Другие названия вида: берёза бородавчатая, берёза плакучая, берёза повисшая. Ранее, к ней применялось также название берёза белая (Betula alba), но в настоящее время, во избежание путаницы с берёзой пушистой, к которой также применялось название «белая берёза», название берёза белая не желательно.
Интересно, что у каждого человека, не зависимо от национальности, выявляются следующие закономерности восприятия этого образа. Вертикальная структура березы наполняет энергией, заставляет тело вытянуться. А висящие на ветках листья, словно трепещут, создавая чувство легкого волнения.
Совершенно разные ощущения возникают от молодой и зрелой березы. При восприятии молодой березы тело становится легким, свежеет, утончается. Появляет гибкость. Тонкая, как шелк, структура коры создает ощущение нежной кожи. Образ женственный, молодой.
У зрелой березы темные наросты-рубцы, словно вылезая, вываливаясь из нутра дерева, несут тяжесть, напряжение, дискомфорт. Они напоминают потухшую лаву, пепел, руины. Возникает пугающее чувство скрытого драматизма.

[800x]


Береза — дерево замечательное и издавна используется людьми «на все 100». Его универсальность отразила загадка: «Стоит дерево утром зелено, в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от тьмы свет, четвертое — дряхлым пеленанье». Ответы на нее — банный веник, березовый сок, лучина и береста для ремонта разбитых горшков.
В старину также говорили: «Береза – дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого – быть тому счастливым и удачливым во всем». Зная «капризность» дерева, около самого дома березу старались не сажать, поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было поговорить с деревом, попросить у него силы и помощи.

[800x]

У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. Березовые ветки втыкали в поле также и для того, чтобы получить богатый урожай.
У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения, У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из-за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных.
Береза придает мужчинам мужественность, а женщинам женственность и тем и другим дарит уверенность в себе, в своих силах и возможностях, а также помогает поддерживать хорошую физическую форму. Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж.
Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. Березовые ветви использовались и для того, чтобы наделить плодородностью молодоженов, исцелить от бесплодия.

[800x]


Структура и смысл березы контрастны. Начиная от того женственного, светлого, родного и душевного образа, что так любо воспевается русскими поэтами. Образ осенней берёзы с приходом зимы сменяется мрачным ощущением, появляется напряжение, беспокойство — чувство скрытой трагичности происходящего. Хочется задержаться в тёплых иллюзиях жёлто-листной осени, в середине бабьего лета.

[800x]

Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России.
С давних лет берёза стала образом России, ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. В славянских поверьях дерево и изделия из него считались оберегом от нечистой силы, например, берёзовые веники для бани служили «инструментами» ритуального очищения, накануне Ивана Купалы берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Но были и противоположные поверья – якобы в ветвях березы поселяются черти и русалки, а еще ведьмы летают только на берёзовых мётлах.

[800x]


Берёза занимает важное место и в культуре скандинавов, финно-угорских и других народов. Для всех этих народов берёза являлась символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения. В фольклоре балтийских и германских народов слово берёза выступает в значении чистоты, невинности. Берёза является одним из 22 деревьев, входящих в кельтский гороскоп друидов (24 декабря — 20 января). Берёза — культовое дерево и национальный символ у большинства финно-угорских народов — карел, веси, манси, хантов, пермяков, коми-зырян, финнов (сумь) и финнов-тавастов (емь).

[800x]

Берёза является распространённым геральдическим символом. Начиная с XII века, берёзу изображали на гербах в немецкой, чешской и шведской геральдике в виде дерева с золотой листвой или с кудреватой кроной зелёного цвета, а также треугольного берёзового листа зелёного цвета.

[800x]


Почитают березу, как национальное дерево, и скандинавы — шведы и норвежцы. У скандинавов берёза была символом богини Нерты, которая считалась великой Матерью-Землёй. До сих пор в Швеции празднуется «День берёзы» между 22 апреля и 1 мая. При этом сооружается так называемый «майский шест» — жердь с перекладиной вверху, которая украшается, обвивается молодыми ветвями берёзы и первыми полевыми цветами. У народности эрзя есть тоже обрядовый праздник «Тудоннь ильтямонь чи» (Праздник берёзы). М. Энгельгардт в 1781 году отметил у Ардона священную берёзовую рощу осетин. К деревьям никто не прикасался, опасаясь неизбежного несчастья.

[800x]

Изначально берёза была символом плодородия и здоровья. На Руси белоствольную красавицу называли «деревом счастья», считали символом девичьей нежности и красоты. В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с берёзой.

[800x]

«Берёзозолом» называли на Руси месяц апрель, а берёзу – деревом 4-х дел: первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать.
А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. В марте, когда начинается сокодвижение в дереве, любители берёзового сока устремляются в берёзовые рощи. Там, наверняка, побывали и поэты, и живописцы. Может, именно поэтому поэты и художники любят изображать берёзки? Она ведь не только глаз радует, но лечит душу человека, его организм. Каждый мастер слова ли, красок ли, звуков ли изображает берёзку как чудо.

[800x]


Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как девичье одеяние.
Как же всетаки похож образ берёзки, полный контрастов и противоречий, на русскую душу — не зря мы считаем его родным!
источник

