[200x279]
Великая французская певица и шансонье Эдит Пиаф (настоящие имя Эдит Джованна Гассион) родилась в Париже 19 декабря 1915 года в артистической семье. Её матерью была неудачливая актриса Анита Майяр, а отец Эдит Луи Гассион зарабатывал себе на хлеб ремеслом уличного акробата. В 1917 году после развода с женой Луи Гассион отправил дочь на воспитание к своей матери в Нормандию, в Берней. До восьми лет Эдит ходила в школу, окружённая заботами любящей бабушки, но потом отец забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях - отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Когда Эдит исполнилось пятнадцать лет, она познакомилась со своей младшей сестрой по отцу Симоной и забрала её к себе, а когда это не понравилось отцу - ушла из дома.
С тех пор Эдит зарабатывала пением на улице, пока её не взяли в кабаре "Жуан-ле-Пен". Когда Эдит исполнилось двадцать два года её заметил Луи Лепле, владелец кабаре "Жернис" на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе. Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашел для Эдит имя - Пиаф (на парижском арго это "воробышек"). В "Жернисе" на афишах её имя было напечатано как "Малышка Пиаф", и успех первых же выступлений был огромным. Луи Лепле объяснил Эдит, что у актрисы должен быть собственный репертуар, и композитор Жак Буржа написал первые песни специально для Эдит - "Слова без истории" и "Старьевщик".
После трагической гибели Луи Лепле в жизнь Эдит вошёл поэт Реймон Ассо, которому во многом принадлежит заслуга появления на свет "Великой Эдит Пиаф". Он начал учить Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему, чего ей не хватало: как вести себя за столом, на приёме, в компании, как поддержать приятную беседу, как одеваться и тому подобным вещам.
[198x275]
Реймон Ассо начал создавать "стиль Пиаф", отталкиваясь исключительно от индивидуальности Эдит, писал песни, подходящие только ей - "Париж-Средиземноморье", "Она жила на улице Пигаль", "Мой легионер", "Вымпел для легиона". Музыку к этим песням написала композитор Маргарит Моно. Ассо добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле "АВС" на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Перед выступлением в этом мюзик-холле, Ассо сказал Эдит, что "Малютка Пиаф" не будет смотреться на роскошной афише "АВС", это имя больше подходит для кабаре. С тех про Эдит выступала под именем "Эдит Пиаф". Успех в "АВС" заставил прессу написать о Эдит: "Вчера на сцене "АВС" во Франции родилась великая певица."
С началом Второй мировой войны Эдит познакомилась со знаменитым французским поэтом, драматургом и режиссером Жаном Кокто. Он был первым человеком, имеющим весомый авторитет в мире искусства, который сказал: "мадам Эдит Пиаф гениальна". Жан Кокто, настаивал на том, что Эдит обладает удивительным даром драматической актрисы, и предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения "Равнодушный красавец". Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезон 1940 года.
Игра Эдит производила такое впечатление, что Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм "Монмартр на Сене", в котором Эдит получила главную роль. Во время съёмок фильма "Монмартр на Сене" Эдит познакомилась с Анри Конте, журналистом, который искренне восхищался её талантом, много писал о ней. Он написал некоторые из лучших песен Эдит: "Свадьба", "Господин Сен-Пьер", "Сердечная история", "Падам... Падам...", "Браво, клоун!". В том же году молодой композитор Мишель Эмер продемонстрировал Эдит свою песню, которая вошла в её репертуар и стала фантастически популярна - песню "Аккордеонист". В дальнейшем Эдит много сотрудничала с Эмером, он написал для нее "Господин Ленобль", "Что ты сделала с Джоном?", "Праздник продолжается", "Заигранная пластинка", "По ту сторону улицы".
[198x266] Она помогала найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, ансамблю "Компаньон де ла Шансон", Эдди Константену, Шарлю Азнавуру.
В послевоенные годы Эдит много гастролировала по миру - для неё это был период небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители городских предместий и утонченные ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. В 1952 году певица попала подряд в две автокатастрофы. Чтобы облегчить страдания, врачи кололи ей морфий, и она попала в наркотическую зависимость. После долгого лечения ей с трудом, но удалось выкарабкаться из этой пропасти. Лечащий врач тогда признался: "Вы - моя первая победа, до вас мне не удавалось вылечить до конца никого. У Вас колоссальная сила воли!".
В 1958 году Эдит начала выступать в концертном зале "Олимпия" - успех был фантастический. В том же году началось её одиннадцатимесячное турне по Америке, а затем очередные выступления в "Олимпии", турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. В 1961 году, в возрасте 46 лет Эдит узнала, что неизлечимо больна. А 18 марта 1963 года Эдит пела на сцене в последний раз в жизни. Зал, стоя, устроил ей пятиминутную овацию.
Скончалась певица 11 октября 1963 года в Париже. Её похоронили на кладбище Пер-Лашез. Ватикан запретил отпевать "женщину, столь мало уважавшую законы церкви", но епископ Парижский преклонил колени у её могилы как частное лицо. На кладбище собралось более 40 тысяч человек, многие не скрывали своих слёз, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.
Эдит Пиаф ушла, но не растворилась во времени. Поскольку то, что составляло её жизнь - любовь, боль, гнев, радость, песня - остаётся вне времени. Пиаф осталась жива; она будет жить, пока будут звучать ее песни.