
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР Олег Леонидович Лундстрем родился 2 апреля 1916 года в семье преподавателя Читинской гимназии Леонида Францевича Лундстрема и его жены Галины Петровны. В 1921 году семья переезжает в город Харбин, куда отца Олега пригласили на работу на КВЖД сначала преподавателем физики в среднюю школу, а позже - лектором Харбинского Политехнического института. В Харбине, после окончания учебы в коммерческом училище, Олег поступил в Политехнический институт и параллельно в музыкальный техникум, который окончил по классу скрипки в 1935 году. Время начала 30-х годов было отмечено молодежью поголовным увлечением новыми танцами - фокстротом и, соответственно, новой музыкой - джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно, подбирая репертуар для очередной вечеринки, он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время за пределами США и Европы оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась "Дорогой старый юг" (Dear Old Southland). Она ошеломила Олега, и он сразу понял, что это не только музыка для ног, но нечто большее. Такое же неизгладимое впечатление она произвела и на его друзей, молодых музыкантов. Таким же образом они напали на след Луи Армстронга, и с этого момента началось увлечение джазом. Понемногу музицировали, начали играть на танцах. А Олег пытливо изучал звучание оркестра и начал по слуху аранжировать и воспроизводить пьесы с пластинок.
[329x220]
Через два года, Олег Лундстрем, со своими друзьями единомышленниками создаёт джазовый оркестр, в котором по всеобщему голосованию он становится руководителем. Тогда оркестр состоял всего из девяти музыкантов: две трубы ( одна из них - Алексей Котяков), два альт-саксофона, тенор саксофон ( любимый инструмент брата Олега Игоря Лундстрема), тромбон, банджо с контрабасом, на которых играл Александр Гравис, барабаны и фортепиано Олега Лундстрема.
В Харбине в 1935 году они завоевали необычайную популярность. Поначалу, музыканты просто «подхалтуривали» на вечеринках, балах и танцевальных вечерах, и лишь затем их начали транслировать по радио, где их оркестр объявляли как «Зелёный крокодил».
Однако через какое-то время многим русским семьям пришлось покинуть Китай из-за серьезных политических изменений. Олегу Лундстрему удаётся во время поездки в Шанхай договориться о первой постоянной работе коллектива в местном отеле «Янцзы», что позволило всему оркестру перебраться в один из самых больших городов Китая.
Известность в городе появилась довольно быстро и после работы в «Янцзы» оркестр приходит в болл-рум «Мажестик», который впоследствии становится элитарным болл-румом «Парамаунт», что и стало абсолютной вершиной популярности. Оркестр выезжает на летние сезоны 1937 и 1940 годов в небольшой курортный городок Циндао. К тому времени оркестр объединяет уже 11 музыкантов. В голове Олега Лундстрема бродит идея исполнения русских песен в джазовой обработке. Он делает пробные аранжировки популярных песен И. Дунаевского «Песня о капитане», А. Вертинского «Чужие города», М. Блантера «Катюша» и все они тут же становятся весьма успешными. К оркестру присоединяются ещё 3 человека, а мастеров импровизации Алексея Костякова, Игоря Лундстрема и Александра Грависа выдвигают в ряд лучших джазмэнов города. Выступление оркестра сопровождает танцевальное шоу , в котором принимали участие сёстры Андерсон, а солисткой, исполнявшей вокальные партии была красивая Нина Кэллан. В Шанхае оркестр Олега Лундстрема становится одним из лучших музыкальных коллективов. Недаром пресса назвала Олега Лундстрема- «Король джаза Дальнего Востока».
В послевоенные годы популярность биг-бэнда только растёт. Коллектив выступает в городском театре «Лайсеум», в Советском клубе и «Карлтоне». К тому времени биг-бэнд состоит уже из 19 музыкантов. По окончании второй Мировой Войны в театре «Лансеум» проходил праздничный концерт, посвящённый этому великому событию. Специально для этого концерта Олег Лундстрем написал свое самое первое самостоятельное музыкальное произведение - «Интерлюдию», в котором он использовал интонации Рахманинова. Потом он напишет и пьесу под названием «Мираж», наполненную восточными мотивами.
К сожалению, вскоре после этого Олег Лундстрем понимает, что возможности творческого роста ансамбля в Шанхае уже исчерпаны - сильно обострилась политическая ситуация. В Китае идёт борьба с засильем всего иностранного и у биг-бэнда встаёт острый вопрос переезда. Единогласным решением всех музыкантов было решено вернуться на родину.
Советский Союз довольно благосклонно принимает в 1947 году оркестр, включая всех членов семей музыкантов. Из всех городов, предложенных музыкантам для проживания, была избрана Казань, поскольку там находилась консерватория, а музыканты мечтали о высшем музыкальном образовании. В самом начале творчества коллектива в СССР его хотели сделать полноценным государственным джазовым коллективом на территории Татарской АССР. Однако, вскоре наши политики решают, что джаз советским людям не нужен и весь коллектив расформировывают по различным оркестрам кинотеатров, а часть музыкантов переводят на работу в оперный театр. Олег Лундстрем приходит в качестве скрипача в театр Оперы и Балета, а уже в 1948 году, осенью, совместно со многими приехавшими музыкантами, поступает в консерваторию.
На счастье, композитор А.С. Ключарев был в то время художественным руководителем в Татарской государственной филармонии. Именно он по достоинству оценил музыкальные возможности коллектива Лундстрема и предпринял всё возможное, для того, чтобы оркестр не распался. Он позволил музыкантам давать в Казани и окрестностях города небольшие разовые концерты. Олег Лундстрем делал замечательные обработки советских шлягеров и народных татарских песен и из них составлял основную программу концертов. Целая серия пьес талантливых татарских композиторов в джазовой обработке Лундстрема была записана в 1955 году на грампластинки и радио. Благодаря директору Татарской Государственной филармонии М.Ф. Боголюбову, худруку А.С. Ключареву и режиссёру И.С. Петровскому оркестр даёт целую серию концертов в Казанском драматическом театре, которые прошли с огромным успехом, и позволили московским концертным организациям обратить внимание на джаз - бэнд. Переговоры о концертной деятельности оркестра, в которых большую роль сыграл первый директор биг - бэнда М. И. Цын, прошли весьма успешно. Организаторские способности М. И. Цына сделали возможным создание в 1956 году концертного эстрадного оркестра в рамках ВГКО (позднее Росконцерта) под управлением всё того же Лундстрема. С этого момента началась грандиозная гастрольная жизнь коллектива.
[334x224]