[500x]
[показать]
Давненько я не тревожил Баха, но сегодня я на канале MEZZOпосмотрел праздничный концерт Игоря Ойстраха и Наталии Зерцаловой. Этот семейный дуэт отмечал полувековой юбилей совместных выступлений. Жаль я, плохо знаю французский язык, да и ведущая с такой скоростью говорила, что АКМ на её фоне – улитка. Были показаны хроникально-документальные ролики совместных выступлений Игоря Давидовича со своим отцом – великим Давидом Фёдоровичем. Показывали его искусство дирижирования огромным симфоническим оркестров Венской филармонии. В финале передачи, Игорь Давидович вместе со своей женой исполнил несколько сонат для скрипки и фортепиано И.С.Баха. И эти произведения так красиво легли мне на душу, что я рискнул потревожить покой Баха
Игорь Давидович Ойстрах (род.27 апреля 1931,Одесса) - российский скрипач, сын Давида Ойстраха. Народный артист СССР(1989). Учился у своего отца сначала ЦМШ, затем в Московской консерватории, которую окончил в 1955.Еще, будучи студентом, одержал победы на конкурсах в Будапеште(1949) и Познани (Конкурс Венявского 1952).После окончания аспирантуры (1958)был принят в штат Московской филармонии. С 1996 преподаёт в Брюссельской консерватории. Творческий почерк И.Ойстраха характеризуется интеллектуальным, расчётливым подходом к исполнению, реалистичностью интерпретаций. Выступал в дуэте со своим отцом, а также с оркестром под его управлением. Среди его записей-Второй скрипичный концерт Бартока, сонаты И.С.Баха для скрипки и клавесина ( вместе с женой Наталией Зерцаловой).
Не знаю, как восприняли родители Игоря Ойстраха объявление о женитьбе, но в его жизни это стало поворотным пунктом к полной самостоятельности не только человеческой, но и творческой, артистической.
Его женой, как уже говорилось выше, стала пианистка Наталия Зерцалова, обладавшая невероятной трудоспособностью и ответственностью за свою профессиональную карьеру. Выйдя замуж за Игоря Ойстраха в 1960 году, она стала его многолетним партнёром по ансамблю, который был отмечен не только критиками многих стран мира, но и дал, пожалуй, самый значительный в жизни обоих музыкантов творческий результат – запись десяти Сонат для фортепиано и скрипки Бетховена.
Как известно мерилом истинного музыканта-интерпретатора – дирижёра и пианиста – является именно исполнение Симфоний и Сонат Бетховена. Сочинений для скрипки, написанных Бетховеном не так много, как для фортепиано или симфонического оркестра, но исполнение скрипачом Концерта для скрипки Бетховена и его десяти Сонат – также мерило таланта исполнителя и его значения как музыканта-интерпретатора. Можно сказать, что почти, что наряду с Шестью Сонатами Баха для скрипки соло – «Библии скрипача».
История с дирижёром Отто Клемперером. Семейный архив
Как уже говорилось, Игорю Ойстраху выпала редкая удача – он был единственным советским скрипачом, выступившим с Концертом Бетховена с величайшим в ХХ веке интерпретатором музыки Бетховена – дирижёром Отто Клемперером.
И вот, спустя несколько лет Игорь Ойстрах и Наталия Зерцалова заканчивают записи всех десяти Сонат Бетховена. Когда Клемперер получил в подарок эти пластинки, он написал Игорю Ойстраху нижеследующее письмо:
Otto Klemperer July 24-th 1971
Switzerland
Dufourstr.104
8008 Zuerich
Дорогой Игорь Ойстрах,
Спасибо большое за ваш замечательный подарок. Я прослушал в эти дни с огромным вниманием следующие три Сонаты: в До-миноре, «Весеннюю» и «Крейцерову».
Я знаю, вы хотите «критики», – но её нет. Ваша интерпретация прекрасна и очень подлинна, и полностью убедительна для меня.
Я поздравляю вас и не менее вашу жену, которую я нахожу абсолютно равным партнёром.
Некоторое время назад я слушал исполнение 7-й Симфонии Бетховена, которое было таким плохим – всё слишком быстро, – что ваша запись была для меня хорошим лекарством.
Я надеюсь этим летом найти время прослушать все Сонаты. Я надеюсь видеть вас снова в скором времени.
Моя дочь и я шлём вам, вашей жене и вашим родителям наши самые тёплые пожелания. Ваш искренне! Клемперер.
Я сегодня, как и Клемперер, переслушал Крейцерову сонату и седьмую. Это божественное пиршество души
Попробуйте отдохнуть от всего того, что я вам насильно вливал в уши. Забудьте «индукцию и дедукцию», отведайте десертной музыкальной продукции.