Марк Шагал "Корова с зонтиком", 1946г. Холст, масло. Размер: 81.3×108 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
В петербургский период его творчества появляются работы, выдержанные в изысканных цветовых гармониях, построенные на недосказанности, метафоричные, близкие поэзии символизма.
Не все понимали Шагала при жизни, как не понимают его многие и сейчас. Работы одного их самых неординарных и экстравагантных художников XX века невольно вызывают вопрос о том, каким образом рождаются y него в голове фантастические идеи? Например, почему корова летает или почему шагает с зонтиком?
«Корова с зонтиком» яркий пример безудержного полета фантазии Марка Шагала.
Эта беспечная «Корова с зонтиком», мечтательно прогуливающаяся по крышам какого-то города, так увлеклась, что даже не замечает, что у нее на спине морковь, а под копыта попал какой-то чудак.
Эта милая фантазия родилась у Шагала после нескольких лет творческого кризиса, когда художник пытался справиться со смертью горячо любимой жены Беллы. Большая белая корова с красными крыльями и красным зонтом гордо шагает по спящему городу, а рядом с ней ее детеныш, пьющий молоко. В левом верхнем углу изображена невеста с женихом. У нее темные волосы, фата и длинное белое платье.
Над коровой яркий оранжевый диск солнца с желтым ореолом.
Корова шагает по крышам: очертания домов и церкви видны справа внизу картины и являются частью темного красно-оранжевого фона. Левым передним копытом корова держит красный зонтик от солнца с узором, и это копыто напоминает по виду стопу человека в ботинке. На спине коровы лежит зеленый букет с маленькими белыми цветами. Букет держит оранжевая перчатка или кисть руки. Под левым копытом коровы мужчина в шапке конусом и оранжевой одежде. В правом нижнем углу — желтый петух с красной холкой.
Корова и женщина — всего лишь элементы композиции, причем поэтическая ценность этих образов может быть одинаковой.
Шагал смог поднять в небо своих коров, которые летают у него над «иным» пространством и в нем. Нам остается гадать, что это за пространство? Парижское? Витебское? Может быть, петербургское, обернувшееся парижским или пространством российской провинции. Можно допустить, что для приехавшего в Петербург из Витебска Шагала город стал во многом чужеродным телом.
У многих «Корова с зонтиком» не вызывает особого восторга, но и отвращения тоже. Поклонники Марка Шагала найдут здесь множество плюсов, а мы и не собираемся с этим спорить.
#Story_surreal