Правильная экспозиция очень важна для получения хорошей фотографии – это самая важная составляющая технического качества фотографии. Поскольку художественность фотографии отчасти является субъективной оценкой снимка (на вкус и цвет, как говориться, товарищей нет), то класс фотографа определяет его умение снять кадр с правильной экспозицией в любых условиях освещения...
Оцените, пожалуйста, свои фотографии с точки зрения предыдущего предложения. Рискну предположить, что большая часть фотографий сделанных вами на улице – передержаны (слишком светлые), а вот снятых в помещении – недодержаны (слишком тёмные). Дело в том, что датчик экспозиции (экспонометр) фотоаппарата обычно измеряет средневзвешенную освещенность кадра (среднюю по всей площади кадра) и устанавливает значение экспозиции соответственно этому. Например, на улице, когда объект съёмки не такой яркий как окружающий фон, камера начинает "сходить с ума", думая что света недостаточно и как результат – главный объект съёмки слишком тёмный (недодержан), при этом большая часть кадра слишком светлая (передержка). При слабом освещении, всё наоборот фотоаппарат устанавливает экспозицию исходя из усреднённой освещённости и в результате получается светлый объект на слишком тёмном(недодержанном) фоне. Если вы фотографируете в режиме AUTO, вся ответственность по установке правильной экспозиции лежит на электронике вашего фотоаппарата. В зависимости от "умности" вашей камеры и условий освещения результат фотосъёмки может быть как удачным, так и не очень.
Прежде чем выразить недовольство своим фотоаппаратом, вам следует знать, что какой бы "умной" ни была ваша фотокамера это всего лишь автоматическое устройство не способное думать, а тем более знатьзамысел фотографа. Поэтому, фотограф должен всегда быть на чеку и вносить корректировки в работу автоматики своего фотоаппарата. А для этого фотографу необходимо знать, каким образом фотоаппарат регулирует экспозицию.
Правильно экспонированный фотоснимок получается тогда, когда на светочувствительную матрицу попадает необходимое количество света - ни больше, ни меньше.
Вот два основных способа, которыми фотоаппарат может обеспечить это количество света:
| 1/500 | 1/250 | 1/125 | 1/60 | 1/30 | 1/15 |
Некоторые фотоаппараты позволяют установить очень длинную выдержку – более 30 секунд, при этом свет от объекта съёмки поступает на матрицу в течении этого длительного времени. Такой режим обычно называетсяBULB или просто B и иногда требует удерживать кнопку затвора нажатой в течении всего времени экспонирования.
| f/2.8 | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 |
Когда вы или ваш фотоаппарат устанавливаете меньшее значение диафрагмы (f/2.8), отверстие в прегородке большое и бóльшее количество света падает на матрицу (или фотоплёнку). И наоборот, при большом значении диафрагмы (f/16), отверстие в перегородке маленькое, значит, меньше света падает на матрицу.
При выборе значения диафрагмы следует помнить второе правило ГРИП - размер отверстия диафрагмы влияет на Глубину Резкости. Управление Глубиной резкости - это основное назначение диафрагмы, а экспозицией - "побочный эффект" :о). Поэтому всегда помните, что диафрагма - это глубина резкости, а уж потом -экспозиция! При такой логике, легко запомнить взаимосвязь цифр и размера диафрагмы- чем больше цифра в знаменателе обозначающем отверстие диафрагмы - тем больше ГРИП!
| f/2.8 | f/4 | f/5.6 | f/8 | f/11 | f/16 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[525x31] |
|||||
Предположим, электроника вашего фотоаппарата рассчитала, что в данных условиях освещения необходимо установить выдержку 1/60сек. при диафрагме f/8. Можете быть уверены, что когда вы нажмёте кнопку спуска затвора, свет от объекта съёмки будет освещать матрицу через отверстие диафрагмы размером f/8 в течении 1/60 секунды. Вот эти экспозиционные параметры:
| 1/60 |
| f/8 |
Не следует думать, что в реальности нужно устанавливать именно эти значения диафрагмы и выдержки :о)
Всё зависит от реальных условий съёмки, которые определяются в основном яркостью света, освещающего объект съёмки. В нашем примере эта яркость взята «с потолка», так как для понимания сути вопроса конкретные значения выдержки и диафрагмы не важны.
Итак, теперь вы знаете, что установить правильную экспозицию это значит подобрать выдержку и диафрагму в соответствии с конкретными условиями освещения.