Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. - М.: Индрик, 2002
Настоящая книга посвящена оберегам — магическим способам охраны человека и его мира от опасности. Впервые на материале общеславянской традиции представлена модель оберега, описаны его семантика и конкретные формы ее воплощения в ритуальных текстах, действиях, предметах и обрядах, дано описание прагматики вербального оберега. В монографии использованы фольклорные и этнографические источники XIX-XX вв., а также современные экспедиционные материалы из Полесья, украинских Карпат и Русского Севера.
Книга предназначена для этнолингвистов, фольклористов и этнографов, а также для читателей, интересующихся проблемами славянской традиционной культуры.
====================
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Эллис Лак, 1995
Словарь содержит толкование образов и символов славянской мифологии. Статьи посвящены культу богов, сказочным персонажам, обычаям славян, народным праздникам, мифологии животного и растительного мира, природным явлениям и т.д.
Рассчитан на широкий круг читателей. Подготовлен сотрудниками Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук.
=========================
Агапкина Т. А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: рябина // Этноботаника: растения в языке и культуре. Труды Института лингвистических исследований РАН. Acta linguistica petropolitana / РАН; Ин-т лингвистич. иссл.; отв. ред. В. Б. Колоскова, А. Б. Ипполитова. -СПб.: Наука, 2010. — Т. IV. Ч. I. — С. 238—253.
В славянском народном дендрарии насчитывается не так много деревьев, значимых для описания традиционной картины мира и одновременно представляющих собой относительно цельные культурные образы. Как правило, для выстраивания такого образа необходимо привлечение общеславянского материала (хотя бы в некотором его объеме). Однако, приступая к описанию символики рябины, приходится констатировать, что русский (и вообще восточнославянский) материал в количественном отношении настолько преобладает над всем остальным, что даже указание на славянский фон в данном случае выглядит определенной натяжкой. Единственным оправданием может, по-видимому, служить тот факт, что символика рябины, известная в основном по русским (и более того – преимущественно по северно- и центральнорусским) материалам, находит множественные параллели у неславянских народов Европейской России, преимущественно финно-угорских (у карел, вепсов, мордвы, мари, удмуртов, чувашей и др.), а также у целого ряда народов Балтии и Скандинавии (у финнов, латышей, литовцев, шведов, германцев и др.). Иными словами, с одной стороны, в образе рябины просматриваются явные общеславянские параллели и мифопоэтические универсалии, с другой же – выбор именно рябины как субъекта и объекта этих мифологических воззрений и ритуалов, а также ее почитание у русских в значительной мере обусловлено иными (не славянскими) культурными традициями.
=============================
Агапкина Т. А., Левкиевская Е. Е., Топорков А. Л. (сост.) Полесские заговоры (в записях 1970–1990 гг.). - М.: Индрик, 2003
В сборнике впервые публикуется около 1100 заговоров из Полесского архива Института славяноведения РАН. Эти заговоры до последнего времени активно бытовали в Полесье – одном из архаичных славянских регионов русско-украинско-белорусского пограничья.
В обширных комментариях публикуемые материалы рассматриваются в контексте восточнославянской заговорной традиции: указывается географическое распространение основных типов, сюжетов и мотивов полесских заговоров, обобщенных в форме указателя мотивов и сюжетов, приводятся их варианты, имеющиеся в опубликованных источниках; разъсняются мифонимы, "темные" места заговоров, их ритуальный контекст; даются отсылки к специальным исследованиям того или иного мотива в отечественной и зарубежной славистике.
================================
Агапкина Т. А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. - М.: Индрик, 2010
Монография посвящена популярному, особенно в последние годы, но до сих пор такому малоизученному фрагменту фольклорной культуры восточных славян, как заговор. В книге восточнославянские лечебные заговоры рассматриваются в их сюжетном разнообразии, диалектном варьировании и культурных связях с инославянскими заговорами и рукописной традицией.
Первая часть работы посвящена сюжетике заговоров, в том числе заговорам от отдельных болезней (детская бессонница, кровотечение и раны, кожные и глазные болезни, вывих, лихорадка, зубная боль и нек. др.). Во второй части речь идет о том, какими видятся и как выстраиваются в магическом фольклоре важнейшие образы картины мира восточнославянских заговоров – пространство, время и человек.
===================================
Агапкина Т. А., Топорков А. Л. Восточнославянские заговоры: Материалы к функциональному указателю сюжетов и мотивов. Аннотированная библиография. - М.: «Индрик», 2014.
В Материалах к функциональному указателю сюжетов и мотивов дается аналитическое описание основных повествовательных единиц, выделенных авторами в корпусе лечебных, социальных, промысловых и воинских заговоров трех восточнославянских народов.
В Аннотированной библиографии отражены публикации русского, украинского и белорусского магического фольклора с 1818 по 2014 гг.
Всего в библиографии учтено около 650 источников (450 русских, 150 украинских и 50 белорусских), которые в целом включают более 30000 заговорных текстов.
Издание предназначено для фольклористов, этнографов и всех, кто интересуется фольклором и народной культурой.
Восточнославянские заговоры. Аннотированный библиографический указатель / Агапкина Т.А., Топорков А.Л. (сост.). - М.: ПРОБЕЛ-2000, 2011