Якоб Филипп Хаккерт родился в 1737 году в Пренцлау, в небольшом немецком графстве Бранденбург, в семье портретиста Филиппа Хаккерта. После завершения образования в Берлинской Академии, где художник проявил особое мастерство в жанре пейзажной живописи, молодой Хаккерт исколесил всю Европу. Лёгкий на подъем, он успевал получать работу у самых щедрых и влиятельных заказчиков той эпохи.
С 1762 года жил в Померании. Затем, с 1765 по 1766 в Париже и Нормандии. Много путешествовал по Италии. С 1782 года работал в Неаполе в качестве придворного художника Фердинанда IV, и имел мастерскую в королевском дворце в Казерте. В 1799 работал в Пизе и Флоренции. А с 1800 года поселился близ Флоренции, в Сан ди Кареджо, где и скончался в 1807 году.
Я.-Ф.Хаккерт в своей мастерской (портрет работы Августо Никодемо, 1797)
[450x599]
Художник был лично знаком и дружен с Гёте, написавшем о Хаккерте в 1804 году, уже после его смерти, биографический очерк. Для большинства наших современников живопись и графические работы Хаккерта малоизвестны. Однако, в конце XVIII века он был весьма востребованным мастером.
Когда русской императрице в 1770 г. понадобился придворный живописец для создания серии картин, прославляющих победу русского флота над турецким под крепостью Чесма, Екатерине II был рекомендован немецкий художник Хаккерт. Стремясь к документально точному воспроизведению кораблей русской эскадры и флагманов турецкого флота, художник выезжал на базу российского флота в Ливорно в 1770. Построение пейзажного пространства в картинах серии достаточно однообразно - корабли русских и турецких эскадр изображены на фоне гористой волнообразной линии берега. Картины этой серии можно и сейчас видеть в Чесменском зале Большого дворца в Петергофе, а также в Эрмитаже и Гатчинском дворце.
Выполнение этого большого заказа сделало художника европейской знаменитостью. После визита в Рим наследника российского престола Павла Петровича с супругой, Хаккерт не только регулярно исполнял заказы великокняжеской четы, но и изрядно пополнил художественные собрания лучших представителей русской аристократии: князя Н.Б. Юсупова, графа А.С. Строганова, графа С.Р. Воронцова, князья Д.М.Голицына.
Однако самый плодотворный этап в творчестве художника связан с периодом начала 80-х -конца 90-х годов XVIII века, когда Хаккерт жил и работал в Неаполе, в качестве придворного художника Фердинанда IV. Примерно в 1788 г. Хаккерт получил официальный королевский заказ на создание серии картин для дворца в Казерте с видами морских портов Королевства Обеих Сицилий. В 1790 г. Хаккерт предпринял специальную экспедицию по побережью Калабрии и Сицилии. Результатом этой бурной деятельности стало двадцать монументальных полотен с видами главных портов Неаполитанского королевства, а также огромное количество предварительных эскизов и зарисовок.
Последние годы жизни художник провел в Тоскане, именно поэтому в творчестве Хаккерта так много итальянских пейзажей.
Живопись Хаккерта интересна еще и тем, что она отличается топографической точностью, верностью натуре. Это, своего рода, возможность современному зрителю посетить различные уголки Италии конца XVIII века, пребывая в веке XXI.
Итальянский ландшафт. 1787
[500x375]
Полотно из серии «Порты Королевства Обеих Сицилий», хранящейся в Королевском дворце в Казерте, Италия
[505x375]
Вид острова Капри. 1792. Казерта, Художественные собрания
[540x417]
Полотно из серии «Порты Королевства Обеих Сицилий», хранящейся в Королевском дворце в Казерте, Италия
[600x387]
Храм Геркулеса в Кори. 1775, частное собрание
[543x414]
Парковый ландшафт (бассейн Венеры с золотыми рыбками в Берлинском зоопарке) 1761. Германия, Берлин
[700x562]
Blick auf Mulina im Tal von La Cava und den Monte Liberatore. 1804
[680x570]
Arkadische Landschaft, um 1805 - ausgestellt in Schloss Friedrichsfelde (Standort des Stadtmuseums Berlin)
[700x525]
Пейзаж со стадом возле реки. 1787
[600x450]
Сбор винограда близ Сорренто. 1784
[700x541]
Вид Катании и Этны 1778 г. Государственный Музей-заповедник Царское Село
[700x480]
Вид Казерты. 1784. Санкт-Петербург, Эрмитаж
[700x539]
Вид на Альбано и замок Гандольфо. 1800. Дюссельдорф, Музей искусств
[700x515]
Вид на виллу Мецената и водопады в Тиволи. 1783. Санкт-Петербург, Эрмитаж
[700x503]
Вид на развалины в Помпеях. 1799
[700x496]
Вид на собор Святого Петра от моста Мильвио. 1777. Франкфурт-на-Майне
[700x559]
Вид на театр в Помпеях. 1793, гуашь. Германия, Веймар
[700x481]
Водопад в Терни. 1779
[482x600]
Геркуланум. Ворота в Помпеи. 1794. гуашь.Музей der bildenden Künste, Лейпциг
[700x484]
Извержение Везувия. 1779
[700x525]
Извержение Везувия в 1774 году
[700x557]
Итальянский вид. 1778. частное собрание
[700x497]
Ландшафт с мотивами Английского сада в Казерте. 1797. частное собрание
[700x492]
Итальянский пейзаж 1786
[700x521]
Мост в Пизе. 1799. Гре́йфсваль, Передняя Померания, Германия
[700x469]
Пейзаж с дворцом в Казерте и Везувием. 1793. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
[700x490]
Озеро Аверно. 1794. гуашь. Новая пинакотека, Мюнхен
[700x486]
Пейзаж с отдыхающим пастухом. 1776. частное собрание
[700x516]
Речной ландшафт с влюбленной парой. 1765-1767. частное собрание
[672x407]
Сицилийский пейзаж с руинами 1778. Санкт-Петербург. Эрмитаж
[700x509]
Тиволийские водопады. 1783. Санкт-Петербург, Эрмитаж
[700x495]
Фейерверк над замком Святого Ангела в Риме. 1775. гуашь. Веймар, Германия
[700x545]
Франсуа-Ксавье Фабре (1766-1837). Портрет Я.-Ф.Хаккерта 1807. Рим, Дом-музей Гёте
[495x599]
Литература о художнике: Семенович Н. Н. Картина Якоба Филиппа Хаккерта "Гибель турецкого флота в Чесменском бою" ("Сожженный флот") // Сообщения Государственного Эрмитажа. 1984. Вып. 49; Никулин Н. Н. Якоб Филипп Хаккерт. Эскизы к Чесменской серии картин в Петергофе // Проблемы развития зарубежного искусства. СПб., 1994; каталог выставки "Я.Ф.Хаккерт. Европейский пейзажист эпохи Гёте" (Германия, 2008-2009, на немецком языке).