Установление крестного хода началось ходатайством перед преосвященным Антонием (Шокотов) оренбургского городского главы С.М. Деева и поверенного от жителей Стерлитамака В. Владимирцева: «о дозволении вносить икону Казанской Божией Матери, находящуюся в церкви села Табынска, Стерлитамакского уезда, в город Оренбург и Стерлитамак, -в первый в сентябре месяца, а последний в 9-ю пятницу». При этом оренбургский купец Чернышев обязывался принять крестный ход «на свой кошт»и«миновать все по тракту находящиеся, татарские селения». Преосвященный Антоний поручил произвести «надлежащее расследование», по результатам которого уже в июне было получено разрешение Святого Синода, и граждане Оренбурга и Стерлитамака получили возможность встречать Табынскую икону каждый год.
12 декабря 1856 года в особом отношении министра внутренних дел к генерал-губернатору за №250 говорилось: «по всеподданнейшему докладу обер-прокурора Св. Синода ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил: переносить ежегодно находящуюся в церкви села Табынска, Стерлитамакского уезда, икону Казанской Божией Матери в г. Оренбург в сентябре месяце и в г. Стерлитамак – в 9-ю пятницу после Пасхи, в сопровождении крестного хода, с тем, чтобы наблюдение за порядком и благочинием в народе во время сего хода было возложено на обязанность местной полиции». При этом министр МВД О. Ланской добавлял: «…граждане г. Оренбурга изъявили желание принимать означенную икону в 8 число сентября и иметь оную у себя три недели, а для пребывания сей иконы в г. Стерлитамаке достаточно 8 дней».
В 1857 году Табынскую икону хотели видеть многие станицы полковых округов Оренбургской губернии. На что преосвященный Антоний отвечал генерал-адъютанту А.А. Катенину: «В будущее лето, икона поднимется 15-ю днями против нынешнего года ранее, а именно вместо 1-ого августа -15 июля, и, следуя по маршруту, ныне составленному, к Оренбургу пронесется помимо его сперва к станицам, расположенным на правом берегу Урала, начиная со станицы Чернореченской, а потом со станицы Рассыпной, перейдя Урал, пронесется к Оренбургу по станицам левой стороны Урала».
В 1858 году пожелали видеть св. икону станицы 4-ого полкового округа. И далее с каждым годом хождение св. иконы по Оренбургской губернии все увеличивалось.
К этим годам относится и следующее чудо. Когда утвердилось наименование нашей иконы – Табынской. Жители Богоявленского завода стали оспаривать икону у Табынцев, основываясь на том, что место явления ее находится на дачах завода. В ответ табынцы перестали носить св. икону через завод, и ходили на ключи по старинной ногайской дороге. Тогда Богоявленские жители обратились с жалобой к благочинному, протоиерею Базилевскому. Который, прибыв на завод и после долгого рассуждения решил было, поставить икону однажды и на всегда в храме завода. На что табынцы сказали: «Если угодно это Пречистой Матери, то пусть будет по определению сему». На утро о. Благочинный принес раскаяние: «Неугодно Матери Божией мое распоряжение, ибо достойно наказала меня за таковое, у меня отнялась правая рука». И отменив свое решение, получил исцеление. Старостой был тогда Табынский крестьянин Степан Зимин, вероятно упоминаемый как участник этого чуда.
В 1856 году отставной урядник Оренбургской станицы Николай Усков от грудной болезни был так расслаблен, что без посторонней помощи не мог подниматься с постели. В военном госпитале он не получил облегчения. При внесении уже во двор Табынской иконы, Николай мог встать с постели, по окончания же молебна он уже мог ходить и провожал Царицу Небесную еще более 100 сажен. При том заявляя: «…до толе не умолкну буду возвещать о такой милости дарованной мне, Матери Живота, пока не испущу последнего моего дыхания из той же моей груди».
Если кто имеет дерзновение понести труд ради Пречистой, то обязательно получает просимое: В 1860 году казак Василий Петров был одержим лихорадкой. Каждый день от судорог сводило все его тело. Во сне он дважды увидел, как идет в Табынск и просит исцеления у Самой Матери Божией перед чудотворной иконой. Триста верст до Табынска Василий совершил как истинный страдалец: то шел, пока не изнемогал, то лежал один среди дикой степи, то его подвозили добрые спутники. До Табынска добрался в совершенном изнеможении, от чего не ел еще трое суток. В храме по его просьбе был отслужен молебен и, наконец, он приложился к св. иконе. Вдруг ему сильно захотелось искупаться, и, несмотря на отговоры, все же вошел в соленый источник на месте явления чудотворной иконы. И сразу получил исцеление.Таких случаев множество. Поэтому люди старались на святые ключи идти пешком, обязательно неся какое ни будь утруждение.
Чудотворная икона является последней возможностью для нас во спасении от бесчисленных болезней: В 1860 году в г. Оренбурге заболел 3-х летний сын купца Скворцова. Больше недели без сна и пищи младенец кричал день и ночь, метался и стонал. Были приглашены два врача, которые употребляли все известные медицинские средства, но безуспешно. Врачи объявили, что ребенок должен умереть, и посоветовали приготовить его к смерти. Безутешная семья стала просить бывшую тогда в городе Табынскую икону принести к себе. Едва только отправились за иконой -«ребенок закашлял и отхаркнул какие-то печени, затем успокоился и заснул самым невозмутимым сном». Когда же принесли икону, он проснулся, встал и молился, как умел. По выносе иконы был уже совершенно здоров.
В 1862 году в дер. Пестровке, во время крестного хода была исцелена Параскева Губанова жена управляющего имением. Восемнадцать дней страдала она и была лишена рассудка. Вызванный врач из Стерлитамака не мог даже облегчить ее страдания. И вот услышав, что в соседнем селе Зубовке проносится явленная икона, просили прибыть к ним. Как только икона была внесена в комнату, больная поднялась и приложилась к Святыне. Был совершен молебен, и когда начали петь всенощную, Параскева могла уже вставать. А утром пока пели часы, больная уже стояла и молилась со всеми, а потом и провожала до самого крыльца.
В 1868 году в г. Оренбурге во время приноса св. иконы исцелилась солдатская вдова 48 лет Пелагия Панюшина. Сильные головные боли, и паралич лица невозможно было исцелить ничем. Батальонный фельдшер ставил банки, но без успеха. Услышав, что в собор принесена Табынская икона, Пелагия в молитве обратилась к Царице Небесной перед Ее св. иконой и исцелилась совершенно. Проникнутая радостью, благодарная солдатка не умолкала и заявляла всем и каждому как Божия Матерь милосердна о ней.
В 1912 году 12 октября, во время нахождения св.иконы в Оренбурге исцелилась девочка 5 лет, Евгения Мазова. У нее была так сильно повреждена нога, что появившаяся опухоль свела всю ногу. Девочка страшно стонала и не спала ночами. Не помогали никакие лекарства, и только когда она обратились к помощи Царице Небесной, случилось чудо, боль прекратилась, и Евгения постепенно начала ходить. Табынская Божия Матерь, именно так стали часто в народе называть чудотворную икону, очень строга. И когда христиане допускают небрежение, строго наказывает.
В 1848 году во время губительной эпидемии, с благословения местного архипастыря (еп. Иоанникий Образцов 1835-49 гг.), жители Архангельского завода, брали к себе икону Богоматери. Когда святыню несли через мусульманскую деревню Зилим-Каран, то один из жителей стал богохульствовать против святыни, не взирая на уговоры соседей. И вдруг на глазах у всех скоропостижно скончался. После этого было даже особое синодальное решение, обходить мусульманские деревни мимо. Или вот в 1857 году в июле св. икона шла по Стерлитамакскому уезду и, приближаясь к селу Петровскому, сопровождавший ее священник Петров просил управляющего (гг. Пашковых) сделать все надлежащее к встрече святыни. И хотя это был канун праздника Казанской иконы (8 июля ст.ст.), управляющий выслал на встречу только женщин, заставив всех мужчин строить господскую каменную ригу (сарай). И, несмотря на просьбы, 120 человек принялись за работу в такой праздничный день. Когда же стали обедать в сарае, пошел небольшой дождь, потом покрыла страшная туча, и вдруг ударил гром; -в одно мгновение весь сарай был поднят на воздух вместе со столбами (30 шт.) врытыми в землю на 7 четвертей. Убито три человека и одна лошадь. Двум изломало ноги, а самого же управителя (Богданов) откинуло в ближайший овраг, и он повредил ногу.
Невероятная, и для всех очевидная сила Табынской иконы проявилась в 1861 году. С ранней весны во всем Стерлитамакском уезде была страшная засуха. Было очень много пожаров. Много совершалось богослужений, везде, где только находились храмы Божии. Были неоднократные крестные ходы на поля и источники вод. Но Господь как будто не внимал молениям. Наконец вспомнили о Табынской иконе. Едва жители Архангельского завода взяли к себе Ходатаицу Неба, едва достигли они со святыней лишь четверти пути, как Господь уже оросил их каплями дождя. И чем ближе были они к Архангельскому, тем более и более лил дождь. На северо-восток от Табынска, в сторону Архангельского завода, стали тучи, был гром и почти беспрерывно шел дождь. Но в сторону Стерлитамака (юго-запад), солнце жгло, а ночи были ясны как день. Наконец всем стало ясна воля Божия.
Со всех сторон пришли в Табынск просители св. иконы. Однако здесь не скоро Господь явил милость Свою. Четыре дня шли со св. иконой селам Юго-западной стороны. Весь народ молился, видя явный гнев Божий, но дождя все не было, и скорбь сопровождавших св. икону была неописуема. Явный голод угрожал жителям. На пятый день в селе Резановке, Матерь Божия открыла людям Свою материнскую любовь. Налетело небольшое облачко, и маленький дождь оросил землю. Воодушевленные надеждой люди, с еще большим усердием встав на колени как один, перед иконой и молились всю ночь. На шестой день вера народа восторжествовала. Перед самым выносом иконы, когда читалась «молитва с коленопреклонением к Ходатаице мира» вдруг ударил гром и полил крупный дождь. В одно мгновение народ встал – и икона была в пути. Сколько было слез и умиления благодарных сердец. В д.Амбразановке в продолжении всего молебна лил дождь, на поле госп.Карамзина лишь только начался молебен как все окрестности покрылись густыми тучами и пошел сильный дождь так, что с иконой вынуждены были остановиться в ближайшей деревне, где все время носили ее по домам.
Между тем в Стерлитамаке находящемся всего лишь в 12 верстах дождя как небывало. Вечером того же дня прибыла депутация от жителей Стерлитамака с письменным прошением от городской ратуши. А утром народ толпами шел из города на встречу Заступницы Мира. Чувства радости и полного упования были видны на каждом лице. Крестный ход с чудотворной иконой входил в город. Мрачная картина поражала каждого. Лучшая половина города сгорела, повсюду вместо жилищ горелые пни. Пепел и пыль висели в воздухе, дышать было невозможно. Сразу же с принесением иконы пошел дождь, на следующий день он усилился до того, что вода покрыла все улицы города. Пять суток лил дождь, засуха прекратилась.
Рис. 13: Крестный ход с Табынской иконой. Начало 20 века.
В 1861 году в праздник 9-ой пятницы чудесным образом исцелился казак Гавриил Мельников слободы Краснинской Верхнеуральского уезда. Сначала он получил исцеление в 1857 году и дал перед всеми торжественный обет ходить на 9-ю пятницу в Табынск ежегодно, но заботы одолели его. И за то попал в еще большую болезнь так, что полтора года лежал в постели неподвижно. Но Матерь Божия всегда Милосердна. Наконец в 1861 году на телеге его привезли в Табынск, и уже после совершения над ним таинства елеосвящения он мог сам встать и поклонится чудотворному образу Божией Матери, а утром совершить крестный ход на Святые ключи.
Часто скромность и смирение простых людей скрывает великие благодеяния Богородицы, однако сие не угодно Божией Матери. Вот что произошло в 1870 году. Девица Мария Гайдина из Верхнеозерного отряда девять лет болела параличом ног и всего тела. Так, что под ее ранами летом появлялись черви. И вот, во время звона к встрече Чудотворной Табынской иконы: «Когда я услышала звон к встрече Царицы Небесной, то возымела сильное желание посмотреть, как Ее понесут в церковь, и, начав понемногу трогаться, почувствовала в ногах и теле облегчение, -встала на ноги, перешла через улицу и села около одного дома; посидев немного, обратно отправилась домой». Однако она никому об этом не говорила, и даже когда икону пронесли над ней Мария, хоть и почувствовала еще большее облегчение, но опять никому не сказала ни слова. Но Бог, ведущий тайное, открывает все явно. Случился пожар, и на удивление всех девица вдруг встала, и поспешнее других стала выносить вещи на улицу. И только тогда обнаружилось такое великое чудо.
Крестьянин Федор Ермолаев Фомин Орского уезда, по своему маловерию, просил Божию Матерь, чтобы Она явила какое либо чудо, и Она показала силу Своего чудесного действия на нем самом. С апреля 1893 года он стал сильно нездоров и перестал совершенно владеть левой рукой, так что не мог опоясаться без посторонней помощи. И только во время прибытия св.иконы он почувствовал что , что больная рука стала шевелиться и даже поднимал ее и опускал. И в тот же день когда пригласил Табынскую икону к себе домой, рука совсем исцелилась. Федор от радости и раскаяния объявил всем о своем неверии и милостивом исцелении. Умилительно поднимая руки в верх и опуская, демонстрируя чудеса Пречистой Богородицы. Слыша об этом многие раскольники этого села присоединились к православию.
Табынская икона почиталась и раскольниками. И это помогало многим из них возвращаться в лоно Православия.
В 1856 году, во время первого приноса св. иконы в г. Оренбург стал известен удивительный случай исцеления. Показывающий, что наша Православная церковь есть истинная: Казачка Пискунова будучи 80-ти лет была совершенно слепа течении 8 лет после перехода в раскол. Сознавая свой грех, она уговорила мужа, чтобы он разрешил ей соединится с Православной церковью, но то отказал. Когда же пронесся слух, что идет св. икона старуха при помощи своей снохи вышла в сретение, но за толчеей потеряла из рук родственницу. Натиском народа она была выброшена за ворота. И здесь не веря себе, она увидела икону Богоматери, сначала как бы издали, в виде звездочки, затем образ Божий становился все яснее. Так идя за иконой, она дошла до самого соборного храма, где уже явственно видела и лики святых, и все священные изображения. Когда же она целовала св. икону то была удостоена лицезреть самый Лик Пресвятой Богородицы, проявившийся ради нее. Тут казачка была уже не в силах молчать и всем стала рассказывать о перенесенном чуде. Все знавшие старицу слепой и простые и именитые граждане приходили к ней услышать о совершившемся чуде и вместе с ней прославляли милосердие Матери. Так в 1870 году в ноябре Табынская икона была в г.Илецком. Некий казак, из раскольничьей секты «некудынцев» имел больную дочь, которая совершенно не владела ногами. Видя всенародное почитание Табынской иконы, казак просил отслужить молебен перед св. иконой Царице Небесной. И какова была его радость, когда прибыв домой в форпост Генварцевский, он обрел совершенно здоровую дочь.
А когда в следующем 1871 году Табынская икона впервые с разрешения Святейшего Синода была принесена в г.Уральск. Было замечено, что раскольники, ранее не посещавшие православные церкви стали ходить к богослужению, и принимать св. икону в свои дома. Зная день прибытия св. иконы жители вышли встречать за 20 верст. Духовенство двух соборов и шести приходских церквей, с крестным ходом встретили святыню на пятой версте.На Урале, очень распространены различного рода секты. Но почти все они почитают Табынскую икону:
Наступило 7-е сентября 1887. Почти все городские жители пошли в сретение чудотворной иконы Божией Матери. Я также отправился в сретение святой иконы и в большой массе народа удостоился еще на дороге приложится к святой иконе. Спустя несколько дней, я пришел в храм во имя Казанской Богоматери, что на большой площади, близ строящегося Кафедрального собора. Простоял всенощную и обедню и, приложившись два раза к чудотворной иконе, на следующую ночь почувствовал облегчение в моей болезни, а по отходе из г.Оренбурга св.Табынской иконы Богоматери, я совершенно стал здоровым.
Неслучайно Табынскую икону считали особой помощницей в усмирении всяких недовольств и восстаний. Так например произошло во время первой революции: «19.10.1906 года (ст.ст), в годовщину освящения Казанско-Богородицкого кафедрального собора, который можно считать днём восстановления в Оренбурге спокойствия и гражданского мира. Вот как описывает П. Д. Райский события этого дня:
«В этот день многочисленная толпа устроила по городским улицам шествие с красными флагами, вручёнными уличным мальчишкам, другая же не менее многочисленная толпа с иконами и портретом Государя Императора вмешалась в первую. Шествие остановилось на Соборной площади, куда потребована была обносимая по домам соборным причтом Табынская икона Богоматери для служения молебна. При появлении всеми чтимой святой иконы народ обнажил головы, наступила мёртвая тишина.
Из толпы выдвинулись человек двадцать любителей церковного пения, которые стройно и громогласно выкрикивали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». В конце молебна, по возглашению дьякона, народ пал на колена, а священник во всеуслышание прочитал известную молитву за царя, военачальников, градоначальников, христолюбивое воинство и всех православных христиан, затем провозглашено было царское многолетие, и почти весь народ грянул «Многая лета».
На соборной звоннице раздался звон колоколов, которому последовали и соседние колокольни церквей Петропавловской и Вознесенской. Народ потребовал дальнейшего шествия с чудотворной иконой и портретами Государя по Николаевской улице и городскому бульвару. Образовался крестный ход. По мере дальнейшего движения толпа ещё более увеличилась, а красные флаги значительно уменьшились. Шествие сопровождалось всенародным пением «Спаси, Господи, люди твоя» и гимном «Боже, царя храни». По пути к бульвару совершены были молебствия против Вознесенской церкви, на Думской площади и у памятника Александру I против здания 2-го кадетского корпуса; затем крестный ход при колокольном звоне направился на «Толкучий рынок» к архиерейскому дому и Караван-сараю — квартире оренбургского губернатора. Красные флаги мало-помалу совершенно исчезли, взволнованное обывательское море успокоилось, и жизнь Оренбурга вошла в обычную колею…».Причем известно, что Матерь Божия помогала не только христианам, но и мусульманам. Они в большинстве своем очень чтили Ее, называя иногда «Русский Бог». Вот что рассказывала монахиня Покровского женского монастыря Наталья: «Сказали монахиням встречать икону. Везли ее с Новоорска под монастырь. Монахини, в том числе и батюшка, поехали ее встречать. Недалеко от монастыря верст за 10 жил богатый бай (мусульманин).
Рис. 14: Крестный ход в 1905 году в Богоявленском заводе.
Он расстелил от своего поместья до дороги ковры, а сам стоял с вытянутыми вверх руками. Когда проезжали с иконой, то он остановил лошадей и умолял батюшку (Маляровского) подъехать с чудотворной иконой к его поместью и все освятить. Батюшка стал объяснять, что сделать этого не может, что икона для православных людей святыня, а он – бай другой веры, и не уважил просьбу. Монахиням батюшка сказал: «Молитесь, матушки, крестите лошадей, поехали». Три раза пробовали сдвинуться с места, но лошади, стояли как вкопанные. Тогда батюшка обратился к этому мусульманину: «Сама Царица Небесная желает к тебе в дом». Тот побежал вперед, даже тюбетейку свою потерял и вынес хлеб с солью. Просил батюшку каждый уголочек окропить. Неизвестно принял ли он впоследствии веру православную. Об этом матушка Наталья не говорила». Ниже описывается случай скрытого колдовского наваждения, от которого удалось избавится лишь помощью Божией Матери. «В 1887 году, во время провода из г.Оренбурга св.иконы мой сын Яков заболел самым страшным образом. Он всего лишь поднял чей-то носовой платок с медной копейкой, который затем исчез. Но болезнь, начавшись с локтя, привела его к совершенному беспамятству. Доктор Теребинский не смог оказать помощи, фельдшер Зубков признал воспаление мозга. Священники Полидоров и Словохотов не смогли его исповедовать и причастить. Окропление крещенской водой приводило его в неистовое бешенство. А когда я читал книжку о чудесах Табынской Божией Матери приступы его болезни еще более усиливались. Тогда я, оставив книгу и взяв акафист Божией Матери, пал на колени перед иконой Казанской Божией Матери. И только когда я омочив св.икону водой стал кропить его. Он вздрогнул, как бы от испуга и стало легче. Когда же спустя год в 1888 году была принесена Табынская икона в Оренбург, я просил протоиерея Иоанна Феликсова с иконой Табынской Божией Матери пожаловать в квартиру мою – в часовне при Кладбищенской церкви – для служения молебна. После чего сын сделался совершенно здоров». В июне 1890 года десятилетний мальчик Евгений Горячев, 6 лет страдал падучей болезнью. Столь сильно, что терпел приступы по 3-4 раза на день, да так сильно кричал, что стоны были слышны на улице. Но бесчисленны милости Богородицы: Во время хода со св.иконой по домам жителей Верхнеуральска протоиерей Шмотин был приглашен с Табынской иконой в бедную квартиру вдовы Татьяны Фаддеевой Ефимовой, где был отслужен молебен с водосвятием. Когда же понесли больного мальчика, ее внука, на руках приложиться к чудотворной иконе, он затрясся всем телом, и болезненные стоны потрясли самые души присутствующих людей. По выносе из квартиры св.иконы, мальчик уснул и на другой день встал совершенно здоров и даже весел. Припадки совершенно прекратились. Известен случай, когда Матерь Божия помогла и при пожаре. 23 сентября (ст.ст) в 1893 году в Челябинском уезде в селе Костылеве. Крестьяне не имели ни воды, ни пожарных инструментов. И после некоторого сопротивления отступили, уже смиряясь с уничтожением всего села в огне. Но все же с последней надеждой припали ко стопам Пречистой Богородицы. Был отслужен молебен перед копией чудотворной Табынской иконой. Когда же окропляя св.водой бушующее пламя обошли крестным ходом с Табынской иконой горящие дома, пожар на удивление остановился. А после второго обхождения стал послушно утихать.
О количестве совершаемых чудес от св. иконы можно судить косвенно хотя бы из самого же «Сказания». После первого издания в 1870 году (см. стр.31), на имя настоятеля Табынского храма прот.Иоанна Гуменского стало поступать множество писем и заявлений, которые заносились в журнал. Из «Сказания» видно, что 12 мая 1871 года было уже 108 записей. Что примерно за год получается около ста таких заявлений но, сколько было еще неизвестных чудесный случаев.
Самое главное действо в обряде почитания иконы начиналось во время встречи ее в Оренбурге. Здесь все, и день, и время, и место, и продолжительность пребывания иконы в Оренбурге были заранее, за многие годы, определены путем не легких компромиссов.
Так, день встречи иконы вызывал много споров. С одной стороны было Императорское повеление встречать в сентябре, и намерено опускался конкретный день, поскольку жители Табынска сопротивлялись желанию оренбуржцев принимать икону 8 сентября (по новому стилю 21 сентября). А с другой, министр внутренних дел Сергей Ланской «присовокуплял» в поддержку Оренбурга рекомендацию встречать икону в это самое число. Затем в 1861 году уфимская духовная консистория обращалась в оренбургскую с просьбой сократить пребывание иконы в Оренбурге с месяца до трех недель. Но Оренбургская епархия наоборот добилась увеличения срока до полутора месяцев.
Само пребывание и путешествие иконы по Оренбургу сопровождалось порой жаркими спорами. Так Оренбургская газета за 1910 год сообщала: «Благочинническое собрание духовенства обязывает оо.настоятелей церквей в назначенные сроки обязательно отдавать св.икону следующему по расписанию притчу». И в том же 1910 году, в этой же газете было опубликовано открытое письмо упрекающее местное духовенство в поспешности служения молебнов перед иконой. Из приведенных примеров о.Н.Модестова мы можем лишь представить, как строго соблюдались все обряды и церемонии связанные со встречей Табынской иконы и сопровождения ее. За многие годы крестных ходов, в конце концов, утвердился единый маршрут и естественно определился единый обряд.
Сохранился любопытный документ «Правила ношения святыя иконы…»утвержденный Святым Синодом. И хотя эти правила касались чудотворной Уфимско-Богородской иконы Божией Матери. Однако такие же правила наверняка соблюдались при ношении и Табынской иконы. В первых параграфах Синод устанавливает обязательность составления времени и маршрута следования иконы. В этом обязательно участвует причт собора, где хранится чудотворная святыня. Затем представляется на утверждение Архиерея и доводится до сведения Начальника (в оригинале именно с большой буквы) губернии.
Рис. 15: Служба на святых ключах в 9-ю пятницу. Начало 20 века.
Итак, видно, что Табынская икона не могла износиться произвольно, а лишь по разрешению епископа и конечно он по этому поводу соотносился с губернским начальством. Ибо последнее императором обязывалось «наблюдать порядок и благочиние в народе во время сего хода».Оговаривается вид следования с иконой: «От селения к селению св.икона перевозится в приспособленном к сему приличном закрытом экипаже, непременно в сопровождении двух священнослужителей, священника и диакона, которые должны ехать в том же экипаже». Это же мы слышали и из предания что: «Саму же святую икону возили на особой карете с пятью главками. Ее сопровождало всегда несколько священников, при этом существовала определенная епархией череда следования с иконой. В карету запрягались только специально предназначенные для святой чудотворной иконы лошади, на которые никто и никогда не садился». Следующий пункт (№7) гласит: «Ношение св.иконы на руках допускается только внутри селений и городов, а вне селений и городов только при сретении и проводах оной. При сем сопровождают св.икону священнослужители в церковных облачениях». Здесь мы встречаемся с упоминанием распространенной традиции «сретения»и«проводов», которые обыкновенно совершались вне селений. Синод не вдается в подробности этого чина, оставляя его на усмотрение местного духовенства. Нам же важно это упоминание как признак существования многих таких и других традиций, которые, к сожалению, сейчас почти исчезли.
Например, практически всегда путают «сретение» и «встречу», считая это единой встречей.
Но по опыту проведения крестного хода можно дать такое пояснение. «Сретение» -это когда народ во главе со священством выходят на встречу, иногда за многие километры, святой иконы. Как правило «сретающиеся» чада Любвеобильной Матери преклоняются «коленома»пред Ней. В знак же благоволения Божией Матери над чадом проносится святая Ее икона. Это все происходит именно так, поскольку встречались случаи, когда Богородица не благоволила. И тогда над человеком не могли пронести Ее иконы.
Внешне это выглядит довольно странно. Особенно православным центральных областей: Люди буквально бросаются под икону, вставая на колени. При таком «сретении» образуется довольно большой «ручеек» километра 2-3. И обычно, верующая душа, не удовлетворяется однократным Благословением Пречистой. Вновь и вновь она, забегая вперед, бросается под икону. Иной раз это случается десятки раз. Известно много случаев, когда после 13 или больше раз человек получал полное исцеление. Такой случай был описан во время крестного хода из Оренбурга в Табынь в 1947 году.
Крестный ход от такого поклонения уже не ход, а лет. Все делается бегом и бегом. Это удивительно, но при этом и наши шаги так убыстряются, что забежать вперед становится все трудней. Часто мы пытались совладать со своими ногами, но непременно «улетали» опять.
Вот, например как это происходило в Оренбурге: Встреча разделялась как бы на две части, первая, являясь «сретением» начиналась в пригородах Оренбурга в селе Нежинка (24 км.) на востоке или в Богодуховском монастыре на горе Маяк (5 км.) на западе: «К этому дню
(7.09 ст.с.) в Оренбург стекается масса людей из ближайших сел, станиц и даже селений Бузулукского уезда (Самарской губернии)...уже с раннего утра можно наблюдать на улицах непрерывные вереницы...богомольцев, поспешно направляющихся за город для встречи св.иконы».6 Затем: «Когда приносилась сия чудотворная икона, то множество людей со списком, находившемся в Успенском монастыре, встречали ее ... С нее снималась серебреная риза, и одевалась золотая риза с Оренбургской святыни...».
После этого наступала вторая часть «встреча», которая более подробно определена «Правилом»: «При внесении св.иконы в город или село, она вносится в церковь, а в деревне в часовню или (в случае неимения часовни) в нарочито приготовленный для сего приличный дом. Здесь она пребывает во время церковных служб и в ночное время, и отсюда износится для молебствий в домы желающих по приглашению». Конечно это минимум. Ибо обыкновенно при «встрече» совершался еще и молебен, а то и великое богослужение. В качестве примера можно привести великое торжество происходившее во время «встречи» иконы в Оренбурге: «...встречена крестным ходом из всех городских церквей на площади около Никольской церкви, что в Форштадте...всем городским духовенством в предшествии местных архипастырей, губернскими начальствующими лицами и местными войсками с оркестром полковых музыкантов... праздничный колокольный звон, пение прекрасного архиерейского хора, сливающееся с звуками полковой музыки, играющей «Коль славен Бог в Сионе...», и общенародное пение тропаря «Заступница Усердная».6 «Против часовни на площади был отслужен молебен пред св. Иконой, после чего шествие тронулось при радостном звоне колоколов и торжественных звуках оркестров. За св. иконой шло духовенство из всех церквей, местные власти и воинские части с знаменами. За войсками следовала толпа народа и масса экипажей» После чего икона заносилась в Казанский кафедральный собор. На следующий день совершался крестный ход на реку Урал для водоосвящения, после чего обносили весь город и возвращались в собор. Откуда согласно расписанию икона переносилась в другие храмы. Дома же прихожан чудотворная икона посещала в свободное от богослужений время, и даже по ночам. После окончания срока пребывания иконы совершался особый обряд «проводы», так они проходили в 1910 году: «Погода, все время сносная, вдруг изменилась ночью с 20 на 21 октября. Подул восточный ветер, повалил снег, и термометр R упал до 0о, продолжая понижаться. Такая погода много помешает стечению народа сегодня, 22 октября, для проводов Чудотворной иконы Табынской из Оренбурга до Бердинского поселка, а эти проводы, при сносной погоде, представляют здесь величественное и умилительное зрелище русского народного благочестия». Далее «правила» касались распределения денежных сборов. Это также является предметом истории: «В городах и селениях к служению молебнов по домам приглашаются и местные причты, которые делят с сопровождающими… лицами труды молебствования поровну». Что конечно справедливо и необходимо, ибо «сопровождающие лица» видимо на местный причт мало обращали внимания.
Сами денежные сборы и пожертвования строго разделялись на «свечные, прикладные, церковные и братские кружечные». И здесь местные причты не оставались в стороне. Соблюдался давний (теперь уже древний) обычай: «Из братских кружечных денежных сборов четвертая часть, по давнему обычаю, выделяется в пользу местных причтов, а три четверти поступают в пользу причта кафедрального собора и крестовой церкви». В нашем случае это был причт Табынской церкви. Возможно, для Табынской иконы правила еще больше изобилуют деталями, так теперь недостающих. Однако и сейчас можно сделать вывод: Табынская икона была носима на руках только в городах и селениях. Тогда же и совершался крестный ход как таковой. А вот между селениями икона перевозилась гужевым транспортом. И это-то вменялось в обязанность. Трудно сказать почему. Но вероятно такое распоряжение диктовалось необходимостью скорейшего перехода иконы из селения в селение. Важность последнего мы находим в современных свидетельствах. Так о.Серафим рассказывал: «Одна деревня провожает икону, ровно до границ своей земли, а другая там уже встречает». И конечно встречающее село торопится, поскольку существует расписание движения иконы, а в других «населенных местах» с нетерпением ждут ее. А сколько желающих принять икону у себя дома и отслужить молебен…
Такой вывод в современном исполнении, конечно, приведет к тому, что Табынскую икону будут перевозить на машине как на «особой карете». И совсем не, потому что лень ходить, а по необходимости успеть принести явленную икону ко всем страждущим.
Вот маршрут следования Табынской чудотворной иконы Богоматери в 1908-1910 годах:
20 июня -село Табынск 22 июня -(1Х пятница) завод Богоявленский
23 июня - дер. Зигановка дер. Макарова
башкирские земли (здесь святую Икону несли сами башкиры)
27 июня - заводы. Анзяно-Петровский.
30 июня - Кагинский
2 июля - Узянский 6 июля - Белорецкий
9 июля - г. Верхнеуральск
26 июля - г. Троицк
15 августа - станица Таналыкская
20 августа - г. Орск
30 августа - стан. Верхнеозерная
7 сентября - г. Оренбург
5 декабря - г. Уральск
январь -Самарская губ, и т.д. до следующей IX пятницы.
Саму же святую Икону возили на особой карете с пятью главками. Ее сопровождало всегда несколько священников, при этом существовала определенная епархией череда следования с Иконой. В карету запрягались только специально предназначенные для святой чудотворной Иконы лошади, на которых никто и никогда не садился. Часто бывало, что карета останавливалась сама собою и так, что никто не мог ее сдвинуть. При расследовании оказывалось, что на том месте, где она останавливалась, был когда-то закопан младенец убиенный, или были совершены другие злодеяния. Икона как бы призывала к покаянию. В некоторые селения Табынская Икона вовсе отказывалась заходить. Многочисленные чудеса исцелений поражали всякого, кто решался пройти с каретой хотя бы малость. Посему каждый старался принять Икону Владычицы к себе. Год от года крестный ход все растягивался и едва мог уместиться по срокам в календарный год.
Итак, к началу 20-ого века почитание Табынской иконы было так велико и преизрядно, что она была уже известна среди не только узкого круга верующих, но и всего народа. Особенно полюбили Табынскую икону в следующих губерниях: Уфимская, Оренбургская, Тюменская, Кустанайская, Астраханская, Самарская, Челябинская, Уральская, Казанская.
Некоторые астраханцы вспоминают, как на 9-ю пятницу снаряжался целый пароход паломников со всего города. И плыли, говорят, до самого Табынска. И не удивительно, в те времена река Белая была не столь мелка, а судоходные пути доходили до г.Стерлитамака. Наверное, поэтому одно современное судно было даже названо «Табынск». Акафист…
Сухогруз типа «Шестая пятилетка», был приписан в последнее время к Камскому пароходству в г.Перми. Оборудован для толкания баржи. Судьба его неизвестна. (http://shepeshka.by.ru/ships/tabynsk.htm)
Свидетельством распространенности почитания Табынской иконы могут быть и такие современные события. Например в Самарской области: в 1986 году в г.Похвистнево архиепископом Иоанном (Снычевым) был основан храм в честь Табынской иконы. Явное проявление народного поклонения иконе.
Не случайно из Уральска «каждогодно» на 9-ую пятницу приезжает архиепископ Антоний в Оренбург. Наверно это отголосок давней традиции уральцев встречать Табынскую икону в Оренбурге.
Даже в далекой читинской области в 9-ую пятницу происходит крестный ход: «Православные верующие Забайкалья особенно чтят 9ую пятницу по Пасхе -в это время совершается крестный ход на Иргень в память святой великомученицы Параскевы Пятницы и святых воинов-мучеников, на Иргени убиенных».И хотя люди чтят св.Параскеву Пятницу, но наверняка и это связано с Табынской иконой, поскольку аналогичные ошибки уже происходили.
В пос.Авзяне Белорецкого района Башкирии: «...На девятую пятницу из Нижнего Авзяна, Каги, Узяна и других заводов православные
приходили в Верхний Авзян. Все шли на Малиновую гору, к часовне,
которая была построена на двух целебных источниках... Сейчас часовни уже нет -она была разрушена в годы Советской власти. Нет и одного источника - он пересох».
Рис. 16: Празднование явления Табынской иконы на Святых ключах. Нач. 20 в.
Рис. 17: Проводы Табынской иконы казаками г.Верхнеуральска 1906 г.
Около озера Пустое, что в Челябинской области «семидесятилетние старушки говорят, что сюда приходили еще их прародители, которые дали «обвет» посещения этого святого места и поставили в честь прихода явленной иконы деревянный крест». Были во множестве «...воспоминания о крестном ходе, в котором участвовали и жители Уфимского, и Арсей, и Верхнеуральска, и Куропатинска, и еще многих селений. Как шли человек 200-300 и пели «Заступницу Усердную»».«...не было лета и в самые мрачные годы, чтобы на Пустое (озеро) в девятую пятницу по Пасхе не пришли люди». «Память о девятой пятнице сохранилась в особых молитвенных распевах нагайбаков...».
Существует много таких памятных мест, а вот о самой иконе люди вспоминают следующее «...от одного присутствия чудотворной иконы, доносят свидетельства очевидцев, больные излечивались, обновлялись старые иконы». «За два месяца до прихода иконы колдуны и бесноватые начинали мучиться». Крестный ход получил действительно широкое распространение: «...откуда, только не ходили, с зимы сушили сухари и толкли их в крошку, чтобы размачивать и давать старикам как кашу...».
«Как только наступала Пасха, то сразу начинали собираться в дорогу поклонится тому месту, куда приносили явленную чудотворную Табынскую икону. Это место было известно всем». «А на Урале в связи с исключительной продолжительностью крестного хода с Табынской чудотворной иконой возникла своя особая традиция: выходить навстречу паломникам и выносить специально приготовленные "табынские" сухарики, а также квас, зелень, огурцы, пирожки с кисляткой и другой постной начинкой».
«все шли пешком, а на телегах ехали уж совсем немощные, престарелые и дети».
Так мой родной отец Петр Васильевич Сергеев рассказывал, как он со своей мамой (моей бабушкой) ходили на святые ключи. Почти неделю шли пешком из г.Бирска (300 км), а последние три дня старались даже не пить воды: «Я был маленький еще и не понимал, но очень хотелось пить, а бабушка не давала. А когда пришли на ключи, бабушка и говорит, иди теперь и пей. Я прямо бросился к источнику, начал жадно пить, а вода то оказалась горькой и соленой…»
Пресвятая Богородица никого не оставляла Своим благословением. Кем бы ни был человек великим или малым. Нищим или богатым: «У речки Топкой близ Краснинского стояло на заимке пять ветхих избенок-землянок. Люди принарядились, вынесли столы, поставили угощение, ждали. Но священник не захотел останавливаться в маленькой деревушке, проехал мимо. Однако, телега, в которой везли чудотворную икону, внезапно остановилась у моста. Сколько не хлестал возница лошадей, те не трогались с места. Пришлось их распрячь, оседлать одного коня и догнать священника. Тот вернулся и все-таки отслужил молебен».
Даже когда Табынская икона уже исчезла, Божия Матерь помогала тем, кто чтил ее, кто праздновал и молитвенно освящал Девятую пятницу – день ее явления. Исповедуя этим, свою благоговейное и трепетное отношение к Табынской иконе: «...Вспоминают страшный голод 1921 года, когда люди падали на улицах замертво (...штабелями сваливали трупы...). Но и в том черном, году не пропустили девятую пятницу. Из последних сил добрались до озера и там горячо молились, чтобы не оставил их Господь в беде. На следующий год пролились такие дожди, что полынь стояла по пояс, и хлеба уродилось достаточно, чтобы и самим прокормится, да еще что посеять осталось».
«Одна молодая мать пришла сюда в девятую пятницу, чтобы помолится о новорожденной дочке, которую хотели съесть. С этой девочкой, теперь уже бабушкой, довелось встретиться в Краснинске».
Когда наступала, какая либо беда Божия Матерь всегда была рядом: «В пору засухи или какого-то другого бедствия (например, нашествия саранчи) люди с молитвами обращались к Господу, и часто в этот день или сразу же после него шел дождь».
Конечно, и в гражданскую войну 1918 года весь чин встречи Табынской иконы был соблюден. Ведь известно, какой был особенный подъем верующего народа, как заполнялись церкви, как молились... но дух мятежа, рожденный из предательства православного царя, буквально веял над народом: «Жители Южно-Уральского округа в большинстве своем были на стороне большевиков...».
События тех времен разворачивались следующим образом: «...На втором съезде Оренбургского казачьего войска в сентябре 1917. Дутов был избран атаманом... Против Дутова на войсковом круге в декабре выступили фронтовики -казаки, а так же Седельников, Завалишин и
другие, а так же прибывшие с фронта казачьи части... По пути его бегства, против него выступили несколько станиц, через которые он двигался на северо-восток... Бежавший из Оренбурга Дутов сосредоточился в Верхнеуральске, находившимся в 55 километрах от Белорецка... Дутову удалось здесь сосредоточить значительные силы... 25 марта дутовцы были вынуждены оставить Верхнеуральск и отошли в станицу Красинскую...». Жители этой станицы вспоминают: "В одном краснинском доме видела икону, якобы дарованную Дутовым... Александр Ильич лично заносил Табынскую икону после крестного хода в церковь, которая располагалась напротив штаба". А оставили казаки эту икону потому, что «...вынужден был бежать в Тургай с небольшим отрядом в 240 человек...», «...где в апреле 1918 г. попали в окружение...решено пробиваться на Юг...в Тургайские степи...».
В этот период времени у Дутова могла быть только копия Табынской иконы, вероятно из штаба Оренбургского казачьего войска, поскольку он оставил ее в Краснинской церкви, где и находится до сих пор…
Исчезновение иконы случилась позже, когда казаки вновь захватили Оренбург: «С 3 июля 1818 г. вновь установилась власть белоказаков в Оренбурге. За период с июля 1918 г. по январь 1919 г.Основные силы Дутова были сосредоточены на осаде Орска,... за это ему удалось произвестись в генерал -лейтенанты...». Красные же при этом отступали по Уфимско-Оренбургскому тракту, где все лето шли бои: «...2 июля 1918 г. Отряд под командованием Каширина Н. Д. и его заместителя Блюхера выступил на север. Он двигался по тылам белых 1 500 верст до 2 августа... Продвигаясь по территории южного Урала... вскоре достиг 10 тыс. чел.».
Могла ли Табынская икона появится в Оренбурге? Действительно, клир Табынской церкви (ибо именно он распоряжался несением иконы), во время непрекращающихся боев, хотя и имел право не выносить иконы, но все же решился нести ее в Оренбург в обход наступающих отрядов красной армии. Тому должны были служить следующие причины:
Во-первых, этим они спасали икону, т.к красные наверно ее бы не пощадили, зная какой авторитет имеет она среди казаков.
Во-вторых, народ ждал икону, и необходимо было совершать крестный ход, поскольку он совершался ежегодно уже более 50 лет.
В третьих, атаман Дутов почитая Табынскую икону, очень желал иметь ее при своей армии. И как правитель Южного Урала, вероятно, просил священников Табынска принести икону в Оренбург: "В период гражданской войны... атаман Дутов использовал авторитет иконы для привлечения казаков в свою армию. Именно приверженность его к старой вере и традициям, уважение к святыне казачества привели в стан белых почти двадцать тысяч трудовых казаков и фронтовиков...».
Достоверность этих рассуждений довольно сложна. Мы нигде не находим упоминания о крестном ходе в это время. Но все же это не аргумент его отсутствия, поскольку такая многолетняя традиция была настолько сильна, что и после исчезновения иконы долгое время не прекращался крестный ход в Табынск и по местам.
Вот, что рассказывает схиархимандрит Серафим (Томин): «Я будучи келейником митрополита Нестора часто слышал, что владыка в 1918 году сопровождая нетленные мощи преподобной мученицы Елизаветы и Варвары ехал вместе с архиеп. Мефодием Оренбургским, который вез настоящую Табынскую икону. Он, владыка Мефодий, рассказывал, как она попала к нему. Табынскую икону встречали, как и всегда накануне Рождества Богородицы в станице Нежинская. Было огромное стечение народа. И в то время, когда начинался торжественный обряд смены серебреной ризы (Табынской) на золотую (из Оренбургского монастыря). Напали красные, и была настоящая битва. Обе ризы они забрали, а икону бросили. Владыка Мефодий подобрал икону и перевез ее в Харбин». Далее владыка рассказывал: « В Благовещенске у реки Амур переходили границу. Табынская икона не пошла. Построили часовню из камыша. Объявили пост. Три дня молились владыка Мефодий, владыка Нестор, владыка Мелетий и многие священники. И только после этого двинулась в Китай. В Харбине построили маленькую церковь. Затем перевезли в Пекин. Там так же была построена церковь. В 1948 году икону вывез в Австралию, а затем в Америку архимандрит Филарет (Вознесенский).
Потом он возглавил синод РПЦЗ. Владыка Мануил(будучи уже Самарским архиепископом. Обращался в Зарубежный синод по поводу возвращения иконы. Но они отвечали, что икона у них, и они никогда ее не отдадут».
Действительно архиепископ Мефодий, в декабре 1918 года покидает Оренбургскую кафедру, ожидая репрессий большевиков. Правительство Колчака находилось в Омске, там вероятно и встретились археп.Мефодий и еп.Нестор. Существует следующее воспоминание о перевозке мощей расстрелянных в Алапаевске:
«Игумен Серафимполучил разрешение от адмирала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск. И 1(14) июля 1919 года восемь алапаевских гробов направились к Чите».
Рис. 18: Собрание духовенства и мирян Харбинской епархии в 20-х годах
«В Чите гробы страдальцев пробыли шесть месяцев…26 февраля (11 марта)…за пределы России…при полном расстройстве железнодорожного транспорта. Вагон вместе с фронтом: пройдет верст 25, а потом откатится на 15. Благодаря пропуску вагон постоянно отцепляли и прицепляли к разным поездам, направляя к китайской границе».
«Наступило лето, из щелей гробов постоянно сочилась жидкость, распространяя ужасный смрад. Когда поезд останавливался, сопровождавшие собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость вытекавшая из гроба Великой Княгини, как вспоминает о.Серафим, благоухала, и они бережно собирали ее как святыню в бутылочку».
Сами мощи прибыли в Пекин: «16 апреля 1920 г. в 2 часа утра в Пекин из Харбина прибыли восемь гробов с останками Великой Княгини Елизаветы Федоровны, Великого Князя Сергея Михайловича, инокини Марфо-Мариинской обители в Москве Варвары (Яковлевой), князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, графа Владимира Павловича Палей и барона Феодора Ремеза.».
Хотя здесь ни слова не упоминается о сопутствующих архиереях и Табынской иконе, однако надо полагать, что они себя не афишировали, а Табынскую икону изначально прятали и от красных и от белых. Так например со слов архиепископа Ювеналия (Килина) Ижевского: « Эта икона примерно в 1921 году с Белой Армией ушла в Харбин, и он точно говорит, что не для всех было объявлено, а находилась в Казанско-Богородицком мужском монастыре в Харбине. В 1948 году точно была там, а дальше не знает, т.к выехал в СССР».
Сам владыка был основателем и настоятелем этого монастыря: «В 1922 г. по благословению архиепископа Харбинского Мефодия архимандрит Ювеналий (впоследствии епископ Синьцзянский, а затем — Цицикарский) основал мужской монастырь на Крестовом острове Харбина... но в том же году ... монастырь был переведен в район Новый Модягоу. Вернувшись в 1924 г. в Харбин, архим. Ювеналий вновь был назначен строителем Казанско-Богородицкой обители. Его трудами воздвигли трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами вмч.
Пантелеимона и Архистратига Михаила. Монастырь славился и своими подвижниками. Наиболее известные из них — схимонах Михаил и иеросхимонах Игнатий, принявшие от Бога дары прозорливости и непрестанной молитвы. При этой обители также была создана больница имени Казем-Бека». В 1935 году архимандрит Ювеналий был хиротонисан во епископа Синьцзяньского. Однако уехать ему не удалось, и он остался викарием владыки Мелетия, а затем и архиепископа Нестора. Снова возглавляя мужской монастырь.
В это время около Харбина была «основана в 1934 году в пос.Канагаш близ Дайрена (Дальний) Богородицко-Казанской Табынской женской обители... В обители хранилась копия иконы. В начале 60-х годов обитель была закрыта».
Церковно-административное состояние Харбинской епархии было таково: «В силу своего особого канонического статуса Харбинская епархия претендовала на первенство на Дальнем Востоке. Вероятно, именно это и побудило в 1946 г. учредить центр ВосточноАзиатского Экзархата Русской Православной Церкви в Харбине, а не в Пекине. Немаловажным обстоятельством было и то, что Маньчжу рия, куда советские войска вступили в августе 1945 г., оказалась в сфере влияния Советского Союза. 22 октября 1946 г. Священный Синод постановил утвердить в должности Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архиепископа Пекинского Виктора (Святина) и, считать его находящимся по епархиальным делам в юрисдикции Экзархата, а по делам Миссии -в личной юрисдикции Экзарха. Этим же определением Пекинская епархия и ее Шанхайское виктариатство были утверждены в составе Восточно-Азиатского Экзархата.
Рис. 19: Служба в Харбинском соборе 40-е годы.
Но в роковой 1948 год случилось непредвиденное событие: «13 июня 1948 г., в Неделю свв. Отец, в кафедральном Соборе Харбина духовенство епархии служило молебен о собирающемся в путешествие -в Москву на Собор -Экзархе, митрополите Несторе. Рано утром в понедельник 14 июня Экзарх был задержан китайскими властями... В Хабаровске митрополит Нестор на суде был обвинен в антисоветской деятельности -она заключалась в написании книги “Расстрел Московского Кремля” -и совершении панихид по убиенным в Алапаевске родственникам семьи Императора Николая II. Владыка Нестор 8 лет провел в заключении в мордовском пос. Явас.». Харбинское духовенство осталось без «хозяина», появилась действительная возможность вывезти Табынскую икону. Поскольку владыку Нестора посадили, а владыка Ювеналий уехал в СССР.
«Из числа видных церковных деятелей не принял юрисдикцию Патриарха сын архиепископа Димитрия Хайларского — архимандрит Филарет. Он впоследствии возглавил Зарубежный Синод».Именно он имел действительную возможность изъять из монастыря икону, как ближайший помощник правящего архиерея. Вероятно, под предлогом сохранения иконы о.Филарет вывез ее в Пекин. Где в срочном порядке для такой святыни один из домов оборудуется под церковь: «Эта домовая церковь была устроена в 1948-49 годах в честь Табынской Божией Матери. А закрыта 16 июля 1956 года».
И вот, что вспоминает Игорь Ребрин (Сан-Пауло Бразилия): «...Я точно помню, что она (икона) была в маленькой церкви в бывшем посольском квартале (Пекин). Это был дом недалеко от восточной части стены. Мой отец был там старостой, и я помню, что икона была довольно большая... Церковь закрыли, и все имущество перевезли в Бэй Гуань (Пекинская православная миссия), после прихода коммунистов (1949 г.)...». И то, что иконы потом уже не было, свидетельствует Александр Кириллов (Рио-де-Жанейро Бразилия): « Я и не слышал никогда об этой иконе, несмотря на то, что между 1949 и 1953 годах, неделями, а иногда и месяцами жил в Российской Духовной миссии в Пекине...». Интересно, что пекинский владыка Виктор (Святин) официально сообщает об открытии Табынской церкви после 1949 года, а в списках ризницы Табынской иконы не упоминает. Что действительно говорит о том, что об иконе «...не для всех было объявлено...». И то, что в 1949 году ее уже там не было.
Чтобы спасти как можно больше ценных икон и святынь и вывезти их в Америку и Австралию, владыка Иоанн Шанхайский перемещается поближе к Пекину: «в августе 1948 г. вл. Иоанн прибыл в курортный город Циндао и как признанный Министерством внутренних дел гоминьдановского правительства Начальник Миссии поселился в священническом доме Свято-Софийского прихода в Циндао… Это спасло впоследствии имущество храма от уничтожения... При этом большая часть имущества и архивов храма была вывезена эмигрантами в Америку и Австралию. Тоже случилось и с большой частью шанхайского церковного имущества, вывезенным вл. Иоанном из Китая».
«Вл. Иоанн во многом был прозорлив — поминая Святейшего Патриарха за богослужением, а также служа благодарственные молебны о победе русского оружия во второй мировой войне и собирая пожертвования для России, но он вовсе не намерен был принимать советское гражданство…»Табынскую икону, вероятно, вывезли первым же пароходом: «Первый пароход, “Хван-Лен”, с группой в шестьсот русских беженцев вышел из Шанхая 14 января 1949 г. Владыка Иоанн (Максимович) приехал на пароход и отслужил напутственный молебен, после которого благословил каждого в путь… До конца 1949 г. правительство Филиппин приняло 6 000 эмигрантов из Шанхая, около 5 000 из которых были выходцами из России. Среди них был и архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) со своей паствой и клиром. Он покинул Шанхай 4 мая 1949 г. Большая часть имущества была вывезена, документы Совета Миссии частично уничтожены».
Смутные воспоминания все же существуют об этом перевозе иконы: «...по восточным городам Китая стали собирать средства на перевоз ее в Пекин. Но наши опоздали -икона исчезла. По свежим следам удалось установить, что ее перехватили Иезуиты и увезли в Рим. Кому довелось побывать в Сокровищницах Ватикана, утверждали, что видели ее там...».«Свою очередь наводил справки у бывших старожил Бей-Гуаньской Миссии в Пекине, но никто вспомнить об иконе Табынской Божией Матери не может. Помнят только разговоры о Ней, но не о месте пребывания».
Конечно, поиски иконы никогда не прекращались. Вот, например ответы, присланные на запрос управляющего Уфимской епархией архиепископа Никона:
-от Архиепископа Серафима, Брюссельского и Западно-Европейского: «Уже запросили наше общество ИКОНА в Париже... они в курсе дела, но очень сомневаемся, чтобы следы Табынской иконы будет легко и им найти... лет 40 назад появилась какая-то Казанская икона, которую американский банкир объявил подлинной...Вот она!так было объявлено. Банкиры хотели ее продать, обращались даже к нашему Синоду... Но сумма была указана колоссальная, а экспертиза общества ИКОНА определила, что она не могла быть подлинной... на Всемирной Выставке в Нью-Йорке был даже небольшой павильон отдельный, где эта икона пребывала под охраной детективов... потом ее купили римо-католики... у нас в Сан-Франциско имеется женский монастырь из Китая... по описаниям святынь этой обители «Казанская» (или похожая на нее) - не упоминается». Второй ответ Архиепископа Серафима, Брюссельского и Западно-Европейского: «Насчет будто в сейфе находящейся иконы Табынской в Нью-Йорке: очень это кажется фантастично. Не говоря о том, что мало почтено и не благочестиво хранить святую икону в сейфе, это как-то звучит неправдоподобно… Это уже не сейф обычных размеров, но какой-то бронированный чулан…»
От секретаря Сан-Франциской епархии РПЦЗ прот.Петра Перекрестова: «…у нас имело место заседание Епархиального совета и я спросил собравшееся духовенство (в том числе и двух наших Владык), слышали ли они о «Табынской» иконе Божией Матери. Никто о ней ничего не знает. Я всем показал цветную ксерокопию иконы, но она никому не знакома. Я также просил священника женской обители проверить, не висит ли подробная икона у них в монастырском храме (а у них иконы висят до потолка на всех стенках). Так что теперь я могу Вам официально сообщить, что в Западно-Американской епархии ничего не известно о Табынской иконе».
Однако имеет место быть и другая версия исчезновения Табынской иконы.
Почти сразу после исчезновения иконы начались ее поиски. Уже в 1926 году священники Табынской церкви обращались в НКВД с просьбой о вывозе иконы, которую якобы нашли в Китае: «Слушали доклад помощника церковного старосты Д.Матвеева, очевидца, о том, как белая банда казачьего генерала Дутова захватила чтимую икону Божьей Матери во время ее хода по домам верующих и затем увезла за границу» (протокол собрания верующих прихожан с.Табынска 20.06.26г.). Далее называется и год, когда пропала икона: «1919 год, белая банда ген.Дутова захватила народную святыню, весьма чтимую древнюю икону, называемую Табынской Божьей Матерью и увезла в Китай...Ныне верующая община села Табынская приблизительно установила место нахождения святыни близ г.Кульджи в Китае...» (Заявление в БНКВД от 20.06.26). Этот документ вызывает двойственные чувства. В первых, почему-то докладывает не священник, и даже не староста, а всего-то его помощник. А обыкновенно икона носилась в сопровождении клира Табынской церкви. Вспомним хотя бы «Сказание»: «...причт Табынской церкви сопровождавший святыню...». Возможно, конечно, что священники все-таки были, но не упоминаются, поскольку письмо то в НКВД. Но и этот момент сомнителен, ибо далее в том же документе безбоязненно упоминаются Духовные власти (и это в НКВД?). А потом, что же это 5 лет молчали, а тут вдруг перед 9-ой пятницей загорелось. Ведь Матвеев был изначально очевидцем не только захвата, но и увоза иконы за границу. Наверное, он был там, вместе с белыми казаками. И какими-то путями вернулся еще в 25 году и всем рассказал.
Рис. 20: Карта перехода Табынской иконы в Китай.
Шум ведь поднялся не шуточный: «...отовсюду поступали и ныне поступают настойчивые требования верующего народа епархии: возвратить народную святыню на место ее прежнего пребывания в с.Табынск. Требования свои верующий народ высказывает через церковные правления свои и, через своих депутатов высказал на Епархиальном съезде в декабре 1925 г...». А это не сельское приходское собрание. А что «беляков» Матвеев называет бандитами, так ведь в НКВД не будешь писать на красных бандитов, можно и приврать. Впрочем, разница была небольшая.
Встречается довольно много упоминаний о том, что икона была у Дутова. Например, Е.Карелина: "Наш поселок пос.Краснинский (воспоминание М.В.Сологуба.) -был одним из последних прибежищ атамана Дутова. Иной раз наших мужиков жители окрестных сел в шутку называют "дутовцами". Говорят, что в последнее время икона находилась у Дутова и он увез ее, отступая в Маньжурию...".Или в брошюре "Блокнот Агитатора" (с.Грачевка, Курманаевский район.) в воспоминаниях Ефима Левина и Аграфены Иночкины: "Во всех походах Дутов охранял (Ее) казачьим эскортом... что Табынская Божия Матерь появится вновь..."1также икона связана с Дутовым.
Причем, действительно бои около Оренбурга шли с апреля по сентябрь 1919 года как раз около станицы Нежинской. И в это время икона могла запросто попасть в руки дутовцев.
«...в середине мая Дутов приблизился к горе Маяк. Однако, попытки овладеть городом и в апреле и в мае провалились...». Вскоре началось всеобщее отступление Колчака: «…К сентябрю 1919 были добиты основные силы Южной Армии Колчака и дутовцев. В плен сдалось 30 тыс. пехоты и 7 тыс. казаков. Остатки дутовской армии отступили через Тургайские степи и безводные пустынные пески Балхаша к Сергиополю на соединение с Аненковым -в Семиречье. К марту 1920 года близ города Чугучака они перешли китайскую границу».
«А явленную Табынскую икону Богоматери увез атаман Дутов, когда отступал. Мама рассказывала, что при отступлении в Китай он проходил через нашу деревню Калпацкую и останавливался у моего дедушки Виноградова Петра Анисимовича. Когда он прибыл в деревню, утром ударили в колокола, собрался народ. Дутов сказал: «Дорогие мои, я отступаю: красные шуба, а мы рукав. Он держал Табынскую икону Божией Матери в руках, плакал: «Чудотворную икону на поругание и растер