Учимся
06-06-2013 09:41
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Без пролога никак.
Перед нашим отъездом в деревню, ближайший муравейник получил хороший кусок еды-обсуждений. "С Ленкой что-то случилось; Бросает карьеру, хоромы с подземными паркингами, да с электролюксами встроенными в итальянские деревяшки, да с паркетами шведскими, да..."
Случилось заскочить к свояку в офис, что-то надо было обсудить. Ла-ла-ла-ла, прибыли, убытки. И тут вопрос: "Ленк, какой принцип твоей жизни?" -Сволочь, я, Шура, экономная. Ответ сделал невозможными дальнейшие рассусоливания.
Пролог окончен. Ухожу в сегодня.
Две недели занимаюсь с детишками. Русский, математика, чтение и всякое.
Матвейка и Вика - ученики. Сначала занимались часа по два с половиной. На третий день получилось четыре часа. Так эти четыре и остались. Ученики учатся, как настоящие, не перестаю удивляться.
В воскресенье ездили на тракторные гонки. Мы уже второй раз, Викина семья - впервые. Описать это шоу невозможно. В прошлом году я поехала только из-за малыша, а получилось, что сама орала, как сумасшедшая! Какие же эти ребята удивительные. Простые механизаторы, лица просветленные. А тракторы живые!
В этом году в гонках участвовала женщина. Женщина?! Хрупкая, красивая, с двумя длинными косами цвета спелой пшеницы, девушка. Олечка. Как ее приветствовали, как радовались все! А трактор ее тоже девочка - в наряде, такой аккуратненький.
И в этот раз нашумелись мы от души, болели по-настоящему. Получили загар раба-руки по рукава, на шее "вырезы" от футболок. Уставшие ( с 7.30 до 16.00) вернулись. Засели в саду, делали шашлыки и, вытянув ноги, только про Бизон Трек Шоу и говорили.
А на следующий день пришла мысль дать детям задание - сочинение про тракторные гонки. Они никогда сочинения не писали - первоклашки. Открыли тетради, записали дату, тему сочинения. Я ушла в калошницу читать и думаю: сейчас начнут мух гонять, шептаться, прыгать... Не тут-то было! Тихо заглядываю - склонились над тетрадями и строчат! Дела... А задание было - написать страницу (по желанию можно больше).
Через тридцать-сорок минут высовываюсь и спрашиваю о готовности. Есть! Читаю и обалдеваю на ходу. Написали-то как! И последовательность, и знаки препинания. А смысл! Девочка и мальчик - каждый со своей позицией. (И после этого кто-то мне будет утверждать, что отношение к Наташе Ростовой ДОЛЖНО быть "классическим", одинаковым?!)
Прочитала оба сочинения вслух. У детей глаза светятся. "Ребята, какие же вы молодцы!" Обсуждали вместе (как еще раз на гонках побывали). Для меня был неожиданным вопрос про ошибки. Переживали. Объяснила, что это не страшно, важно, что написали рассказ. Карандашом тоненько исправляла и вместе проговаривали слова, запоминали. Если бы сами не спросили - и не думала обсуждать орфографию. Куда спешить!
Сложилось так, что математику любят, не зевают. Схитрила - сначала занимаемся русским, чтением. Да с этими огромными мирами не больно подготовишься. Вот и вчера "ушли в сторону".
Начинаем так: Здравствуйте, дорогие мои ученики, рада, что вы пришли на урок (Мотик, конечно, хихикает, поросенок)))
И тут: "Лена, можно мы еще сочинение будем писать?" У меня, видимо, глаза на пружинках выскочили: "Конечно, можно, обязательно можно!" "Давайте так. Сейчас посмотрим мультфильм по сказке А.Пушкина, а потом сочинение". Тем выигрываю время, чтобы про тему подумать.
Смотрим изумительный старый мультфильм "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". До этого прошли "Рыбку золотую" и "Балду". Несколько раз читали, выясняли смысл непонятных слов, обсуждали персонажей, слушали аудиопостановки, мультики смотрели.
У Вики сходу вопрос: "А как это - о мертвой?" Я и рот не успела открыть - Мотик с жаром принялся объяснять. Дошли до хрустального гроба. Вика: "А что такое гроб?" И какой-то страх промелькнул в глазах. Мотик и здесь все рассказал, я только наблюдаю и слушаю (поражаюсь просто этим маленьким взрослым). А у самой внутри уже шашка наголо, которая страхи разрубает...
Посмотрели до конца мультик, обсудили - красивый, злой, добрый, почему царевна ожила, почему Солнце - оно, а изображено мужское лицо, почему... (это все вопросы, вопросы).
Стала спрашивать про времена года, про месяцы. Спотыкаться стали. Договорились просмотреть "Двенадцать месяцев". Смотрят, болтают. Выяснили, что год начинается с января, тра-та-та, тра-та-та...
Сели писать сочинение. Тема "Лето". Конечно, объяснила, что можете писать обо всем, что думаете. Проходит минута. Вика: "Можно в стихах писать?" Несложно представить мой прыжок до потолка! -Очень можно! Все можно!
Как же по-разному устроены эти миры! Мышление настолько индивидуальное! И как просто спрогнозировать (разумеется, не до деталей) дальнейшее развитие! Как хочется, чтобы поменьше обтесывали эти планетки острыми топорами "правильных" (траурных) рамок социума: должен так и только так, я взрослый - я знаю, это нельзя, это нельзя...
После сочинения - "большая перемена". Ужин. А здесь еще одна тема. Еда. Мотику потихоньку и постоянно рассказываю, что кочевряжиться с едой не надо, всякие истории из своего детства..., что надо небо благодарить и т.д. При этом, естественно, не навязываю того, что он не приемлет (мешанину всякую, майонез, молочное). Из школы прибегал: "Лена, я все в столовой съел, не ковырялся в тарелке, я помню как ты рассказывала!" (а там и молочное частенько))) - Молодец!
Вика (по рассказам мамы Татьяны) ковыряется.
У меня шашка-то уже в бою, осталось только все увязать. На "перемене" рассказываю про войну, про голод, про детишек. Совсем недавно перечитывала Светлану Алексиевич "Последние свидетели" и, периодически, Мотика звала, просила прочитать некоторые главы. Видела, что слезы у него готовы покатиться, сдерживается, читает и костяшками пальцев тихо по столу постукивает. Страшно и читать, что дети пережили.
Время занятий бежит. Нахожу одну из глав и прошу Вику прочитать (главы очень короткие). Вика читает по слогам. Работаем в этом направлении). Прочитывает половину, спрашиваю: "Понятно, о чем читаешь?" Отвечает: "Да. А это правда, что написано?" - Правда.
Еще поговорили о войне, о детях и о... еде. Договорились так: если не хочешь, СРАЗУ говорить: спасибо, я не голоден/не голодна; если хочешь немного: пожалуйста, положите мне НЕ много (лучше попросить добавку); всегда тарелка должна быть чистой...
... Те детки, которые воевали, голодали, чтобы был мир, сейчас на облачках радуются за нас. И тут самый "бой".
Вика: "А мы потом будем на облачках?
- Конечно, будем. Все будут. -
-А мы с вами все встретимся?
-Обязательно. Мы раньше улетим, а потом, через много-много лет и вы к нам прилетите.
Начали обсуждать и, буквально, представлялись картинки, как мы на облачках и можно перепрыгивать с одного на другое, все мы вместе. Смеялись. Говорили. Говорили.
Дети потом долго самостоятельно обсуждали рай и ад. Я не вмешивалась. Только удивлялась, удивлялась...
До тематятики с талбицей умножения дело не дошло. Четыре часа стремительно ушли в прошлое. Страхи побеждены! Салют!
Ускакали малыши в сад. Вышла на тишину. Лежат в шезлонгах, говорят. При моем появлении замолчали. Поднимаю руки, приношу извинения и испаряюсь.
Спустя некоторое время забегали с лейками. Смотрю: гараж открыт. Выхожу в сад, а там... Полным ходом идут работы! Закладывается молодой сад! Наделали ямок, туда косточек черешни и вишни, рыхлят, поливают! "Лена! Мы решили вырастить деревья!"
Приехали Татьяна со Славушкой за Викой. А у нас урок труда!) Дети стали бегать, играть.
Перед прощанием спросила: "Что сегодня понравилось больше?" Ответ: Урок труда!!!! И заливаются от смеха.
А к чему пролог? А! Там сволочь экономная была. Теперь подумалось: "Сволочь ты, Лена, корыстная. Чтобы свои мозги подпитывать, на детей переключилась")
Шопенгауэр давно мне доказал, что корысть - дело хорошее. В том числе, и дружба корыстна. Но это совсем другая история.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote