• Авторизация


Магия по-деревенски 19-03-2014 15:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщение

Магия по-деревенски
 

[показать]

[показать]Отправляясь в фольклорную экспедицию, мы надеялись записать старинные русские песни, малоизвестные легенды и сказания, а если повезет — стать свидетелями коллективного обряда.

Сейчас это большая редкость, но, говорят, в некоторых селениях люди до сих пор всем миром обращаются к Высшим силам с просьбой защитить их от зла, подарить дождь, солнце, богатый урожай или же прогнать болезни. 

Но мы и представить не могли, что всего в шестистах километрах от Москвы увидим самые настоящие чудеса.

ОХОТА НА ВЕДЬМ

Наверняка вы не раз слышали о некой деревенской магии. Как по-вашему, что включает в себя это понятие? И чем магия деревенская отличается от городской? Впрочем, словосочетание «городская магия» практически не употребляется.

Но в конце XIX столетия возникло весьма своеобразное явление — магия салонная. Европейская, а вслед за ней и российская элита всерьез заинтересовалась миром непознанного. Набирали популярность хиромантия и астрология, гадание на картах (особенно на Таро), спиритизм.

А народное целительство, ворожбу и прочие исконные знания и умения окрестили магией деревенской. Травяные отвары или снятие сглаза при помощи вареного яйца вряд ли могли заинтересовать скучающих интеллектуалов.

Да и сельская знахарка во всей своей красе явно не вписывалась в изысканный антураж модных салонов. Хотя и сами деревенские колдуны, и целители не стремились работать на потеху столичной публики. У них в то время своих забот хватало.

А вот после 1917 года ведунам и ворожеям пришлось затаиться: новая власть не жаловала чудеса и прочую «бесовщину», а любой, кто был замечен в «колдовстве» (включая изготовление лечебных настоек или чтение заговоров от зубной боли), моментально объявлялся шарлатаном — и это в самом благоприятном случае. В результате за последние сто лет многие сакральные знания были утрачены.

Но, к счастью, далеко не все. Ведь то, что существует не одно тысячелетие, невозможно уничтожить. Потому что магия древних славян — это не книжки, не карты или хрустальные шары. Она не на бумаге и даже не в предметах силы (разве что отчасти). Она — в голове.

Кстати, чуть больше тысячи лет назад славянские колдуны и знахари уже переживали нелегкие времена. Как вы догадываетесь, я говорю о крещении Руси. По замыслу новых идеологов языческое наследие должно было кануть в Лету. Однако этого не произошло. Люди приняли христианство, но не забыли древних богов.

И до сих пор в обрядах и ритуалах деревенской магии звучат обращения к Велесу, Мокоши, Перуну. А также к Богородице и Николаю Чудотворцу. Возможно, кому-то это покажется странным или даже кощунственным, но деревенские маги ничего противоестественного здесь не видят, и христианские образы и символы вполне гармонично сочетаются у них с языческими оберегами и заклинаниями.

КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ВОЛШЕБНОЙ

Вокруг деревенской магии сложилось немало мифов. Мне, например, не раз приходилось слышать, будто научиться исцелять народными методами, а также овладеть «азами колдовства» способен каждый.

И особыми дарованиями обладать для этого необязательно: достаточно прочесть соответствующую литературу, немного попрактиковаться под присмотром опытной ведьмы или знахарки — и, пожалуйста, получай сертификат.

Встречается и прямо противоположная точка зрения: дескать, сельские колдуны и целители передают свои знания, а главное — силу исключительно по наследству.

[показать]

Причем многие всерьез думают, что учиться детям и внукам сельских колдунов совсем необязательно, поскольку со своим даром деревенские мири и ведьмы расстаются исключительно перед смертью. Им достаточно подержать человека за руку — и тот станет новым волшебником.

В идеале, конечно, преемником должен быть кровный родственник, но, если такого поблизости не окажется, придется делиться сакральными знаниями с первым встречным. Версии, безусловно, интересные, однако истина, как всегда, где-то посередине.

Во-первых, давайте разберемся со сверхспособностями.

Идея о том, что на селе каждый сам себе волшебник, не так уж бессмысленна. Когда-то давно наши предки действительно не разделяли магию и обыденность.

Практически каждая женщина умела готовить целебные настои и отвары, знала несколько заговоров от болезней и несчастий, некоторые делали талисманы и обереги, готовили любовные зелья, могли очистить дом от злых духов и заговорить скотину на здоровье и приплод.

А если в селе случалась беда, проводили коллективные обряды. И они работали! Что в общем-то вполне объяснимо даже с современной точки зрения.

Представьте: десятки, а то и сотни людей хотят одного: чтобы пролился дождь, закончилась засуха, ушла эпидемия. Коллективное желание подкрепляется особыми танцами и песнями-заклинаниями, иногда жертвами богам, а главное — общей мечтой. Такой мощный энергетический импульс просто обязан попасть в цель (как чаще всего и происходило).

И естественно, ни один обряд не обходился без участия местных ведуна или ворожеи: именно они направляли стихийную коллективную энергию в строго определенное русло, являлись своего рода гарантом удачного волшебства.

Естественно, к ним обращались и с личными просьбами. Да, с нашей точки зрения, в древности каждый был немного магом.

Однако «бытовой волшбе» никто не придавал особого значения. И если люди сами не справлялись со своими проблемами, они точно знали: местный колдун, знахарь, ведьма или ворожея непременно помогут. Чаще всего в деревнях магией занимались женщины, что, кстати, нашло отражение в фольклоре.

Вспомните известные с детства образы Бабы-яги и Василисы Премудрой.

Первая — самая настоящая старая ведьма. Конечно, ее все боялись, однако в могуществе колдуньи никто не сомневался.

Второй персонаж более симпатичный. Василиса Премудрая мила, красива, на, а главное — обладает сакральными знаниями, которые даже в древности были доступны далеко не всем.

В ГОСТЯХ У СКАЗКИ

Тетя Леля совсем не похожа на Бабу-ягу. Правда, на Василису Премудрую тоже. И жилище ее ничуть не напоминает ни волшебный дворец, ни избушку на курьих ножках. Скорее пряничный домик из западных сказок: маленький, аккуратный, очень светлый (сразу видно, что недавно побелен). На фоне деревянных, изредка кирпичных домов он смотрится белым пятном: словом, не перепутаешь. Нам открыла хозяйка — очень симпатичная, приятная женщина.

Мы все гадали, сколько ей лет: 35 или все 50? Синие бездонные глаза, веселые лучики морщинок, но в остальном идеально чистое и гладкое лицо. Естественно, о возрасте мы спрашивать не стали. А когда поинтересовались ее полным именем, она лишь повторила: «Тетя Леля». Кто же она: Ольга, Елена или же просто Леля, как славянская богиня весны?

Познакомила нас Надежда — женщина, которая шьет народные костюмы и знает много старинных песен: именно с ней мы и планировали встретиться с самого начала.

Но, как это часто бывает, разговорились «за жизнь». И Надежда призналась, что есть у них в селе некая тетя Леля — настоящая кудесница: и лечит, и в любви помогает, и мир в семье наладить может.

Пять лет назад Надежда привела к ней своего сына. И тетя Леля, представьте, сумела изгнать из него «бесов»! Только не пугайтесь.

[показать]

Бесы тут, конечно, ни при чем. Мальчишка рос слишком импульсивным, не мог усидеть на месте, часто плакал, порой закатывал истерики.

Думаю, в Москве ему бы поставили какой-нибудь модный диагноз: «гиперактивность», «невроз», «дисгармоничное развитие личности» или что-то еще. Но тетя Леля сказала: «Бесы».

Ну пусть будет так. Главное же результат, правильно? А результат был налицо уже недели через две.

Тетя Леля искупала ребенка в ванной с какими-то травами, дала матери особый отвар, сшила мальчику льняную рубашку, в которой он должен был спать, пока не вырастет из нее, прочитала заговор и отправила с миром.

И, по словам Надежды, очень скоро парнишка изменился. Пай-мальчиком, правда, не стал, но от его истерик и слез остались лишь воспоминания. Чудо? Целительство? Ворожба? Да какая разница, если это работает.

Первым делом мы спросили, кто научил тетю Лелю колдовать.

— Ворожить, — поправила она. — Дар передал мне отец. Он был известным в округе травником, целителем, но немногие знали, что мой папа способен и беду отвести, и порчу снять, и дом от злых духов защитить. Он, правда, никому о своих способностях не рассказывал. Но считал, что, если человек узнал об этой стороне его дара и обратился за помощью, значит, помогать нужно.

— Сына у него не было, — продолжала тетя Леля, — о том, что когда-то родится внук, он знал всегда. Но также знал, что сам не доживет до этого момента, потому и стал учить меня.

И правильно сделал. Думаю, со мной согласятся все, кто знает тетю Лелю. Говорят, что ее конек — любовная магия. Но, как выяснилось, приворотами тетя Леля не занимается.

— А зачем? Вот если муж стал на сторону глядеть или девочка в невестах засиделась, тут я помогу с удовольствием.

Впрочем, о чем это мы? У тети Лели на стене старинная икона: могли бы и догадаться, что привороты, присушки, порчи не ее «специальность».

На прощание мне подарили амулет от незразделенной любви: мешочек с травами, на котором нашито сердечко из плотной красной ткани. Тетя Леля сказала, что, если я кого-то полюблю, чувство будет взаимным. И предупредила, что этот талисман не позволит мне тратить жизнь на пустые развлечения, поможет сберечь сердце для того самого, единственного. Что ж, я не против.

МАГ И ЗАЩИТНИК

Говорят, сегодня найти колдуна очень сложно. Их и раньше было немного, а теперь и подавно. Но нам повезло. Местные сказали, что в одном из соседних селений живет самый настоящий колдун.

Забегая вперед, скажу, что имени своего он просил в статье не упоминать. Имя, кстати, вполне обыкновенное, однако знакомые быстро сообразят, о ком речь, а мужчина этого не хотел.

[показать]

О нем ходили разные слухи. Многие называли его «темным», уверяли, что он способен и порчу навести, и здоровья лишить — в общем, люди его явно побаивались. Но, как оказалось, зря.

Наш собеседник никак не вписывался в образ злодея. Да и не был таковым.

— Порча порче рознь, — объясняет колдун. — Я занимаюсь защитой. Просто иногда лучшая защита — это нападение.

Он рассказал, что раньше, еще в дохристианскую эпоху, порчу наводили исключительно на врагов — речь не о личных неприятелях, а о захватчиках, которые покушались на чужие территории.

Древние ведуны могли заговорить целую армию — наслать болезни, мор, голод. На войне, как известно, все средства хороши. Потом жизнь стала спокойнее, и подобные умения стали использовать для персональной защиты.

— Неужели недостаточно обычных оберегов? — удивились мы.

— Иногда недостаточно. Если человек, который желает вам зла, слишком силен или же сам владеет магией, остановить его можно только жесткими методами. Клин клином, как говорится. Это не порча в прямом смысле слова. С врагом не случится ничего дурного, пока он сам не попытается причинить вам вред. Исцеление любовью, знаете ли, подходит не всем.

Колдун улыбнулся. Кажется, он прекрасно знал, что мы недавно побывали у тети Лели. Видимо, от деревенского мага ничего не утаишь. Но почему-то меня это не испугало. Наоборот, появилось ощущение защищенности и уверенность, что все будет в порядке.

Ирина ЗАПОЛЬСКАЯ

источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
макошь311 19-03-2014-17:09 удалить
благодарю за цитирование...


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Магия по-деревенски | Stasya33 - Дневник Stasya33 | Лента друзей Stasya33 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»