• Авторизация


Учебник офицеров царской армии (1897г). Сущность жизни. Глава VIII. Жизнь на Земле 18-09-2020 07:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Счетчик
1 (700x291, 121Kb)
Первое время после своего перехода на Землю, человек живёт в астральных сферах земли, в астральном теле, соответствующем степени материальности этой сферы, которая уже несравненно более разряжена, чем сфера Венеры.

Здесь он знакомится с земной жизнью во всех её деталях, и под руководством духов покровителей готовится вступить в неё. Теперь уж он сам выбирает тот род жизненных испытаний, который кажется ему наиболее полезным для его исправления: дух покровитель только советует и направляет его выбор.

Вместе с тем дух покровитель уже налагает на него некоторые обязанности по надзору за какой-либо частью вселенной. Он поручает ему попечение над какими-нибудь животными, рыбами, птицами или насекомыми, или поручает ему направлять какие-либо явления природы, или надзирать и направлять явления растительного царства, или что-либо в этом роде, на что человек этот окажется наиболее способным. Никто не должен отказываться по мере сил своих исполнять Божественные предначертания, участвовать в общем движении мирового прогресса и трудиться под руководством и назиданием духов покровителей.
1- (520x555, 228Kb)
Отдохнув от предыдущей трудной жизни на Венере, освоившись с жизнью на земле и избрав себе род жизненных земных испытаний, человек родится на земле в грубо материальном теле с решительным и самым чистосердечным намерением добрыми делами этой жизни покрыть все грехи и злодеяния, произведённые им на Венере и тем искупить все зло, внесенное им в мир.

Таким образом, мы все, жители земли, начинаем жить на ней при весьма усложнённых обстоятельствах. Ведь жизнь на Венере вызвала в нас и указала нам все дурные наши качества, все пороки, все грехи и ничего не исправила. На Венере мы приобрели дурные и греховные привычки и навыки, от которых мы обещали Богу отвыкнуть и исправиться на Земле, или иными словами, мы пали на Венере, и взошли в земную жизнь запятнанными, загрязненными с обязательством смыть с себя всю эту грязь нашею земною жизнью и покрыть ее нашими добрыми делами. Это обстоятельство чрезвычайно усложняет нашу земную жизнь. Мы были бы несравненно менее связаны на ней, если бы над нами не тяготело бы это так сказать проклятие Господне, в котором мы сами прямые виновники, а потому и прямые ответчики. При этом условии мы лишены всякого права спрашивать себя, — почему я страдаю на Земле, когда я ничего дурного не сделал. Мы все уже принесли так много горя Создателю Своему, посеяли уже так много зла и между ближними и в видимом Мире, прежде чем вступить в земную жизнь, что должны покорно нести свой крест на Земле, смиренно повиноваться Воле Божьей, усиленно стараться над своим самоулучшением и достойно переживать все испытания, представляемые нам жизнью на Земле.

Земля есть планета искупления грехов. А потому главная цель жизни на земле состоит в том:

чтобы отделаться от греховного навыка, который мы получили, живши на Венере и вообще отстать и отвыкнуть от зла;
чтобы привыкнуть к добру и начать его развивать в себе, и
чтобы добрыми делами, произведенными на Земле покрыть и искупить все зло, внесенное нами во внешний Мир, в себя и в окружающих нас существ, со всеми его последствиями.
Вникнув в основной СМЫСЛ цели земной ЖИЗНИ, ВСЯКИЙ поймёт, что земля ещё не есть планета счастья и блаженства, но есть планета трудной и усиленной работы над переделкой себя всего своего внутреннего человека. Не развитие добра, не укоренение в нем, не практика его в самых обширных размерах есть цель жизни на земле — это будет цель жизни на следующей за землей планете — на Марсе. Там будет человек жить в добре, практиковать добро в самых обширных размерах, укореняться в нем и пожинать отрадные плоды добра.

Кто на земле познал добро и зло, кто отвык от зла и начинает привыкать к добру, кто своими добрыми делами, делаемыми хотя бы по принужденно себя, а не по влечению сердца, покрыл внесенное им зло в мир, тот может считать свою земную задачу жизни оконченной и удостоиться от Бога своей смерти на Земле для получения возможности жить и блаженствовать на Марсе.

Задача земной жизни необыкновенно трудна. Мы встречаем много людей, делающих иногда массу добра и почти никакого зла. Эти люди думают, что, делая это добро, они исполняют правильно всю свою земную задачу и удивляются, отчего это добро не удовлетворяет их, проходит безследно для их жизни и не только не приносит им счастья и отрады, но они наравне с неделающими добра также хворают, страдают, терпят неудачи и переживают все другие испытания земной жизни. Они невольно себя спрашивают: отчего и зачем я страдаю? Кажется, говорят они, больше меня никто добра не делает, не помню я то же, что бы я сделал хотя кому-нибудь зло, что же может ещё требоваться от меня?

На это ответ прямой: понимания и исполнения главной задачи земной жизни, которая далеко не исчерпывается одной практикой добра. Пусть эти люди обратят внимание на нижеследующие пробелы их жизни:

В них зло не искоренено. Пока человек не искоренит в себе зла, он не может считать задачу своей земной жизни выполненной. Оценить зло, находящееся в человеке, может только сам человек. Люди могут видеть только злые поступки других людей, т. е. одни только видимые проявления злой души. Всё же потаенное зло, находящееся в душе каждого человека, может не проявляться через его поступки, ибо человек может воздерживаться от них. Узнать находящееся в себе количество зла может человек по тем злым мыслям, которые постоянно роятся и возникают в его душе.
Человек, конечно, не ответствен за свои мысли и они не могут быть поставлены ему в вину, если он только не прилагает их к делу и не поступает по указаниям своих злых мыслей. Тем не менее злые мысли показывают человеку, что душа его еще порочна и заключает в себе еще зло, от которого ему необходимо отделаться. Отделаться ото зла, тяготящегося в душе, может только человек через свою молитву и единение с Богом, которое совершается не иначе, как через таинства. Только Бог может покрыть зло добрыми делами, даруя душе новые благодатные силы. Поэтому человек, не прибегающий к помощи Бога, своими собственными слабыми силами никогда не искоренит в себе зла, а следовательно и не выполнит с достоинством этой части задачи земной жизни.

Спросим себя, всё ли то добро, что делает человек, может идти ему на пользу и на спасение? Весьма естественно, что человек делает добро, ведь он носитель в себе Самого Бога и Его благодатных даров? Надо удивляться тем людям, которые не делают добра и совсем заглушили в себе искру Божию. Человек в течение всей своей жизни должен постоянно оглядываться и спрашивать себя: всё ли я сделал то добро, которое я мог сделать и то, которое предопределено Богом на мою долю?
Всякий должен твёрдо помнить, что не результаты доброй жизни будут поставлены Богом в заслугу человеку земли, не самые добрые дела, не количество рассеянных денег на бедных или на постройку храмов, но количество внутреннего благочестивого чувства покорности, смирения, участия к ближнему, любви и милосердия, которые возбуждали человека в то время, когда благодать Божия влекла его к исполнению его долга.
Если же человек будет разбирать своё добро с этой точки зрения, вникнет во внутренние стремления своей души, в чистоту своих чувств и намерений, и обдумает, всё ли добро он сделал, которое он должен быль сделать, то и увидит, что многого он не сделал, многое им забыто, и всегда останется собой недоволен, ибо всегда можно было выказать большую деликатность в подании помощи, большее смирение, большую любовь к ближнему и большую покорность к Божественным предначертаниям, чем те, которые оживляли сердце грешного и порочного человека. Поэтому, обдумывая добросовестно свои даже добрые дела, нам приходится всегда с полным убеждением и с полным прискорбием, исходящим из самой глубины нашей души, сказать: я раб негодный, ибо сделал только то, что должен был сделать, да и знает лишь один Бог, все ли я сделал, что надлежало мне сделать, а потому не поставит ли Он мне в вину того, чего и не доделал.

Было бы страшной и непозволительной гордостью думать, что человек своими ничтожнейшими добрыми делами может покрыть всё то зло, которое он внёс в мир со всеми его последствиями. Например: учитель, внушающий своим ученикам атеистическое и материалистическое мировоззрение. Представьте только себе, как много зла сеет он в мир, научая людей смолоду безверию, которое должно неминуемо отразиться на всей последующей жизни не только их, но и всего их потомства. Может ли когда-нибудь этот учитель возвратить своими собственными добрыми делами ту массу зла и противления Богу, которую он принёс тысячам народу. Была бы чрезвычайная гордость думать, что может он когда-нибудь одними своими силами искупить свои грехи; сто, двести праведных жизней не искупили бы того вреда, который внесен в мир одной жизнью этого учителя. Но Христос искупил Мир. Он принял на Себя грехи Мира и покрывает грехи людей той массой добра, которое внёс в мир Своим посещением его и Своею крестною смертью.

Но Христос искупил грехи не всех людей, но лишь тех, кто просит Его о том, кто самым добросовестным образом, напрягает сам все свои силы на покрытие своих грехов своими маловажными добрыми делами, со смирением сознает, что это ему невозможно, а потому горячо просит Бога помочь ему. Он всеми своими силами приближается к Богу, соединяется с Ним через благодатно дарованные Христом Спасителем Мира таинства, исповедует веру, исполняет закон Божий, всей душой сознает свое безсилие, кается Богу в своих грехах, и с полной уверенностью во благость Господа с покорностью ожидает решения своей участи, с полной верой в слова Христа: «что верующий на суд не идёт».
И действительно Христос покрывает Своими добрыми делами грехи таких людей, через что искупает их. Чем сила веры в благодатное спасение больше, темь и сила искупления больше: чистое, истинное, всей душой и всем существом выраженное перед Богом желание помощи с твёрдым и непреложным намерением больше не грешить, смывает с человека всю грязь, все грехи и делает его искуплённым и очищенным. Разительный пример подобного искупления мы видим в разбойнике, страдавшем на кресте одновременно с Иисусом Христом.

Представим себе чистую, чуткую и отзывчивую к добру и правде душу; скажем, пожалуй, святую, которая с самого рождения на Земле жила в лагере разбойников. Человек этот, живя на земле без памяти своего прошлого, никогда в жизни не слыхал ни одного слова о Боге, ни о правде; самая грязная и развратная жизнь окружала его с самых пелёнок; убивать и грабить стало его привычкой еще в то время, когда характер его не установился и в этой обстановке прожил он всю свою жизнь. Как человек умный, энергичный и ловкий он превзошёл в своих злодеяниях и в искусстве убивать всех своих товарищей, и скоро был назначен атаманом их. Он постоянно чувствовал внутренней голос, останавливающий его, но не имея понятия о добре и о зле, он не понимал этого голоса. Он сколько ни думал и ни соображал, никак не мог сопоставить обычной своей жизни с внутренними требованиями души своей, но иная жизнь, кроме жизни разбойников, не была ему известна, ибо как разбойник, он был вполне отчужден от общества и от всякой добродетельской жизни. Вдруг, бывши уже на кресте, он увидал добро и истину в святости Христа, и перед ним открылась вся картина его злодеяний и весь ужас его поведения. Он сразу понял всё и истину и добро и..... Бога. Униженный, поражённый своим открытием и осенением светом истины Христовой, он и тут даже не отчаялся, не пал духом, но с полной верой в милость Божью обратился за своим прощением к Христу, искра Божия, дремавшая в нём, разгорелась в пламя любви и веры во всемогущество Божие, и он изрёк свое раскаяние.

Это раскаяние не могло не быть чисто, искренне и не могло не исходить из самой глубины возмущённой своими злодеяниями души. По Своей неизречённой благости не мог Христос не простить его. Он не мог не взять на Себя всей массы злодеяний этого разбойника и не покрыть их Своими добрыми делами, ибо грешить этот разбойник более не в состоянии и даже при другой более легкой жизненной обстановке на земле он был бы праведен и чист. Таким образом, один миг чистого, истинного покаяния может излечить целую порочную жизнь и спасти уже почти совсем погибшую душу. Тем более действительна вера и покаяние в людях, не удручённых столь сильными грехами, как разбойник, но надо иметь веру в Бога, надо иметь смиренное и покорное Ему сердце.

Итак глубоко ошибаются те люди, которые думают своими собственными силами, без помощи Божией, в силу своих хотя бы совершенно праведных дел, правильно выполнить свою задачу земной жизни. Ошибаются и те, которые желают одной молитвой без добрых дел угодить Богу. Они забывают, что они начали жизнь на земле под страшным обетом, данным ими Богу и, не выполнив этого обета и не снявши с себя этого страшного проклятия, они не могут правильно следовать по пути своего самоулучшения и будут терять только попусту время на земле, а следовательно приближаться ко злу.

Что ещё чрезвычайно приближает человека ко злу—это неправильное применение любви. Любовь есть наивысший дар Божий, имеющий возможность наиболее возвышать душу и наиболее приближать человека к Богу. И этот же самый дар Божий, неправильно применённый к жизни, порождает эгоизм и гордость, т. е. наивысший грех, ведущий человека прямо к погибели.

Любовь, доводящая человека до Бога, есть любовь Бога и любовь ближнего. Эта любовь тесно связывает человека всеми его желаниями и стремлениями с Богом и имеет свое начало в Боге. Черпая в Нём свои силы, она от Бога, как от центра, распространяется во все стороны и переносится на всё, что связано с Ним любовью и верой, поэтому деятельность её обширна, велика и всестороння. Кончается она на самом человеке, ибо он, распространив свою любовь на Бога, на ближних и на всё сотворённое Богом, меньше всего думает о себе самом. Эта Божественная любовь любит добро для самого добра и всех тех, кто делает добро, без разбора личности; она любит решительно всё, что приносит пользу людям и всё, что назидает их, в каком бы виде это добро, эта польза или это назидание ни проявлялись бы; она любит церковь, отечество, уважает порядки страны, любит общество и каждую отдельную личность и от души, уповая на помощь Божью, желает всем блага и успеха. Это в высшей степени теплое чувство согревает душу и сердце, дает отраду, покой и больше всех остальных даров Божьих позволяет познать Бога и Его премудрость; ибо Бог и есть именно эта самая любовь.

Тот же самый дар Божий, но в другом применении его, ведёт человека прямо к погибели. Эта любовь, которая начинается не с Бога и кончается собой; но, наоборот, та, которая начинается с себя и кончается Богом — это и есть любовь себя и любовь Мира, или привязанность к его заботам. Эта любовь вся сосредоточена на себе самом, и от себя, как от центра, распространяется на всё, что чем-нибудь соединено с самим человеком и по мере того, как личный разсчёт или интерес для человека уменьшается, уменьшается и любовь; вне этого интереса нет любви; все остальное для его сердца чуждо и враждебно, как бы это ни было свято, чисто, умно или возвышенно. Этот эгоизм и эта гордость любит больше всего себя; очень горячо н нежно любит своих Детей, своих внуков и родственников, потому что в них он любит себя и своё; он любит всех, кто ему льстит, кто его восхваляет и почитает; он любит также церковь, свою родину и общество, но лишь в той Мере, насколько они ему полезны, он любит их как лакеев или как слуг, которые обязаны ему служить, он любит их как средство достигнуть своих честолюбивых замыслов, как средство составления своей карьеры, своей славы, своей власти и чуть дело идёт дальше, в его сердце проявляется гадливое чувство, заставляющее его сказать себе: „какое мне до этого дело? пропади они пропадом“. Он любит отдельных личностей, ко всем ласков и любезен, ибо ещё не знает, кто ему пригодится и не может ли он извлечь из него пользу; одним словом, он любит, чтобы ему служили и ни за что не станет, ни в чём служить ближнему, ибо он всегда чувствует своё превосходство и пренебрежение или презрение к другим.

Эта любовь исключает всякое понятие о вере; людям они абсолютно не верят; если они, по-видимому, и верят в Бога, то их вера не есть тёплое успокаивающее душу чувство, заставляющее их уповать на Милость Его, но есть неопределённый страх ответственности перед чем-то сильнейшим, что может вредить им и принести ущерб. Они так сказать не верят в Него, но опасаются Его. Надеяться могут они только на свои собственные силы, и всё, что идет им наперекор, то порождает в них ненависть, злость, зависть, пренебрежение, они делаются желчны, мстительны, лживы, хитры, криводушны и даже жестоки к людям. Не даром говорят, что гордость есть мать всех пороков; и иначе это и быть не может, ибо она есть следствие извращения высшего дара Божья, а следовательно, и должна вести к наибольшему растлению души и тела и к высшей степени ответственности за поступки.

Затем еще большая и весьма распространенная ошибка людей заключается в том, что они мало верят во благость Бога и в Его премудрый закон, что они поступают, не так, как повелевает закон, но каждый своеобразно ищет себе земного счастья и не находя его, желает сорвать с земной жизни все те удовольствия и те развлечения и вообще те земные блага и преимущества перед другими, которые только в его силе. Они говорят: «теперь наслажусь жизнью, она же так хороша. Сорву с неё всё, что может она мне дать, а потом, когда умру, узнаю, для чего мне была дана жизнь и какая была её задача». Не похожи ли эти несчастные люди на школьников, которые ничему не учатся в школе, ругают учителей и издеваются над ними говоря: «когда кончу школу, всё узнаю, ибо все кончившие школу всё знают».

Этот вполне неправильный и эгоистический взгляд на сущность жизни; это равнодушие к познанию закона Божия, Самого Бога и главной цели и назначения жизни на земле— порождает весьма неправильные отношения людей в своей планете, к другим людям и к самим себе. Неестественно поставленный жизненный вопрос усложняет жизнь, запутывает её и придает ей совершенно фальшивый строй, который не может тяжело не отразиться на самих же людях. И действительно, жизнь на земле во многих отношениях так трудна, что для большинства она положительно невыносима. Если те, которые имеют возможность вырывать у жизни свои удовольствия, временные развлечения. мнимые радости и разные преимущества и считают себя отчасти удовлетворёнными,—то они не должны забывать, что они выезжают на плечах других людей, которых они делают несчастными. Никто на земле не может иметь счастье, не отнимая его у других и не делая их несчастными. Вообще говоря несчастья и бедствия суть неотъемлемая принадлежности земли. Человек земли, вообще говоря, есть настоящий мученик, ибо на земле пороки царствуют в полной их силе; добродетель не ценится, но угнетается и осмеивается, честность есть редкая подать, всегда влекущая за собою нищету, привязанности в конечном результате влекут к сожалениям и слезам; наши идеалы и возвышенные стремления ведут к разочарованиям; всюду обман, измены, интриги и эксплуатация друг друга. Вся земля переполнена болезнями и разного рода недугами, которые все суть следствия нравственной испорченности людей, их нервности, их злости, зависти, алчности, желания быть тем, чем они в сущности не суть: желанием обладать тем, чем в сущности никогда обладать не могут.

Если бы люди больше веровали в Бога, исполняли бы Его предвечный закон, знали главный смысл жизни на земле, живя по указанию святого Евангелия, считали бы своих ближних братьями и были бы слугами их—то жизнь на земле не была бы больше местом мучения, в каковое её превратили люди—но была бы планетой с весьма легкими условиями жизни. Почти все мучения и бедствия на земле происходят от самих людей, от неправильного взгляда на жизнь и от неправильно поставленного жизненного вопроса. Одним словом, не Бог создал на земле столь трудные условия жизни, но сам человек усложнил и утяжелил себе свою жизнь.

Представьте себе жизнь на земле при других условиях и подумайте, насколько она облегчилась бы, если бы:

Не было бы на земле лжи и обмана. Если бы все относились честно к своим обязанностям, к своему делу, к ближнему и самому себе. Если бы каждый владел только тем, что ему неотъемлимо принадлежит, и с уважением смотрел бы на чужое имущество, радуясь чужому успеху и благополучию.
Если бы люди помогали бы ближним, хотя бы только в тех случаях, когда эта помощь не приносит им самим ущерба. Если бы не существовало слова интрига, подкоп, клевета и зависть.
Если бы все рабочие относились добросовестно к своему труду и не было бы лени, безделья и тунеядства на земле, а все хозяева не обманывали бы их расчётом.
Если бы все фабриканты, заводчики, домовладельцы и, вообще, все производители оставляли бы себе только то количество денег, которое им действительно нужно на прожитие, а на остальную сумму, неправильно взимаемую ими ныне с потребителей, понизили бы цену своих произведений. Если бы деньги не залеживались бы на руках.
Если бы все купцы и торговцы делали бы то же самое.
Если бы почва Земли, все произрастания на ней и все подземные богатства принадлежали бы не тем, кто их раньше занял, и не имея возможности пользоваться и обрабатывать их—лежат на них, как собака на сене — но фактически составляли бы общее достояние. При этом порядке вещей—всякий, кто имеет возможность на обработку почвы и, вообще, естественных даров Божьих, данным всем людям—положить свой личный труд, свои личные старания, уменье и искусство, извлекал бы из них несравненно больше пользы, чем теперь и давал бы Mиpy более дешёвые произведения. Кроме того этот порядок свободного пользования естественными дарами земли исключал бы возможность умирать с голоду каждому желающему трудиться.
Если бы всё, что сделано или сооружено на общественный счёт, давало бы право одинакового и безвозмездного пользования всем, без всяких привилегий. Например: если бы наши железные дороги, почты, телеграфы, телефоны, школы и т. п., составляя общее достояние, в действительности перевозили бы всех даром, учили бы всех даром и т. д., то можно себе представить, насколько облегчилась бы жизнь на земле.
Если бы не было надобности держать войско и воевать, если бы не было государства, стран, народностей и, вообще, не было бы вражды и ненависти между людьми, то можно себе представить, насколько поднялся бы общий уровень богатства стран.
Если не было бы сословий, прав и привилегий и люди ценились бы по действительным их личным заслугам и по принесённой им человечеству пользы. Если бы эта оценка могла быть произведена правильно без предвзятых идей и без лицеприятия.
Если не было бы податей, налогов и обязательных повинностей, взимаемых одинаково с богатых и бедных— но богатые отдавали бы в общее пользование добросовестно всё то, что требуется до общественных нужд.
Если бы не было роскоши. Если бы люди не только не хвастались тем, что имеют возможность приобретать совершенно ненужные для своей жизни вещи, такие, каких у других нет, но совестились бы публично свидетельствовать, что, мол, я или мои родители имели возможность обобрать, а потому действительно и обобрали больше народа, чем другие; пустили больших по миpy и, вообще, натворили больше бед людям, чем другие.
Если не было бы обжорства, объедения, пьянства, кутежей, оргий, разврата, поглощающих целые состояния и всецело наполняющих жизнь миллионов людей. Если не было бы праздности, безделья, убивания времени за безполезными и безцельными занятиями, не приносящими никому ни пользы, ни удовольствия, ни развлечения. Если бы общественная жизнь велась бы более нормально, проще и не усложнялась бы никому ненужными условиями, обычаями и традициями—то всем дышалось бы свободней и у всех было бы больше времени на что-либо полезное, живое и ведущее человека прямо к основной цели своего существования.
Если бы все отдавали бы хотя один хлам, не нужное им имущество, имеющееся у них в доме и хозяйстве, все старый платья и тряпы, разводящие у них только пыль, моль и бактерий, в общественное достояние на бедных, то могли бы значительно сократить нищету.
Если бы наука не развращала бы народа и с самых молодых лет не внушала бы людям атеистических принципов, но изгнала бы из среды своей все научные положения, явно противоречащие закону, данному Самим Богом.
Если бы все имеющие больше против других: богатства, ум, таланты, выдающиеся способности, власть или сообразительность,—направляли бы свою деятельность не исключительно эгоистично на свое личное обогащение, но брали бы себе только то, сколько им следует, а остальное оставляли бы людям.
Если бы люди, вообще говоря, передвинули бы грань своих обязанностей. В настоящее время всякий поступок считается честным, если не ведёт после себя опасение попасть на скамью подсудимых уголовного суда и всякий ведёт смело до этого предела свои личные рассчеты и замыслы. Но людям жилось бы несравненно лучше, если бы эта грань добросовестно отодвинулась бы до Евангельских истин и всякий боялся бы преступить закон любви и милосердия, всякий был бы слугою ближнего, то, конечно, скоро настало бы то время, когда жизнь на земле стала бы настоящим для нас раем и мы быстрыми шагами подвигались бы к Божественной правде.

Сравните, какая могла бы быть жизнь на земле при выполнении всех вышеизложенных условий и какая она, в действительности, в настоящее время и придете к совершенно определенному заключению, что не Бог виновник наших мучений на земле, наших бед и всех тех страданий, которые мы видим кругом себя. Мы можем винить только себя и жалеть, что мы не лучше и что мы мало стремимся и добиваемся быть лучше, ибо не заботимся даже и узнать об основной причине наших бед и мучений, чтобы исправить участь как свою, так и грядущих за нами поколений, которые все будут страдать по нашей вине и по вине предшествующих поколений.

Из всех планет солнечной системы самое существенное для дальнейшей судьбы человека составляют испытания Земли; ибо на ней он безусловно должен отделяться от зла. На последующих планетах человек будет развивать в себе добродетели, укореняться в них и доводить их до высших степеней. Развитие это может идти скоро или тихо, это зависит уже от старания самого человека; но не имея внутри себя и зачатков зла, его падение мало возможно. Мы же, жители Земли, заключаем в себе ещё преизрядное количество зла, и пока это зло в нас ещё существует, пока мы не отделались от всех порочных привычек, мы не можем перейти в лучший мир или на планету Марс, ибо мы еще не обезпечили себя от падения. Мы сами не могли бы поручиться за себя, что завтра же наша злая воля не возьмет верх над нашим добром, что мы не примкнём к лагерю злых духов и не будем порабощены ими. И тогда пропадут без всякой для нас пользы все мучения наши, все страдания и все добрые намерения, которые, может быть, мы выказали в жизни.

Как много людей Земли погибает таким образом. Они сеяли, может быть, и добро в жизни; они не делали видимого зла никому ровно, но не обращали внимания на то, что в тайниках их душ дремало до поры до времени очень много гордости, тщеславия и других пороков. Эта самая гордость, может быть, и заставляла их делать добро. Они были уверены в силу своих добродетелей и убеждены, что без всякой посторонней помощи сами их добрые дела будут свидетельствовать за них. При подобном их поведении ни Бог, ни их Ангел Хранитель не могли помогать им. Они были безсильны, а злая сила сумеет воспользоваться вовремя всеми сокрытыми пороками и завладеть человеком.

Ни на одной планете Бог не окружает людей таким тщательным попечением, как на Земле, ибо Бог предвидит возможность падения каждого. Ни на одной планете не рождался Христос в грубом материальном теле, не жил человеком, не искупил грехи всех, ищущих Его Святой помощи, н не побеждал самого денницу и всю его злую силу. Всё это ясно показывает, что в этом есть существенная необходимость, что жить на Земле без помощи Бога, без постоянной защиты своего Ангела Хранителя, без искупительной жертвы Христа Спасителя нет никакой возможности и что человек Земли, желающий обходиться без помощи Божией, должен погибнуть на веки и стать жертвой своего легкомысленного отношения к прямой задаче своего бытия.

Жизнь на Земле весьма непродолжительна. Богом положенный предел жизни есть в среднем 100 лет. В этот срок должен каждый суметь исполнить и окончить с достоинством свою земную жизнь. Одной жизни вполне достаточно, чтобы, с Божьей помощью, отделаться от зла и умолить Бога покрыть грехи добрыми делами. Многие оканчивают свою задачу жизни и ранее полного срока и как только вся задача их жизни окончена, Господь принимает их к себе и тем прекращает их земные мучения. Никто не должен страдать более того, чем это ему полезно и необходимо.

Но как много людей умирает до срока, не окончив своей земной задачи. Неправильною и естественною жизнью своею они испортили свое тело, измождили его, извратили, оно стало слабо, болезненно и, наконец, совсем стало отказываться жить. Жизнь этих людей оканчивается не потому, что душа окончила свои жизненные испытания, но потому, что тело стало негодно и отказалось жить; а душа на пол-пути своих испытаний возвращается в астральные сферы земли и принуждена преждевременно начать жить на них.

Таинство смерти для всех людей независимо от того, как они окончили свои жизненные испытания, есть важный и торжественный акт в жизни. Нового пришельца с земли встречают ангелы и все умершие люди, с которыми он сталкивался во всех жизнях и он сразу принуждён вспомнить все свои дела, все хорошие и худые отношения к людям. Его невольно берет ужас при виде своих худых дел и худых отношений н он утешается, если видит, что за ним числятся и добрые дела. Злая сила также участвует при встрече и горе тому человеку, который ещё при жизни дал ей власть приблизиться к себе. Она отталкивает Ангела Хранителя и он прямой и самый ревностный помощник человека, принужден стоять поодаль и скорбеть, видя, как злая сила досаждает, ругает, насмехается над ним и хочет завладеть им. В эти минуты безобразный и страшный вид черных демонов, в которых человек не верил при жизни и которых воочию видит первый раз, всегда непомерно устрашает его. Ужасна смерть для всех, кто не приготовил себя к ней при жизни на земле, и зато необыкновенно отрадна и приятна для всех, кто ожидал её, как избавления от земных страданий, готовился к ней и ещё на земле жил с Богом и с Ангелом Хранителем. Эти люди испытывают немедленно по переходе за гроб блаженное и райское настроение души, которое уже более не покидает их.

Расставшись со своим грубо материальным телом, новый пришелец в загробное царство остается в том самом астральном теле, которое служило основой его грубой земной материи. Оно и состояло из тех же элементов, из которых состоит вся астральная сфера планеты Земли. В этом теле будет он жить всё время пока, будет находиться на сферах Земли и не выполнит той задачи, которая положена Богом для этих сфер.

Задача жизни на этой сфере есть познание и оценка своих земных деяний. В разговорном языке мы говорим: человек является на суд Божий. Это почти так—но Бог идеал любви и милосердия, никого не судит никого не заставляет страдать и мучиться. Он жалеет, бережёт и печётся о каждом больше, чем мы бережём и любим сами себя. В сущности задача земной сферной жизни состоит в том, чтобы человек сам познал все ошибки и все грехи своей жизни на Земле, сам оценил всю свою жизнь и сам перед Престолом Всевышнего изрёк свой правильный приговор. Господь Бог благословляет только то, к чему приговаривает себя сам человек.

В этой оценке себя помогает человеку один только Ангел Хранитель и никто больше. Он неотступно находится около человека во все время его загробного существования и всеми силами старается как можно скорее заставить человека узнать себя и свои дела.

Для этой цели Ангел Хранитель водит человека по земле, по тем местам, где человек жил, делал добро и зло. Он напоминает ему все его поступки, указывает на добро, что делал человек и ему всегда необыкновенно утешительно видеть, что и добрые дела у него есть; показывает ему всё зло, что он сделал и все следствия, которые произвело его зло. Злая сила также сопровождает их, при их посещении Земли и напоминает о каждом злом деянии, о каждом торжестве своём над человеком; издевается над ним и смеётся над теми уловками и ухищрениями, какими удалось им подловить человека и ввести его в соблазн и грех. Эти напоминовения и насмешки злой силы о грехах, вид своих грехов и укоры собственной совести, всё это вместе взятое действует крайне удручающе и мучительно на человека. Перед ним восстает вся картина его греха и всех его преступлений и в эти минуты великим облегчением служит для него то обстоятельство, если на земле он привык молиться, привык призывать Бога в помощь, то и теперь он имеет возможность получить облегчение через молитву и призыв Бога на помощь. Молитва и возношение к Богу в эти тягостные для человека минуты составляют его спасение и облегчают все его страдания.

Люди, не привыкшие молиться на земле, оставаясь в эти минуты одни безпомощными, часто до неимоверности истязаются злой силой, их приставаниями, их насмешками и их неотступным требованием следовать за ними в ад, где они сулят блаженство и покой. Человек, чувствуя себя действительно виновным, готовь решиться на всё, лишь бы избавиться от этих мучений. Не умея молиться и не зная Бога, они готовы впасть в отчаяние, ожесточиться и восстать на Бога, но Ангел Хранитель не допускает его до этого, он и отстраняет злую силу насколько может и уводит человека.

Кроме того Ангел Хранитель показывает человеку обители рая и жизнь праведных людей; показывает ему жизнь грешных душ и все следствия греха. Водить его даже, если это полезно, и в самый ад, указывая человеку, до чего может довести предел греха и порочности. Показывая ему все самые и разнообразные жизни, которыми пользуются всевозможные духовно-разумные существа, Ангел Хранитель всегда сопоставляет им жизнь и поступки своего питомца, рассказывая ему, как бы каждый другой на его месте поступил.

Таким образом, перед человеком самим восстает вся картина его предыдущей жизни, освещенная со всех сторон со всех тех степеней нравственного и духовного развития, какие только доступны человеку и он должен получить возможность правильной оценки себя.

Период прохождения человеком этих мытарств чрезвычайно разнообразен!.. Например, у людей, не удручённых особыми грехами, у людей смиренных, покорных воле Божией и безусловно веровавших при жизни в благодать Господню, период мытарств длится иногда только несколько часов. У людей, удрученных большими грехами и преступлениями, не верящих в Бога и Его благость к людям, ожесточившихся на Бога ещё при жизни на Земле и отвергших Его всеблагую помощь — период мытарств может длиться несколько столетий.

Нет ни одной планеты на солнечной системе, на которой был бы более разнообразен как переход человека за гроб, как время прохождения мытарств, как самое загробное их состояние, так и те пути, к которым ведёт земная жизнь. И это естественно: на всех остальных планетах живут души почти одинакового развития и одинаковых духовных и нравственных и разумных качеств и способностей; вследствие чего и жизнь их протекает более ровно и однообразно без особенно сильных соблазнов и испытаний. При этом условии одни достигают своего совершенства скорее, другие медленнее, но всё же все идут по одному и тому пути, постоянно приближаясь к Богу.

Наша земля составляет исключение. На ней есть души всевозможных качеств и развитий. На ней жил Сам Бог Иисус Христос, Апостолы, святые праведники; на ней живали и в настоящее время живут злые духи, закоснелые грешники, существа возмутившиеся против Бога на других планетах и водворенные за наказание на Землю; и между этими крайними состояниями душ мы найдём между людьми всевозможные переходные степени от крайнего добра и святости до крайнего зла и порочности. Это составляет одну из тех причин, отчего на земле жизнь так не ровна и так трудна. Люди земли должны радоваться этому, ибо зная всю трудность земной жизни Господь Бог окружил её несравненно большим попечением, чем все другие планеты и дал людям большую возможность спасения; поэтому, если человек Земли проживет свою жизнь не соблазнившись искушениями и не покинет Бога, то и Бог не покинет его и возвеличит его такими милостями Своими, каких не скоро дождутся жители других планет.

Вообще говоря всё состояние человека во время перехода его за гроб зависит от степени духовного и нравственного состояния человека, от силы веры в Бога и привычки прибегать к Его помощи. Для людей с чистою совестью смерть есть только одна минута приятного сна или забытья без малейшего неприятного ощущения. Поэтому человек должен ещё при жизни слушать голос совести, пpиучать тело быть послушным добрым порывам, направлять всю свою деятельность так, чтобы хотя отчасти находить удовольствие в тех возвышенных духовных радостях, которые наполняют всё загробное существование. Человек при жизни ещё должен знать и понимать загробную жизнь, она должна быть для него неоспорима, реальна и наглядна и чем лучше он поймет весь смысл своей смерти, тем и легче она для него состоится, ибо в остальном поможет ему Сам Бог.

Несомненно, что грех всегда остается грехом; грешит ли человек верующий или неверующий, через это никогда значение греха не уменьшится и никто греха не назовёт добродетелью. Поэтому, конечно, блажен тот, у кого нет грехов или у кого грехи покрыты добрыми делами и также тот, кто искупил свои грехи, но Бог и не поставил задачей жизни планеты искупление высоких практических применений добра или укоренения в добре,—это составит задачу других высших планет, следующих за землей.

На земле человек еще не гарантирован от падения и на каждом шагу подвергается опасности, ибо не видит той массы подводных камней, по которым пролегает его путь, тех бурь и той борьбы, которую ему предстоит пережить, он слеп и крепко закован в своё грубое тело. Представьте себе жизнь того разбойника, который был распят одновременно со Христом, имел ли он хотя какую-нибудь возможность не грешить и не злодействовать? На земле мы живём окруженными соблазнами, наше тело скоро устаёт в борьбе и отказывается служить нам; мы хвораем, терпим неудачи, а воля наша слаба, характер не установился в добре а потому побороть наш прежний навык ко злу бывает так трудно, что задача нашей жизни делалась бы невыполнимой, если бы не являлась благодатная сила Божия, помогающая человеку.

Чуткая, отзывчивая к добру душа, любящая Бога и верящая в Его милость, не может не знать этого и не чувствовать, что всё спасение в Боге. После смерти своей, когда Ангел Хранитель заставляет её проходить длинный ряд её мытарств, она сознаёт все свои грехи, видит их, скорбит о них, кается в них, просит Бога о помощи и Бог прощает ей её грехи, её слабости, ошибки, покрывает их искупительной жертвой Христа, так как в других условиях, при другой обстановке, в лучшей жизни эта душа не грешила бы, так как нет в ней внутренних сокрытых грехов души, нет внутреннего растления, но есть только ошибки, вызванные организацией и трудными условиями жизни. Переход за гроб подобных душ происходит необыкновенно легко и они всегда счастливы покидать свою земную жизнь.

Для примера приведем несколько сообщений о подобных переходах, сделанных самими умершими.

1-е сообщение, сделанное в 1888 году умершей С. В. Р. -К. своей дочери: «Мир тебе! — только будь тверда. Вообще, привыкай владеть собою. Теперь слушай. Ты меня давно просила описать свою кончину, но я не решалась, боясь тебя расстроить. Как ты знаешь, смерть для меня давно была желанной избавительницей от земного горя; но когда наступила она, наконец, то мне все-таки жалко было расставаться, если не с жизнью, то с вами, т. е. не расставаться, а оставлять вас сиротами, ибо одним вам я еще нужна была; я сознавала это, как во всё продолжение своей болезни, так и в последние минуты; но вместе с тем я чувствовала, что лично для меня было лучше перейти сюда. Любить, кого я любила при жизни, я не перестаю и тут, помогать же советами отсюда оказалось даже и легче. При жизни на земле польза от моих советов не была большая, а теперь она могла бы быть очень большая. Перейдя сюда я удалилась от всего вашего земного, вижу шире и дальше, и скажу тебе, что польза от моих советов была бы временная, земная, но в тысячу раз лучше человеку, если он все пройдёт сам».

«Не буду рассказывать, как рассталась я с телом; первое, что я почувствовала здесь—это бодрость, после такой немощи, какую я испытала во время болезни; это до того приятно было... Сознавала я себя как при жизни, когда случалось совсем забывать о своём теле. Мы здесь совершенно не думаем о своем существе, иначе, как позабыв о всякой сущности. При жизни я чувствовала: вот у меня рука, вот нога, вот палец, теперь же я и не думаю никогда о том, что я такое и какая у меня форма. Все внутренние чувства, способности, наклонности и знания остались при мне, до внешней же формы мне и дела нет, какая она —я её не чувствую, не вижу ни у себя, ни у других и нисколько не забочусь о ней; да и есть ли она у меня? Я хорошенько не знаю. Первое, что я подумала: где моя маленькая (двухлетняя дочь) Лелюшка? Её повидать мне очень захотелось».

Вопрос. Что же ты увидела её?

Ответ. Как же, увидела, сейчас же увидела; но не видя её, ибо не форму её я увидела, но качества, чистоту, непорочность её, все её внутреннее и ничего наружного. Тело составляет темницу души; душа сокрыта в нем и единственный способ увидать душу, это анализ поступков и слов человека; без деятельного же проявления себя может быть видно одно только тело, одна лишь внешняя форма человека.

Вопрос. Сразу ли было удовлетворено твое желание увидать Лелюшку?

Ответ. Сразу. Она встретила меня и всё первое время была со мной и много, много их было вокруг меня, все такие же милые крошки, как и моя Лелюшка; они окружили меня и стали увлекать меня за собой и так хорошо было мне идти с ними, такая у них между собой милая болтовня шла, как приветливо обращались они поминутно ко мне и обращали моё внимание то на то, то на другое, и лишнее, конечно, говорить, что предметом их внимания было только все прекрасное.

2-е сообщение, сделанное знаменитым русским публицистом и редактором одной из самых распространённых газет, издававшейся в Москве, М. Н. К., в 1888 году.

«Я только что почувствовал приближение смерти, как пожелал покаяться в грехах своих. Потом, что было— я не знаю, не помню; я помню только, как Кто-то благословил меня; я лежал на постели и родные плакали кругом меня. Вскоре повторилось то, что однажды уже было со мной, т. е. нечто вроде сильной душевной боли и это продолжалось до тех пор, пока я не удостоился принятию Св. Таин. Ровно гора с плеч свалилась, мне стало легко и приятно; душа стала переходить за гроб и покинула тело; вижу... оно лежит на постели, потом видел как его хоронили, люди плачут, жалеют,—отрадно душе становилось, когда видел, что хорошую память о себе оставил.

Долго душа находилась около дома между своими; вижу и небо, вижу всё то, что и у людей делается и теперь вижу совершенно ясно, потому что могу являться, где хочу. Переход мой за гроб вообще совершился очень скоро, только тяжёл был.—Бедное отечество моё, как оно будет без меня, я мог бы руководить им и отсюда, да никому охоты нет говорить со мной.»

Вопрос. Долго ли длился ваш переход?

Ответ. Мощный Бог совершил его скоро. Он уменьшил страдания мои, склоняясь к молитвам ближних.

Вопрос. Были ли вы в обычном забытье?

Ответ. Были у меня разные такие ощущения, которые трудно объяснить.

Вопрос. Были ли они болезненны?

Ответ. Хотелось еще пожить.

Вопрос. Чувствовало эти ощущения ваше тело или душа?

Ответ. Конечно, душа; она положительно как бы разрывалась пополам, как бы что держало её, а другой кто-то тащил к себе.

Вопрос. Не можете ли подробнее описать самый момент перехода и ту картину, которая представилась вам впервые в загробной жизни?

Ответ. Сколько длился самый переход я решительно не знаю; знаю только, что он уже кончился тогда, когда моё тело лежало еще в постели. Самого перехода решительно не поймёте, описать его вам невозможно. При сильной фантазии. впрочем, вы можете получить слабое понятие, если представите себе, что вы из равнины попали в горы... карабкаетесь на них, желая достигнуть вершины их... Кругом вас целый сонм духов,—одни помогают, другие препятствуют вам и в этом общем смятении узнать знакомых сразу нельзя, а оглядеться некогда и притом же общество слишком многочисленно».
(Продолжение следует).
oum.ru
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Учебник офицеров царской армии (1897г). Сущность жизни. Глава VIII. Жизнь на Земле | Lyudmila2807 - Дневник Lyudmila2807 | Лента друзей Lyudmila2807 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»