Производители кухонь выделяют огромные средства на исследования, чтобы уловить едва приметные флюиды запросов потребителя либо предвосхитить его желания. Потом эти флюиды должны обрести вполне конкретные материальные формы. Но то ли при переходе энергии идей в форму материи слишком часто возникают погрешности, то ли потребитель в последнее время стал слишком разборчив и капризен, однако довольно часто случается, что новые кухонные модели, на которые производители возлагают большие надежды, почему-то не пользуются повышенным спросом у потребителя.
Конечно, сегодня предложения балуют спрос. Конечно, сегодня любой искатель кухонного шкафчика обласкан вниманием, как интурист в советское время. Какой же конь без крыльев ему еще нужен, этому современному потребителю?!
А может, дело вовсе не только в нем одном, в потребителе? Может быть, и сам производитель кое-чего не понимает в изменившейся действительности? Разберемся!
Здесь ерничанье не относительно отечественного производства. У итальянцев не лучше. На совет по новой модели, который проходит примерно по тому же сценарию, они приглашают вместо мелких воришек на наш манер крупных комбинаторов. Иначе говоря, на кухонное производство приглашается человек, совершенно далекий от кухни, но уже прославившийся, к примеру, в дизайне звездной пыли. Естественно, если дизайн межгалактического пространства перенести в дизайн конкретного кухонного пространства, то там появится много новых и свежих идей.
Потом, соответственно, мастера технологий согласуют фантазии с возможностями производства, в диалог вступают смежники - и пошло-поехало. Через девять месяцев непрерывных производственных усилий, глядишь, на свет появляется новая кухонная модель, в глянце или с матовой поверхностью. Модель везут на выставку или в соседний магазин. И вся фабрика, от директора до уборщицы, затаив дыхание, задает сама себе вопрос шекспировской значимости: пойдет или не пойдет? Тут уж, действительно, от одного бога зависит, если быть, то деньги пойдут, а если не быть, то денег не будет. Если модель пойдет, то правильно, что на кухню пригласили дизайнера по звездной пыли, а если модель не пойдет, то коллектив, можно сказать, попал под гипноз шарлатана и прогадал. Наперед не угадаешь, что истина, а что ложь. Главное, если одна идея становится истиной, то она одновременно не может быть ложью. И наоборот. Тут третьего, как говорится, не дано. Так повелось еще со времен Аристотеля. Чистые законы логики.
Поэтому, когда мы перечисляем предметы, составляющие интерьер конкретной кухни, предметы, выбранные нами сознательно для обихода в быту, мы не просто подчеркиваем своим выбором их истинность, мы противопоставляем их предметам не выбранным, оставленным в магазине, то есть вещам, ложным для нас. Как бы то ни было, принцип выбора потребителем любого товара, в том числе и кухни, покоится на том же принципе противоречия, который Аристотель поставил в основании мышления. Конкретный выбор есть истина, а конкретный не выбор - ложь, естественно, для конкретного человека.
Но поскольку всякое суждение является последовательностью слов, сообщающих, что либо нечто у тебя есть, либо нечто у тебя нет, и третьего, как говорится, не дано, то мы вынуждены не просто признать присутствующий вокруг нас интерьер единственно истинным и единственно реальным, но и согласиться с тем, что данная нам реальность является единственно заданной. То есть моментом выбора мы определяем свою истинность. Но вот какой вопрос волнует в этой связи. Сделав окончательный выбор, определив истинность своего мира и отторгнув напрочь другие предметы, другие миры, мы тем самым впадаем в материальную зависимость от вещей, в материальное ретроградство, и теряем свою ценность как потенциальные потребители.
Выбор совершается только в том случае, когда суждения становятся убеждениями, когда логика дополняется психологией, а разум проверяется чувствами. Разум имеет суждения, но он никогда не приступит к действию до тех пор, пока не получит одобрения чувствами. Изначально считалось, что разум является обобщением чувств. Возможно. Но разум заблудится в рамках истинного и ложного, пока не получит ободрения чувствами. Потому производители кухонной мебели в последнее время ориентируются на цвет. Ибо цвет больше, чем форма и материал, может воздействовать на чувства. Хотя на предмет нас выводит разум, но чувства оказываются последней инстанцией, принимающей решения в качестве выбора.
И снова о диалектике чувств. То есть мы хотим сказать о том, что современный мир изменяется так быстро, что чувствам, привыкшим ориентироваться на неизменные стабильные понятия, привыкшим без остановки генерировать это постоянство внутри сознания, оказывается не так-то просто продолжать постоянно сохранять в нашем сознании эту удобную для нас стабильность. Обратите внимание, что цвет и формы - именно то, что давало чувствам ориентиры стабильности в последние десятилетие, и это особенно заметно на новых кухнях, перестали быть «святыми коровами».
Мы не говорим уже о том, что цвет фасадов может изменяться на кухнях в наши дни до тысячи возможных вариантов. Это при том, что со школьного курса физики мы знаем, что цветов в действительности может быть всего семь, как у радуги. Производитель современной кухни может посмеяться над таким знанием, и тем более убеждением. У него на производстве только оттенков белого или черного может найтись по два-три десятка вариантов. Предлагаемые для кухни цвета сегодня уже не имеют строгих названий, способных вызывать внятные ассоциации. Они могут описываться сложносочиненными формулами слов, которые не дают возможности чувствам формировать понятные образы. Поэтому, не имея возможности передать с помощью слов предлагаемую или уже выбранную форму и цвет кухни, мы обычно говорим: это красиво, это необычно.
И речь идет не только о смешивании красок или скрещивании форм. Появились кухни, цвет которых уже не перемешивается, а причудливо перетекает или, напротив, контрастирует на фасаде кухонной мебели, как на полотне у художника. Это дает возможность говорить о красоте предметов не как о моде, ни как о каком-то признанном стиле, что было характерным еще вчера, а о красоте внешней как способности отражать красоту внутреннюю.
При таком богатстве возможностей и цветов, и форм, какие предлагают нам сегодня производители кухонь, делая свой конкретный выбор, потребитель уже не может спрятаться за какую-нибудь модную форму или популярный цвет, что он делал с успехом всего лишь несколько лет назад, согласовывая свой вкус всего лишь с поверхностным следованиям модным тенденциям.
Теперь, делая выбор на огромном поле возможностей, он действительно должен выбирать самостоятельно, обязательно проявляя при этом выборе и свою эрудицию, и свое знание моды, и настроения окружающих, близких ему людей. Иначе говоря, он должен проявить себя, используя любую подсказку как возможность открытия в себе второго фронта.
Производители кухонь, вероятно, первыми среди производителей мебели поняли, что сегодня любые создаваемые ими модели в лучшем случае могут считаться образцами, демонстрирующими свои возможности. Потому что потребители сегодня ищут уже не просто товары, а ищут возможности, заложенные в эти товары, которые в наибольшей степени будут отвечать внутренним потребностям самого человека. Речь даже не идет о красоте как суждении нравиться или не нравиться. Тут в представления о красоте включаются и функциональные возможности - мы покупаем кухню не за тем, чтобы любоваться ею, а затем, чтобы готовить на ней еду. Быстро или медленно - вот что главное! И в данном случае все красивости, которые могут предложить нам цвета и формы, идеальным образом должны согласоваться именно с нашими, а не другими представлениями, традициями готовки еды и ее потреблением. Впрочем, так же как и новоявленные функции.
Потребитель сегодня не нуждается в готовом окончательном варианте кухни, который предлагает ему новой моделью производитель, сконструировав его по своему образу и подобию, ориентируясь исключительно на свои представления о красоте и функциональности. Потребитель сейчас может и хочет дорабатывать модель для себя и под себя. Ему нужны только четкие правила доработки, возможности доработки. Поэтому на смену магазинам кухонь, где раньше торговали готовыми моделями, приходят кухни-студии, где собственно и производятся доработки предлагаемых моделей.
Теперь о правилах доработки. Новая модель сегодня, думается, в высшей степени будет востребованной только тогда, когда она сможет предоставлять современному потребителю максимум возможностей для индивидуального совершенствования. Как люди, примороженные к стилю и не осознающие себя вне стиля, мы даже индивидуальные свои запросы соизмеряем рамками стиля. И когда индивидуальная потребность выходит за рамки стиля либо вводит в эти рамки элементы другой стилистики, мы называем этот микс эклектикой. На самом же деле, эклектика - эго громко сказано. Ничего мы не смешиваем и ничего не кроим! Стиль, каким бы модным и экстравагантным он ни был, придерживаясь одной эстетической идеи, всегда определенно монотонен и даже скучен со временем. Время стилей ушло в прошлое. Сознанию сегодня не нужны посредники
С действительностью в виде определенных правил, норм, обязательств. Запрещение перестает быть этической нормой, потому что нормы при всей их положительной ограниченности все-таки очень сильно сдерживали и фантазии, и наши восприятия окружающей действительности. И то что мы сегодня ошибочно называем эклектикой, на самом деле является обычным мониторингом действительных свойств.
Не пользуясь никакими предварительными установками, по наитию, по ассоциациям, по фантазиям, сознание извлекает эти свойства из действительности по принципу случайных чисел и также случайно смешивает их, выстраивая новые порядки функционального дизайна. И мы не можем сказать, что человек, купивший кухню, уже нашел себя. На поле возможностей с бесконечными наборами случайных чисел не бывает окончательных находок. А бывает только вечный поиск! Поиск утраченного!