Музыка в доме Толстых царила всегда. Лев Николаевич не просто её любил, но и пытался постичь тайну музыки и то воздействие, которое она способна оказывать на человека. В Ясной Поляне, Москве часто устраивали семейные концерты, а для гостей музыкальные вечера. Сын писателя вспоминал: А по вечерам мы делали музыку...

Лев Николаевич Толстой и Александра Львовна Толстая за роялем, 1908 год. Картон, акварель
Илья РЕПИН
Лев Николаевич любил не только слушать музыку, он прекрасно играл на фортепиано, хорошо читал ноты с листа. За роялем он буквально забывал о времени: Проснулся рано, пошел во флигель и целый день опять не видел, как провел за фортепиано Лев Николаевич и его младшая дочь Саша очень любили музицировать в четыре руки. Он охотно аккомпанировал для танцев, подбодряя и воодушевляя танцующих; играл так, что нельзя было устоять на месте... Сам писатель тоже отлично вальсировал.
Но это была присказка. А теперь сказка...
В дневнике 1895 года композитор и пианист Сергей Иванович Танеева записал: обнаружилось, что Л.Н. сочиняет. Я просил его сыграть его сочинения, но он колеблется. Через несколько лет, 22 февраля 1906 года Танеев с другом Толстого музыкантом А.Б. Гольденвейзером провели спецоперацию, затеяв беседу о вальсах, сопровождаемую замечательной игрой Александра Борисовича. Когда Лев Николаевич вконец растрогался, присутствующие дружно просили его исполнить свой вальс, написанный то ли им самим, то ли в соавторстве с одним из братьев Зыбиных. Толстой не смог отказать почтенной публике...
В этот же день вальс Толстого был впервые положен на бумагу. По окончании исполнения, обладавший феноменальной музыкальной памятью Танеев, записал вальс фа мажор. В 1912 году ноты вальса были напечатаны в Толстовском ежегоднике.

Источник - https://pro100-mica.livejournal.com/?skip=40