Геркулес и Омфала.
Джованни Франческо Романелли (1611—1662).
Холст, масло. 100 × 133 см.
Инв. № ГЭ 1601.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Поступление: 1779 г., из собрания Р. Уолпола в Хоутон-Холле, Англия.
Описание: Была приобретена сэром Робертом Уолполом на распродаже картин собрания Эндрюс Хэй в 1725 году и находилась сначала в Лондоне на Даунинг-стрит, 10, затем в имении Уолпола Хоутон-Холле. История Геркулеса и Омфалы привлекала внимание многих итальянских художников в XVII — начале XVIII века. Романелли, часто обращавшийся к античной мифологии, не прошел мимо этой темы.
Согласно преданию, Геркулес, в наказание за убийство Ифита, по приказанию дельфийского оракула был отдан на три года в рабство царице Лидии — Омфале, по прихоти которой он должен был прясть шерсть и выполнять другую женскую работу, тогда как сама царица облачилась в шкуру льва и вооружилась палицей героя (Аполлодор, II, 6, 2—3). По некоторым источникам, Омфала имела сына от Геркулеса (Овидий, «Героиды», IX, 53—57). В картине Романелли фигуры Геркулеса и Омфалы в их ярких красном и синем плащах составляют в центре картины по законам академической живописи правильный треугольник, который венчает фигурка купидона с факелом. Другой купидон поддерживает тяжелый занавес, как бы открывая зрителю сцену, на которой происходит действие. Еще один шаловливый посланец богини любви подает Гераклу веретено, тогда как Омфала держит в левой руке палицу героя, которой тот поразил в свое время лернейскую гидру. Две служанки с интересом наблюдают за тем, как сын Зевса справится с унизительным поручением. По характеру живописи и колориту картина близка произведениям, относящимся ко второй половине 1650-х годов. тут