Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЖЗЛ (ДЖИНО ПАРИН. ПОРТРЕТ ЕГО ЖИЗНИ, ПОРТРЕТ В ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ.)
Еще один то ли забытый, то ли невостребованный итальянский художник-портретист, который, на мой взгляд, мог бы стоять в одном ряду с такими портретистами первой половины ХХ века, как Болдини или Сарджент. Но не судьба! Вернее, такова судьба...
Джино Парин
Gino Parin
Настоящее имя – Федерико Гульельмо (Фридрих Вильгельм) Иегуда Поллак
Federico Guglielmo Jehuda Pollack
25 августа 1876, Триест – 9 июня 1944, Берген Бельзен
[показать]
Gino Parin Autoritratto nello studio.
Итальянский художник еврейского происхождения.
Художник родился в семье Людвига (Людовико) Поллака и Берты Гласс в Триесте. Чтобы понять, как занесло австрийских евреев в итальянский Триест, нужно вспомнить историю самого города.
Австро-венгерский Триест на протяжении столетий был столицей Австрийского Приморья, главным портом Габсбургской монархии. В 1719 году Карл VI Габсбург объявил Триест вольным имперским городом, но к 1891 году права вольного города были отозваны. К началу ХХ века город считался жемчужиной, так называемой, Австрийской Ривьеры, где проводили зимние месяцы высшие слои венского общества. Итальянское королевство с момента своего образования в 1860 году считало приобретение Триеста одной из целей своей внешней политики. По итогам первой мировой войны по Лондонскому пакту, по которому страны Антанты обещали Триест итальянцам, если они вступят в войну, к Италии отошёл не только сам город, но и почти всё австрийское побережье, где был образован регион Венеция-Джулия.
Таким образом, Джино Парин родился в одной стране, а провел большую часть своей жизни уже в другой. Поэтому его настоящее имя Фридрих Вильгельм во многих источниках указано уже на итальянский лад – Федерико Гульельмо.
Первый учитель
После окончания начальной школы юноша в 17-летнем возрасте в 1893 году поступил учиться в Индустриальный институт искусств в родном городе. В институте будущий художник проучился два года в мастерской художника Эугенио Скомпарини. Историки утверждают, что псевдоним Джино Парин, который художник взял уже после первой мировой войны в середине 1910-х годов, происходит от фамилии его первого учителя СкомПАРИНи.
Возможно, жизни Эугенио Скомпарини нужно было посвятить отдельный пост, но поскольку, навряд ли, соберусь это сделать, расскажу о жизни художника здесь.
Эугенио Скомпарини
Eugenio Scomparini
1 сентября 1845, Триест – 1913, Триест
[показать]
[показать]
Eugenio Scomparini (caricatura)
Carlo Wulz The Painter Eugenio Scomparini in Working clothes in Front of One of His Works.
Итальянский художник.
Эугенио родился в Триесте в семье Антонио и Марии Скомпарини, отец его был родом из городка Чиоджа, а мать – из Венеции. Мальчик был младшим из шести братьев, один из них, Павел, в 1860 году воевал в отряде Гарибальди.
После успешного обучения в 1868-1869 годах в Школе дизайна в Триесте, Скомпарини уехал в Венецию, где учился в Академии живописи у Микеланджело Григолетти (Michelangelo Grigoletti) и Помпео Мольменти (Pompeo Molmenti).
В 1871 году получив диплом Академии, художник дебютировал на промышленно-сельскохозяйственной выставке со своими работами и получил высокую оценку критиков.
С 1874 по 1877 год Скомпарини вместе со своим другом Антонио Лонца (Antonio Lonza) жил и работал в Риме. В этом же году художник экспонировался на выставке в Монако, а в 1887 году начал преподавать живопись в Индустриальном институте искусств в родном Триесте, где его учеником и был герой моего сегодняшнего рассказа.
Скомпарини был избран в состав Комитета, учрежденного Фондом Ритмейера, по присуждению стипендий молодым художникам города, и в 1888, 1891, 1897, 1900 и 1903 годах избирался председателем этого Комитета.
В 1890 году музей Револьтелла приобрел первую работу Скомпарини – «Маргарита Готье», эта картина считается самой известной работой художника.
В 1907 году Эугенио был назначен главным куратором музея Револьтелла, и сохранил эту должность вплоть до своей смерти, совмещая ее с преподаванием. Музей Триеста носит имя известного городского мецената и филантропа Паскуале Револьтелла.
Скомпарини декорировал несколько дворцов в Триесте, создал театральные декорации и занавесы для театров в Триесте, Горициа и Тревизо, писал портреты в стиле романтического реализма. Вместе с Антонио Лонца художник создал костюмы для спектакля Джозефа Синико «Спартак».
В 1911 году Скомпарини оставил кафедру живописи и дизайна в Индустриальном институте, выпустив целое поколение художников из Триеста. Его преемником стал художник Карло Востри.
В 1913 году у художника случился инфаркт, но, тем не менее, он успел завершить большую работу для Сбербанка Триеста. В 1914 году Скомпарини умер.
Художник Джузеппе Гарцолини на гражданской панихиде назвал Эугенио «нежным гигантом с простодушной улыбкой, который сделал очень много для художественной культуры города». В том же году в зале Арт-клуба Общества художников была организована в честь Скомпарини ретроспективная выставка. Чуть позже вдова художника Катерина Шиллин продала музею Револьтелла большое количество работ художника.
Европа
Итак, закончив в 1895 году учиться у Эугенио Скомпарини, тогда еще не Джино Парин, а Фридрих Вильгельм Поллок уехал продолжать обучение в германскую Баварию.
Рубеж веков и первые почти двадцать лет Джино плодотворно работал, искал свою художественную манеру и стиль, экспериментировал, много путешествовал по Европе, жил в разных городах и странах, активно экспонировался и сотрудничал с разными печатными изданиями.
[показать]
Gino Parin Natura morta con pomodori e brocca.
Художник жадно впитывал в себя все самое модное и передовой, возникшее в Германии на рубеже веков. Как пишут историки, «в этот период Парин изучал фотографический реализм Ленбаха и чувственный язык живописи Франца фон Штука, он научился, как выбрать и смешать краски, чтобы колорит был реалистичным и привлекательным, ипонимал, что Ленбах более декоративен, чем фон Маре». Ориентирами в творчестве (особенно портретном) для художника были модерн Штука, работы Энсора и Ропа. С 1898 года Джино экспериментировал в стиле модной тогда греческой вазописи.
[показать]
Gino Parin Ritratto d'uomo.
С 1897 года Парин прожил два года в Швейцарии, и историки утверждают, что после этой поездки художник принял в Мюнхене швейцарское гражданство, но документальных свидетельств этого нет.
Потом Парин обосновался в баварском Монако, где начал изучать модерн. Помимо живописи художник занимался графикой и иллюстрированием журналов, сотрудничал с журналами «Молодежь» и «Симплициссимус», которые являлись органами модернистского движения.
[показать]
Gino Parin Bozzetto con donna.
Монако являлся пропагандистом художественного сообщества, которое активно творило в Триесте, и, благодаря отзывам в местной прессе, создавалась репутация для художников, которые и жили в Триесте, и обосновались в Германии или Австрии.
В 1900 году состоялся дебют художника в родном Триесте. Он принял участие в выставке, организованной Арт-клубом, своеобразным Обществом художников Триеста, и позже, продолжая жить в Германии и Австрии, принимал участие во всех выставках, которые организовывало это Общество. Уже в ноябре 1900 года в галерее Минерва в Триесте прошла первая персональная выставка Парина, а в следующем году художник представил свои работы на выставке Сецессиона в Монако.
[показать]
Gino Parin Ritratto di donna.
[показать]
Gino Parin La modella.
«Маленький журнал», издаваемый в Монако, написал тогда, что «некоторые художники из Триеста, среди которых Парин, Дудович и Де Финетти, своими работами завоевали новый реальный плацдарм для творчества».
[показать]
Gino Parin Paesaggio.
Первые пять лет ХХ века в творчестве Джино преобладали карикатуры и сатирические рисунки буржуазного образа жизни, поскольку жанр сатиры был очень популярен у немцев.
В 1904 году художник впервые принял участие в международной выставке Ассоциации «Hagenbund» в Вене и вскоре стал ее членом.
В своем творчестве Парин пытается освоить стилизацию арт-деко, основанную на простоте графических символов, упрощении линейных форм и сбалансированном составе линий в стиле англичанина Бердсли и «геометрии» Уильяма Блейка.
[показать]
Gino Parin Caricatura. Xilografia, 1913 г.
В течение 1904-07 годов Парин активно экспонировался в Монако – в галереях Краузе и Хайнеманна, в большом зале Glaspalast.
Очень насыщенным и творчески активным историки описывают в жизни художника 1908 год. За год художник успел стать членом и корреспондентом Венского Сецессиона, поучиться в Академии художеств в Венеции у художника из Падуи Джироламо Наварры (Girolamo Navarra, 1852 - 1920), посетил первые Венецианские Биеннале, где познакомился с работами лучших европейских современных художников. Кроме этого, Джино поучаствовал в выставках в Вене, Висбадене, Виченце и родном Триесте, а также побывал в Англии.
В эти годы художник сблизился с коллегами-земляками из Общества художников Триеста (Circolo Artistico Triestino), активно показывался на выставках в Триесте в 1909 и 1910 (выставка карикатур) годах, а еще экспонировался в Вене, Ареццо, Монако и Флоренции (все выставки – 1910 год).
Надо отметить, что став уже популярным художником, Джино продолжал самообразовываться, он поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где до 1913 года учился у художника - пейзажиста и жанриста Карла Рауппа (Karl Raupp, 2 марта 1837, Дармштадт - 14 июня 1918, Мюнхен). Педагог ввел ученика в круг участников городской Ассоциации искусства (Munchener Kunstler Genossenschaft), что дало Парину возможность активно участвовать в выставках. Кстати, именно в этот период художник стал подписывать свои работы псевдонимом Джино Парин.
[показать]
Gino Parin Armonia in bianco e rosso. 1915 г.
[показать]
Gino Parin Dancer.
В 1913 году Парин получил золотую медаль на Международной выставке в Монако, его работы выставлялись практически ежегодно с 1911 по 1913 год на выставках в Монако и Триесте, а также на II выставке изобразительного искусства Комитета по делам молодежи в Неаполе в 1913 году.
Друзья и первая мировая
Историки пишут, что Джино был очень общительным, и у него всегда было много друзей и не только среди коллег-художников. Например, Парин был большим другом ученого, профессора австрийского университета в Граце Витторио Бенусси (Vittorio Benussi, 1878-1927), который известен тем, что, изучая проблемы психофизики, внес свой вклад в развитие детекции лжи. В 1914 году при проведении допросов подозреваемых уже использовали пневмограф (от греч. pneuma - дыхание и grapho – писать) его изобретения.
[показать]
Gino Parin Ritratto di Vittorio Benussi.
Среди коллег теплые отношения связывали с художником Бруно Кроато (Bruno Croatto, 1875 - 1948). Вместе они не только дружили, но и работали. Например, расписали в Триесте виллу известного представителя образованного среднего класса города, еврея венгерского происхождения Эрнесто Лакенбахера, итальянизировавшего свою фамилию в Ламбани. Кроме того, Парин написал портреты всей семьи Эрнесто – его портрет (1914), его второй жены Эммы Травизи и их дочери Марии (1918).
[показать]
Gino Parin Ritratto del dott. Edoardo Hornicker di tre quarti.
Как известно, в 1914 году началась первая мировая война, и это нарушило многие планы художника. Его товарищ, художник Карло Вострей (Carlo Wostry, 18 февраля 1865 – 10 марта 1943) вспоминал, как их застало известие о начале войны: «30 июля 1914 я находился в Монако, но был вынужден вернуться около полуночи в Триест. Весь вечер я провел с Джино Парином. Это было очень напряженное время, ведь никто не мог предсказать, как разрешится конфликт между Австрией и Сербией. Еще в одиннадцать вечера на вокзале мы прочитали последние бюллетени, которые были еще обнадеживающими. Но через два часа в Зальцбурге я заметил большое количество солдат. Поезд заполнился новобранцами, и я понял, что объявлена война!»
Нельзя сказать, что военные годы были вычеркнуты из жизни Парина, он не был призван в армию,
Возможно, в силу возраста (художнику исполнилось 38 лет) или по причине того, что он жил в это время в Монако. К тому же, художник продолжал участвовать в выставках, как в Триесте (только в 1914 году Общество художников провело там три выставки), так и в ежегодных выставках в Монако (1914 - 1919).
Во время Первой мировой войны Парин создал большую серию портретов поэтессы Фанни Тедески и других моделей, выполненную углем и карандашом. Историки отмечают, что он был хорошим портретистом, точным и внимательным и к техническому решению рисунков, и к выражению лиц и характеру своих героинь.
[показать]
Gino Parin Ritratto di Fanny Tedeschi. 19 novembre 1915 г.
[показать]
Gino Parin Giovane ragazza.
Возвращение на родину
По возвращении в Триест после окончания войны, Парин решает женскую портретную живопись сделать своей основной темой творчества.
[показать]
Gino Parin Ritratto di gentildonna 1916 г.
[показать]
Gino Parin Trieste, Piazza Unità d’Italia 1918 г.
Исследователи творчества Парина не раз писали, что портретная живопись художника напоминает яркие примеры замечательных картин Джованни Болдини (Giovanni Boldini, 31 декабря 1842 – 11 июля 1931), а также творчество портретистов из Триеста Артуро Риетти (Arturo Rietti, 1863-1943) и Джованни Занграндо (Giovanni Zangrando, 1867-1941). «Напоминает», конечно же, в хорошем смысле этого слова.
[показать]
Italico Brass Profilo di Gino Parin. 1922 г.
[показать]
Gino Parin Lady in an Interior.
[показать]
Gino Parin Ritratto di Donna.
Большинство портретов Парина выполнено пастелью, как пишут историки «с присущим ему мастерством и уверенностью художника». После Мюнхенского периода Парин пришел к тенденции «белого символизма», который художник «перенял» из творчества бельгийского художника, графика, скульптора и искусствоведа, главного представителя бельгийского символизма Фернана Кнопфа (Fernand Khnopff, 1858-1921), чьи картины опять же напоминали творчество английских прерафаэлитов. Сказалось на манере Парина и творчество немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука (Franz von Stuck, 1863-1928). Влияние фон Штука даже более очевидно в иллюстрациях Парина, которыми он продолжал заниматься параллельно с живописью.
[показать]
Gino Parin Modella in giallo.
[показать]
Gino Parin Ritratto femminile, profilo destro, con capelli raccolti.
Впрочем, в одной из статей о Парине было написано: «Огромное количество женщин, которых он увековечил - изысканных, элегантных, в нарядных одеждах, напоминают символику портретов фон Штука в атмосфере таинственности и чувственности, которая исходит от них». Автор добавляет, что такой стиль соответствовал вкусу и требованию времени, которое вошло в историю, как «la belle epoque».
[показать]
Gino Parin La modella.
[показать]
Gino Parin Ritratto di Donna.
Хочу заметить, что в жанровом плане творчество Парина было разнообразным, кроме портретов и автопортретов он писал натюрморты и интерьеры, пейзажи и жанровые картины. Причем, картины художника пользовались спросом и популярностью. Поэтому мне и непонятно, почему имя Парина не стоит в ряду со многими известными итальянскими художниками первой половины ХХ века, объяснением может служить только тот факт, что итальянская живопись ХХ века прославилась, прежде всего, авангардистами (Де Кирико, Северини, Боччони, Модильяни и т.д.).
[показать]
Gino Parin Autoritratto.
[показать]
Gino Parin Elegant Woman on a Divan. 1919 г.
[показать]
Gino Parin Modella sorridente.
Отмечу, что Парин очень активно выставлялся, как в родном городе, так и в Италии, и Европе. Специально пересчитал его выставки и выяснил, что за десять лет – с 1920 по 1930 год, только в Триесте художник экспонировался на 26 выставках: это и выставки в Арт-клубе Общества художников, и семь выставок в Салоне Микелацци (две из них в 1921 и 1922 году – персональные), Рождественские выставки (1921, 1923, 1924, 1930) и Осенние художественные выставки в городском саду (1924 -1927). Выставлялся Парин на Большой Сельской ярмарке в 1924 году, на I, II и IV выставке Intersindacale Giuliana (1927, 1928, 1930) и даже на II Региональной выставке фашистского изобразительного искусства в сентябре 1928 года.
[показать]
Gino Parin Notturno. 1920 г.
[показать]
Gino Parin Ritratto di Donna.
[показать]
Gino Parin Giovane ballerina.
Начиная с 1922 года, картины художника семь раз были представлены на Венецианских Биеннале.
Среди известных работ, представленных на этой знаменитой международной выставке в Венеции, историки называют «Автопортрет» (Autoritratto, 1922) и «Дама с веером» (La signora del ventaglio, 1922), «Тень и свет» (Ombra e Luce, 1924), «Вечер» (Sera, 1928), «Портрет Елены» (Ritratto a Elena, 1928), «Черное и белое» (Nero e Bianco, 1930), «Сивилла» (La Sibilla, 1930), «Портрет министра Антонио Москони» (Ritratto a Ministro Antonio Mosconi, 1932). Последний раз художник участвовал в Венецианской Биеннале в 1935 году.
[показать]
Gino Parin Russian Lady. 1925 г.
[показать]
Gino Parin Ragazza in posa sulla poltrona.
[показать]
Gino Parin Natura morta con fiori.
К этому уже огромному «послужному выставочному» списку необходимо добавить выставки в итальянских городах Виченца (1920), Рим (1921, 1923, 1925, 1927, 1930), Флоренция (1921, 1927), Монца (1924), Падуя (1926) и Турин (1923, 1925-1927), причем в 1923 году на Национальной выставке изобразительных искусств – Квадринале в Турине Парин получил Золотую медаль от Министерства образования за картину «Розовое и черное» (Rosa e Nero).
[показать]
Gino Parin, Rosa e Nero. 1923 г.
Международное признание пришло к художнику после XXV Международной художественной выставки в американском Питтсбурге (штат Пенсильвания) и Институте Карнеги в Чикаго (обе выставки – 1926 г.), а также во Дворце Модиано в Будапеште (1928).
Прелестница Магда
О личной жизни художника его биографы как-то не пишут, неизвестно, был ли Джино женат, и остались ли после него дети (скорей всего нет, иначе семья бы разделила судьбу отца во время второй мировой). Но зато исследователь творчества Парина Вальтер Абрами написал целое эссе о творческо-романтической связи художника со своей ученицей Магдой Спрингер. Ведь есть сведения, что после возвращения в Триест и до начала второй мировой войны Парин преподавал рисование в художественной школе города.
Магдалена (Магда) Спрингер
Maddalena (Magda) Springer
1909-1979
Итальянская художница немецкого происхождения.
Впрочем, это не столько биография самой Магды, сколько рассказ об отношениях с Джино Парином, основанный на статье В.Абрами. С Магдой Парин познакомился еще, когда она была юной ученицей, пришедшей учиться в художественную школу, именитому в городе художнику было тогда уже за 45 лет.
Магда родилась в богатой семье немецкого происхождения, ее дед был известным в Триесте антикваром, а отец Джованни владел стоматологическим кабинетом на площади Де ла Борса.
Девочка была старшей из четверых детей, привыкла к роскоши и жила на вилле Мария, где горничная, повар и другие сотрудники готовы были удовлетворить любое ее желание.
Поэтому случай непредсказуемой судьбы свел вместе «порочного семита», каким считали художника представители «чистых кровей», и обаятельную красивую остроумную девушку.
Историки пишут, что Джино привлекла не только красота этого «крошечного существа», но и сильный и решительный характер, живой интеллект, чувство юмора, острые шутки и способность вести диалог.
Думаю, не стоит обвинять художника в совращении (этого как раз и не было). Просто Джино был восхищен и очарован ее сильной личностью, а Магда была повержена его талантом и характером, и, как предполагают современные историки, «он был еще не стар, чтобы не интересоваться ее красотой, для него это было волшебное возвращение в молодость».
Гармония, возникшая в отношениях учителя с ученицей, сразу же нашла отклик в легкомысленных буржуазных салонах Триеста, так падких на сплетни и «жареные факты». Видимо, отсюда и закрепилась за художником эта «история любви», которая на самом деле была творческим вдохновением мастера, а общение с ученицей – моделью было построено не на похоти, молчании, долгих паузах в разговоре.
Думаю, историки не обратили бы внимания на этот романтический эпизод в жизни Парина, если бы Магда стала не художницей, а обыкновенной хозяйкой салона и матерью многочисленного семейства. После учебы у Парина, девушка в конце двадцатых годов продолжила учебу в Академии художеств во Флоренции в мастерской живописца и гравера родом из Триеста Эдмондо Пассауро (1893-1969), в Триесте в 1934 и 1941 годах прошли ее персональные выставки, а потом Магда покинула Италию и обосновалась в Бельгии. Общалась ли она со своим учителем до отъезда из страны – неизвестно. Известно только, что художница оставила нам много натюрмортов (периодически появляющихся на аукционных сайтах) и несколько прекрасных портретов, среди которых стоит отметить портрет своей подруги – художницы Марии Лупиери (Maria Lupieri, 1901 - 1961) и портрет Джино Парина. Как вы понимаете, мне не удалось найти эти работы.
Последние годы
Период с 1930 по 1940 год историки называют лучшим десятилетием в жизни и творчестве Джино Парина. В 1930 году художник в составе делегации художественной интеллигенции был удостоен аудиенции у короля Италии Виктора Эммануила III (1900—1946), где был награжден премией Дуче.
За пять лет, с 1931 по 1936 год, состоялось восемь международных выставок Intersindacale Giuliana в Триесте с участием Парина. Подобная выставка 1937 года стала последней возможностью экспонировать свои работы, поскольку уже в 1938 году перед проведением XII традиционной выставкой Интерсиндикале Джулиана , несмотря на ходатайства коллег, Парину отказали в участии по «расовому признаку».
[показать]
Gino Parin Volto di Donna.
[показать]
Gino Parin Interno con gentildonna.
Одной из последних работ художника, выполненной в 1942 году, является эскиз с изображением Христа, в котором художник пытается обратиться к проблемам религиозной духовности.
Во время войны художник уже впрямую подвергался преследованиям по расовому признаку.
Будучи евреем, как многие жители Триеста, Парин в 1944 году был арестован и отправлен в нацистский концентрационный лагерь Берген-Бельзен, который находился в Нижней Саксонии, к юго-западу от города Берген. В этом же году художник трагически погиб в концлагере в возрасте 68 лет. По оценкам историков в лагере Берген-Бельзен между 1943 и 1945 годами было уничтожено 50 тысяч человек, из которых почти 35 тысяч умерло от тифа в первые месяцы 1945 года. Лагерь был освобожден 15 апреля 1945 года британской 11-ой бронетанковой дивизией. Освободители нашли шестьдесят тысяч заключенных, большая часть которых была серьезно больна. Около 13 тысяч трупов лежало вокруг лагеря непогребенными.
В газете «Наше будущее» 3 июня 1945 года о Джино Парине написали: «Худой, с тощим лицом, седой бородой и в шляпе, он в это опасное время был неосторожным и малоосмотрительным, появляясь на улицах города. Он по-прежнему был вежлив, элегантен, оживлен и общителен, таким он и запомнится в наших сердцах».
[показать]
Gino Parin Autoritratto col cappello.
Послесловие
Нужно отметить, что после окончания второй мировой войны, уже в 1946 году в Триесте прошла мемориальная выставка работ Парина. В родном городе художника выставки художника были проведены в 1961, 1977, 1979 годах. В 1982 году творчество художника представляло Италию на Международных выставках в Барселоне, Париже и Афинах, а в 1999 году – в Будапеште.
[показать]
Gino Parin Ritratto in rosso.
[показать]
Gino Parin Ninetta col Cestina.
Основные источники:
1,
2,
3.