Это цитата сообщения
копим_копим_сделаем Оригинальное сообщениеБез заголовка
https://club.osinka.ru/topic-180423
автор текста и фото: Елена Колесова (ник в Клубе Eleko) для портала Осинка.ру
Наверное, каждая портниха оказывалась перед выбором – каким способом обработать горловину и проймы в платье без воротника и рукавов, чтоб это выглядело красиво и аккуратно. В предлагаемом мастер-классе подробно рассматривается самый сложный, но и самый выигрышный вариант - обработка горловины и проймы обтачками. Вы готовы?
Мастер-класс. Обработка горловины и проймы единой обтачкой в изделиях без воротника и рукавов
Елена: "Изделия без воротника и рукавов давно и успешно используются, не выходят из моды, а с течением времени только приобретают некоторые особенности. Так, например, ширина плеча может быть большей или меньшей, узкое плечо может быть больше смещено в сторону проймы или в сторону горловины, глубина и форма выреза горловины тоже меняется от модели к модели.
Методов обработки таких изделий существует несколько. Например, горловину и проймы можно окантовать или обработать косой бейкой, но в этих случаях на лицевой стороне лифа по горловине и пройме будет видна строчка, а это не всегда выглядит уместно.
Как же обработать горловину и проймы так, чтобы на лицевой стороне лифа не было строчек? Выход один- обтачать! Т.е. обработать горловину и проймы обтачками. В данном мастер-классе посмотрим как объединить обтачку горловины и пройм, а также узнаем какие ещё преимущества у единой обтачки. Этот способ обработки используют для пошива сарафанов, платьев, жилетов, детской одежды практически из любой ткани, используют как в изделиях с подкладкой, так и без подкладки.

Чтобы освоить эту технологию обработки, рекомендую первоначально взять изделие (лучше детское) из х/б или льняной ткани.
PS. Очень люблю этот способ обработки и часто его использую. Уверена, что и у вас всё получится, ведь в мастер-классе я поделилась с вами всеми технологическими секретами и особенностями качественной обработки. Желаю удачи! "
01. Детали спинки и переда могут быть как целыми (без шва), так и разрезными в зависимости от модели - на технологию обработки это никак не влияет.
Обратите внимание, на деталях должно быть отмечено направление долевой нити - это очень важно! Здесь на спинке есть такая линия, а на полочке нет. Это потому, что направление долевой нити совпадает с линией середины переда.
Кстати, вытачки могут быть расположены и по-другому: нагрудная вытачка может идти от бокового среза переда, но это тоже не повлияет на обработку.
 |
02. Конечно, можно построить обтачки горловины и проймы отдельно друг от друга (красный пунктир), ширина обтачки при этом 3-4 см, но тогда получается очень много деталей (легко запутаться) и обрабатывать придётся отдельно горловину и проймы. Если же плечо в изделии довольно узкое, то в этом случае обтачки в области плеча будут накладываться одна на другую (этот участок выделен штриховкой) - это приведёт к излишней толщине. Поэтому целесообразно объединить обтачку горловины с обтачкой проймы (зелёный пунктир), при этом ширина обтачек остаётся неизменной.
 |
03. Теперь можно перевести деталь обтачки на плёнку или кальку.
Но!!! При переводе могут быть неточности! А поскольку качество обработки напрямую будет зависеть от точности кроя, советую отрезать обтачки от основных деталей (спинка и перед).
 |
04. Теперь, деталь обтачки точно соответствует основной детали, поскольку это одна и та же деталь. И ещё одно преимущество такого способа построения обтачки- оставшаяся (нижняя) часть от основной детали теперь является выкройкой для подкладки (если изделие с подкладкой).
 |
05. Обратите особое внимание на линию - направление долевой нити! Когда обтачку отрезали от основной детали, линия сохранилась, а значит теперь мы сможем точно выкроить обтачку.
(Направление долевой нити в детали основы и в соответствующей ей обтачке должны совпадать!!!)
 |
06. Итак, на ткани раскладываем сначала основные детали, т.е. складываем их так, как они выглядели первоначально (совмещаем линию разреза), обводим контур деталей...
 |
07. ...затем обтачки размещаем обтачки (в соответствии с направлением долевой нити) и тоже обводим по контуру (обводим тонкой меловой линией! - я обвела толстой цветной линией только для наглядности!). Далее выкраиваем с припусками: на соединительные швы (плечевые и боковые швы) - по 1,0-1,5 см.
Внимание!!! По горловине и проймам спинки и переда - по 0,7 см, а по горловине и проймам обтачек - по 0,5 см. По нижнему срезу обтачек в изделиях без подкладки припуск не дают - это будет отлетной край, его мы впоследствии обметаем. В изделиях с подкладкой по этому срезу даём припуск 1,0 - 1,5 см для соединения подкладки.
 |
08. Вот такие детали у нас получились (слева направо):
- полочка - 1 деталь со сгибом;
- обтачка полочки - 2 деталь со сгибом;
- спинка - 2 детали (т.к. у меня по среднему шву спинки будет застёжка-молния);
- обтачка спинки - 2 детали (по той же причине).
 |
09. Сложите соответствующие детали и убедитесь, что они абсолютно одинаковые.
 |
10. Обратите внимание, что обтачка и основа должны совпадать по плечевым и боковым срезам, а по срезам проймы и горловины обтачка должна быть меньше, чем основа на 2 мм. Это для образования т.н. переходного канта. Чтобы деталь обтачки не была видна снаружи (с лицевой стороны), деталь основы должна на 1-2 мм как бы переходить внутрь- в сторону обтачки.
 |
11. Теперь выбираем дубляж: это может быть дублерин или флизелин. Цвет выбирайте ближе к тону ткани (для этой ткани я должна была выбрать белый, но для мастер-класса взяла тёмный, чтобы было видно).
 |
12. Детали дублирующей прокладки выкраиваем точно по контуру выкроенной обтачки (она уже с припусками). Обводим контур...
 |
13. ...и выкраиваем на 2-3 мм меньше с каждой стороны, чтобы дубляж не доходил до срезов, но при соединении деталей попадал в шов.
 |
14. Дубляж клеевой стороной накладываем на изнаночную сторону обтачки...
 |
15. ...и приклеиваем владно-тепловым способом (утюгом с паром).
 |
16. Как мы и договорились - клеевая прокладка не доходит до срезов на 2-3 мм, поэтому выступающие излишки клеевой не приклеятся теперь к гладильной доске, и у срезов не будет избыточной толщины.
 |
17. После дублирования ещё раз проверьте соответствие основы и обтачки.
 |
18. Помните, что разница основы и обтачки по срезам горловины и проймы должна составлять 2 мм (если разницы нет, то самое время подрезать деталь обтачки как на фото).
 |
19. Дальше начнутся чудеса! Всё это покажется необычным, но поверьте, все действия и усилия оправданы.
Итак, на обтачках спинки и переда поставьте метки (у меня мелом), отступив от плечевого среза 2,5-3,0 см.)
 |
20. На обтачке переда по срезу горловины отметьте линию середины маленькой надсечкой (2 мм).
 |
21. Теперь это же проделайте с деталью переда.
 |
22. Теперь сложите детали переда и её обтачку лицевыми сторонами, совместите метки линии середины (тогда обтачка не сместится и не будет перекоса).
Срезы горловины необходимо совместить!!! Пока не обращайте внимание на другие срезы, они пока естественно не совместятся.
 |
23. Тоже самое проделайте с деталями спинки. Т.е. сложите детали лицом к лицу и уравняйте срезы горловины.
 |
24. Затем прокладываем строчку по горловине не доходя до плечевого среза (до контрольной метки). Ширина шва - 0,5 см.
 |
25. Строчку прокладываем по обтачке, при этом строчка захватывает дубляж (это не даёт шву, а в дальнейшем и пройме вытягиваться).
 |
26. Берём обтачку...
 |
27. ...и отворачиваем её: теперь детали основы и обтачки у нас лежат по обе стороны от шва.
 |
28. Направляем припуски притачивания в сторону обтачки!
 |
29. ...И по лицевой стороне обтачки прокладываем строчку на 1-2 мм от шва, прикрепляя тем самым припуски к обтачке.
 |
30. Помните, что мы предыдущую строчку прокладывали не до самого плеча, а только до контрольной метки. Так вот, настрачиваем теперь на 1,0 см не доходя до той предыдущей строчки – это очень важно!
 |
31. Затем возвращаем обтачку в исходное положение, т.е. складываем её лицом к лицу с основной деталью и видим, что обтачка меньше, чем основа по пройме - это правильно! Ничего не подрезаем!
 |
32. Уравниваем (совмещаем) эти срезы (основа получится как бы с напуском) - это правильно!
 |
33. Прокладываем строчку по пройме снова не доходя до плеча 2,5-3,0 см (там контрольная метка). Ширина шва 0,5 см.
 |
34. Припуски также как и в горловине надо настрочить на обтачку. Для этого обтачку отгибаем,...
 |
35. ...направляем припуски в сторону обтачки...
 |
36. ...и прокладываем строчку по обтачке на 0,1-0,2 см от шва.
 |
37. Строчку начинаем от бокового шва и ведём её к плечу. Помните, что эта строчка прокладывается на 1,0 см не доходя до предыдущей строчки в области плеча.
 |
38. Вот так должно получиться - припуски направлены в сторону обтачки.
 |
39. Плечо остаётся не застроченным.
 |
40. Таким же образом обтачиваем горловину и проймы переда.
 |
41. И там тоже плечи остаются не застроченными.
 |
42. Теперь обтачку переда вывёртываем,...
 |
43. ...заодно выправляя швы.
 |
44. Вот так это выглядит.
Обратите внимание, что на обработанных участках основная деталь на 1-2 мм как бы заходит на сторону обтачки. Это то, что надо! Теперь обтачку не будет видно с лицевой стороны.
 |
45. Итак, деталь переда у нас вывернута на лицевую сторону, а детали спинки остались на изнаночной стороне. Вот так.
 |
46. Дальше мы будем обрабатывать плечи! Для этого необходимо сложить перед и спинку лицевыми сторонами.
 |
47. При этом плечо переда вкладываем между деталью спинки и её обтачкой
 |
48. Подтаскиваем плечо переда до уровня плеча спинки.
 |