А вы знаете, что в зависимости от характеристик конкретного фотоаппарата и объектива изменяются доступные значения выдержки и диафрагмы, и может случиться так, что вы не сможете подобрать подходящую экспозиционную пару. Если у вас нет возможности выставить правильную экспозиционную пару, вы не сможете получить правильно экспонированный кадр :о( Что же делать? Неужели кадр будет испорчен неправильной экспозицией?
Вот теперь мы будем "просить о помощи" ISO - International Standardization Organization (Международная Организация по Стандартизации). Нет, мы не будем писать в эту организацию письмо с просьбой нам помочь! :о) Она нам уже помогла, придумав соответствующий стандарт.
ISO в цифровой фотографии - это уровень чувствительности пикселей фотоматрицы. Чувствительность матрицы обозначают так же как и чувствительностьобычной фотоплёнки.
| 100 | 200 | 400 | 800 | 1600 | 3200 |
Более высокие цифры ISO соответствуют большей чувствительности матрицы. Если вы снимаете с высокими значениями чувствительности матрицы, то даже фотографируя в помещении вы можете обойтись без фотовспышки. Но, что же такое чувствительность матрицы?
Другими словами, при большей чувствительности матрицы нам нужно меньше света, чтобы получить фотографию с правильной экспозицией. Вы наверно обратили внимание, что каждое значение ISO в два раза отличается от соседнего. Поэтому, закон экспозиционной пары действует и здесь. В предыдущем уроке вы уже установили выдержку 1/500 вместо 1/60. Потом на столько же ступеней вы увеличили отверстие диафрагмы, установив f/2.8. Пока всё хорошо, но вы приблизили объект съёмки зумом. Упс…
Надеюсь, вы ещё помните, что при увеличении кратности зума уменьшается угол зрения объектива, а вместе с ним ухудшается светосила объектива? Кто не помнит, вернитесь к опыту с трубoчкaми разной длины.
Упс - ваш фотоаппарат уперся на значении f/4 и больше никак. Чтобы выставить правильные параметры экспозиции нам не хватило одной ступени диафрагмы! Это как раз тот случай, когда надо настроить ISO – мы заменяем недостающую ступень выдержки увеличением чувствительности матрицы на одну ступень, а если и этого недостаточно, то придётся увеличить чувствительность матрицы ещё больше.
Например в таблице, приведённой ниже, мы увеличили чувствительность матрицы на 3 ступени, при этом диафрагма осталась прежней. Обратите внимаение, что выдержка менялась вместе с увеличениемчувствительности матрицы (ISO), только в противоположную сторону, поэтому в этой таблице мы опять имеем дело с эквивалентными экспозиционными парами, только уже с учётом чувствительности матрицы ISO:
| 1/2000 | 1/1000 | 1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 | 1/30 | 1/15 |
| f/4 | f/4 | f/4 | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 |
| 800 | 400 | 200 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Чтобы наглядно изучить все тонкости взаимодействия выдержки, диафрагмы и ISO предлагаю вам потренироваться на виртуальном тренажёре начинающего фотографа