Isaac Luttichuys , Исаак Лютикуйс (1616- 1673) родился в Лондоне от голландских родителей.Вскоре семья переехала в Амстердам, где Исаак учился живописи вместе со старшим братом. Он начал свою карьеру в качестве художника, работая над натюрмортами в мастерской своего старшего брата Симона Luttichuys, но вскоре обратился к портретной живописи.Его ранние работы показывают влияние портретиста Дирк ван Santvoort (1610 - 1680), также в них можно рассмотреть намёк на Рембрандта, но затем, после падения популярности последнего Исаак перешел к стилю Антониса ван Дейка, а после 1638г. заимствовал стиль Варфоломея ван дер Helst. Он женился в Амстердаме 3 апреля 1643 года на Элизабет Адольф Winck . В ранний период своего творческого пути Luttichuys уже создает образы хорошо обеспеченных горожан.Почти нет сведений об этом художнике, но искусствоведы пишут, что его лучшие портреты были созданы им в возрасте 22-24 лет, это был пик его популярности.Он работал и жил в Амстердаме с 1636г. до своей смерти.Умер в 1673 г. в Амстердаме и был похоронен 6 марта 1673г.Считают его учеником художника Pieter Nason (ca. 1612, Amsterdam - 1688/90 The Hague).Работы художника находятся в музеях Амстердама, во многих частных коллекциях и по-прежнему, высоко ценятся на арт-рынке.
Портрет стоящей молодой женщины с пером страуса в левой руке.1656.
Прекрасным портретом молодой женщины начинаю это повествование о художнике.Но, надо сказать, несмотря на призвание писать портреты, Исаак начинал в живописи, как и его брат, с натюрмортов и работал он в мастерской своего старшего брата долгое время.К сожалению, до нас дошло очень мало работ художника в этом жанре, как и сведений о нем вообще.Вот этот натюрморт является спорной работой по авторству: некоторые исследователи приписывают его старшему брату, но большинство источников указывает на авторство Исаака:
Натюрморт со стеклянным бокалом (рёмером) с вином на ножке в виде извивающейся змеи и булочек. 1650-1660.
Натюрморт со стеклянным бокалом (рёмером) с вином на ножке в виде извивающейся змеи и булочек. (деталь).
Этот натюрморт считается "натюрмортом духовенства".Здесь евхаристический символ в углу каменной ниши - бокал являет голландско-кальвинистскую разновидность богословской парадигмы в отличие от фламандско-католической, где бокал в нише обычно увит богато плодами, гирляндами цветов, колосьями.Исаак показывает здесь новое искусство в эстетически тонком отражении света и цвета вина через прозрачное стекло.Стеклянные, хрустальные сосуды воспринимались как нечто хрупкое, неверное, готовое вот-вот разбиться. Вино, особенно недопитое, могло символизировать и не до конца прожитую жизнь, и остаток бесполезной роскоши. Необычна и многословна ножка бокала- в виде изивающейся змеи.Пожалуй, это очень редкий и искусный вид бокала, голландского ремера.
Натюрморт со стеклянным рёмером, апельсином, виноградом и буханкой хлеба на антаблементе (на станине).
Возникновение и развитие жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно и чинно: хлеб, бокал вина, нож - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее....
А вот и серия портретов, основного жанра художника:
Портрет мужчины в черном полупальто с белым воротником и манжетами.
Портрет джентльмена по имени DIRK VAN COLLEN .
Портрет мужчины с накидкой и в шляпе.
Поясной портрет JAN HENDRIK LESTEVENON .
Портрет ESTHER DE BARY с веером.
Портрет молодой женщины, держащей веер.
Портрет сидящего джентльмена с письмом.
Портрет женщины в черном платье с белым воротником и манжетами на фоне красного занавеса, держащей веер.
Портрет урожденной NÉE SPIEGEL (1635-1662), в красном шелковом платье, в жемчугах и с пером страуса.
Портрет джентльмена в черном с парой перчаток.
Портрет мужчины в черном полупальто, держащего перчатки.
Портрет мужчины.(Возможно , это доктор Johannes Crucius).
Портрет молодой леди.
Портрет юного мальчика.
Портрет юного мальчика. Дерево, масло. 1640
Прекрасный диагональный портрет юного мальчика в берете очень ценится искусствоведами, это редкий жанр портрета, световые решения очень правильны в данном случае.Этот превосходный проникновенный портрет иллюстрирует способность художника показать характер персонажа в поясном портрете. В центре внимания нашей картины восхитительный юный мальчик. Хотя у нас нет биографической информации о нем, мы сталкиваемся с оживленным умным лицом, что очаровательно привлекает зрителя. Этот поразительный портрет представлен в три четверти, написан на нейтральном фоне. Краски на заднем плане тонко применены таким образом, что основные землистые цвета как бы прозрачны, сквозят, чтобы добавить текстуру и глубину.Голова наклоняется в сторону, поддерживая смещенный вес туловища на левом предплечье, это создает сильный диагональный элемент в композиции.Диагональный элемент в картине также подчеркивается шляпой или беретом мальчика, который сдвинут вниз на сторону. Ловкость и мастерство художника с деликатным и тонким затенением проявляется в этом портрете. Фигура является из темного фона, свет, падающий на лицо с левой стороны выявляет нежные, еще не юношеские черты и широкую улыбку, которая также играет в его глазах. Свет, падающий на мальчика освещает голову, но держит тело в тени. Только несколько вспышек темно-синего материала подчеркивают сдержанную палитру монохроматического пиджака и фона. Темный воротник, дублируя цвета шляпы, написан широкими, свободными мазками. Это ведет взгляд зрителя к лицу и подчеркивает тонкость и виртуозность мазков, которыми написаны его черты.
Портрет дамы в черном платье и кружевном воротнике.(1665)
Портрет раввина Jacob ben Aaron Sasportas.
1.Портрет мужчины с копьем. Он представляет, как если бы он был охотником. То, что он носит пышные рукава свидетельствует об обратном.
2. Портрет женщины с розой. Luttichuys показывает женщину, держащую за край её атласный платок, как бы привлекая внимание своей грациозностью. Внимание привлечено к вышивке на лифе, украшенном драгоценными камнями, и кружевному воротнику.
Портрет Andries Rijckaert (1636-1716). 1666 (Молодой джентльмен из знатного рода купцов, торгующих шелком)
Портрет сестры Andries Rijckaert - Susanna Rijckaert (born 1635).
Портреты брата и сестры Rijckaert являются прекрасными примерами "портрета общества" в творчестве Isaack Luttichuys и теперь мы имеем редкую честь быть в состоянии проследить их происхождение. Сусанна изображается сидящей перед синим занавесом, её левая рука покоится на красной ткани, свисающей с каменной балюстрады. Она одета в модное, но сдержанное черно-белое платье с очень широкими, пышными рукавами и двухслойным воротником, который охватывает ее за плечи. Ее волосы в завитках, увенчаны маленькой черной шапочкой (tipmuts). Она носит двойную нитку жемчуга вокруг шеи, жемчужные браслеты, кольца на пальцах, украшенную драгоценными камнями заколку в ее волосах и серьги в виде капли. Элегантным жестом своей правой руки она прикасается пальцами к красивый броши, приколотой к ее груди. У нее голубые глаза и бледная, нежная кожа. Её брат выступает лицом к зрителю, положив руку на бедро, другую сунув в свой коричневый камзол, рукав которого закатан, чтобы показать объемные и прозрачные рукава белой рубашкеи. Он с лихими усами, в длинном коричневом парике и широком bib-фронтмене из белого батиста, отделанного кружевами.Вокруг запястья пурпурная лента , петли -ленты цвета лаванды, или galants, украшают верх штанов. Этот экстравагантный наряд явно был в 1660-х г. и отражал высоту французской моды. Он передает атмосферу непринужденной элегантности.Сусанна и Анри Rijckaert были детьми Йоханнес Rijckaert (1609-1679) и Корнелия Merchijs (1614-1694) и внуками Питера Merchijs (1582 - до 1628), купца из Амстердама. Мало что известно о жизни натурщиков : Сусанна была дважды замужем, а Анри остался холостым.Портреты Isaack Luttichuys похоже, были сделаны в основном из богатого бюргерского класса Амстердама, но он также иногда изображал ученых и издателей.
Групповой портрет семьи Kuysten.
Источники 1 и 2 ч. поста:
http://biblogotheque.wordpress.com/tag/petite-histoire-de-lart/page/3/
http://www.artcyclopedia.com/artists/luttichuys_simon.html
http://www.artfinder.com/artist/isaac-luttichuys/works/
http://www.terminartors.com/artistprofile/Luttichuys_Simon
http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=009586
http://www.alazraki.com/factpages/luttichuys.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Isaack_Luttichuys
http://www.nationalgalleries.org/visit/gallery/room-displays/dutch-masters-of-still-life