Willem van Aelst (1626-1683), был талантливым и ярким голландским художником, специализировавшемся на написании цветочных и фруктовых натюрмортов, как и его дядя и учитель художник Evert van Aelst of Delft (1602-1657), имя которого, к сожалению, встречается только в архивах и который умер в совершенной нищете. Самая ранняя из работ Willem van Aelst "Натюрморт с фруктами"(1642), была уничтожена во время Второй мировой войны, именно эта работа, как считают специалисты, была написана в стиле и под влиянием своего учителя .9 ноября 1643 г. Willem van Aelst вступил в Гильдию художников Делфта, а уже в 1645 г. он уезжает во Францию, где пробудет до 1649 года. С 1649 по 1656 гг. работает во Флоренции как придворный художник двора Медичи у Фердинанда Второго, герцога Тосканы. Там он встречается со своими соотечественниками Matthias Withoos и Otto Marseus van Schrieck (последний писал натюрморты и, возможно от него Willem van Aelst перенял некоторые особенности стиля в написании своих полотен, так называемый "гладкий стиль", они долго работали вместе и вместе же вернулись в 1656 г. в Нидерланды).Willem van Aelst после пребывания в Италии долгое время подписывал свои картины утвердившимся за ним прозвищем "Vogelverschrikker" ("Птичье чучело"), ставшее потом его псевдонимом. Натюрморты Willem van Aelst отличаются от натюрмортов его голландских соотечественников обилием антикварных предметов эпохи Возрождения. За прекрасное изображение на своих полотнах цветов и кусочков фруктов многие исследователи причисляют его к последователям Виллема Кальфа. Он также написал ряд элегантных натюрмортов на охотничью тему, на которых изображена крупным планом дичь, скрупулезно написанные охотничьи сумки, рога, колокольчики и другие детали мира охоты. Все эти охотничьи принадлежности располагаются на мраморном выступе, небрежно уложенные на бархатном дорогом охотничьем мешке, вышитом золотом, украшенном бахромой и кистями. Из птиц-трофеев - три жирные куропатки и другие мелкие птицы. Возможно из-за этого и пристало к художнику его прозвище "птичье чучело", т.к. он долго, ещё находясь в Италии для отработки совершенства в написании птиц, работал и рисовал на птичьем дворе. На его натюрмортах часто присутствует изысканный синий бархат, говоривший о том, что Willem van Aelst использовал появившийся в то время, очень дорогой лазуритовый пигмент - ультрамарин для красок, который завозился из Китая. Использование такого пигмента повышало стоимость картин художника (большинство голландских художников использовали дешёвый и менее устойчивый пигмент). С 1657 г. художник остался жить в Амстердаме, где и скончался в 1683 году. Его картины очень популярны до наших дней.
![]() ![]() |
Still-Life of Fruitc. 1660
Still-Life with a Basket of Fruit on a Marble Ledge1650
Still-Life with Fruit, Parrot, and Nautilus Pitcher 1653
Still-Life with Mouse and Candle 1647
Still-Life with Fruit and a Crystal Vasec. 1650
Vase of Flowers with Pocket Watch 1656
Still-Life of Dead Birds and Hunting Weapons 1660
Hunting Still-Life c. 1665
Still-Life with Hunting Equipment and Dead Birds 1668
Group of flowers. 1675
Flowers in a Silver Vase
Flower still life with a watch. 1663
Still Life with Flowers 1665