В коллекции фарфора особенно выделяются оформленные в восточном стиле поливные фарфоровые сервизы, вазы различных форм, фарфоровые сувениры, изготовленные мастерами Ташкентского и Самаркандского фарфорового заводов.
Ляган (блюдо) для плова:
Ваза "Герой СССР, генерал-майор И. В. Панфилов":
Чайники и блюдо:
Вот такая керамика продается на базаре:
Керамические изделия на любой вкус:
Керамические изделия в интерьере:
Использование керамики в интерьере:
Керамика Самарканда, Бухары, Ташкента отличается не только колоритом, но и приемами оформления. Здесь популярны старинная пятнистая или потечная желто-зеленая роспись и выразительная роспись крупным растительным орнаментом. Мастера изображают на блюдах и чашах плоды, пышные цветущие ветки. Кроме кистевой росписи здесь применяется довольно широко резьба, гравировка рисунка и штамповка.
Мастер по росписи керамики:
Юный керамист:
Изготовляемая в этих центрах керамика отчетливо локализуется, прежде всего, на две цветовые группы - сине-бело-зеленую и зелено-коричнево-желтую. Это определенное цветовое пристрастие объясняется в значительной степени техническими причинами. В Ферганской долине и Хорезме, где употребляют щелочную глазурь ишкор, доминирует сине-бело-зеленый колорит росписи.
Сервиз "Атлас":
Фарфоровая тарелка с гербом Уз.ССР:
Тарелка для фруктов:
Фарфоровые вазы:
Пиала и блюдечко из фарфора:
Сервиз из фарфора "Кук атлас" (Зелёный атлас):
Фарфоровый сервиз "Узбекистан":
Сервиз с графином:
Фарфоровая ваза "Ташкент":
Декоративные блюда из серии "Семь красавиц":
Ляган (блюдо) "Пахта" (Хлопок):
Чайник и пиалы:
Фарфоровый чайник:
Фарфоровый сервиз с розочкой:
Фарфоровый сервиз с оленями:
Блюдечко для сухофруктов:
Молочник:
Фарфоровый ляган:
Ляган (блюдо):
Пиалы:
Среди многочисленных видов народного прикладного искусства Узбекистана художественная керамика занимает особое место. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики, во все времена лучшие произведения узбекской художественной керамики с редкостной выразительностью и лаконизмом выявляли подлинные черты творческого народного гения.
Это блюда ляганы, сферические чаши-пиалы и косы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров - от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом среди широких масс населения. Их отличает высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом.
Художественная керамика Узбекистана представлена двумя видами: обожженной неполивной терракотой и поливной глазурированной керамикой. За последние 100-150 лет отчетливо определились в Узбекистане керамические центры: Гиждуван, Шахрисабз, Самарканд, Ташкент, Риштан, Хорезм, за последние десятилетия завоевали известность работы керамистов Гурумсарая, Денау и Чимбая в Каракалпакской АССР.
Под глазурью ишкор желто-красные цвета разлагаются, а синий, зеленый цвета дают множество прекрасных ярких и нежных оттенков. В районах употребления свинцовой глазури: в Самарканде, Бухаре, Ташкенте очень хороши все оттенки желто-красно-коричневой гаммы. Керамическая роспись в этих районах поражает звучной, сказочно пылающей цветовой гаммой и в то же время необычайно тонкой живописностью.
Формы сосудов и композиционные построения орнаментального оформления мало отличаются по районам, но мотивы орнамента сохраняют локальное своеобразие по сей день. Сине-голубая и сине-зеленая посуда Ферганской долины чаще всего оформляется тонким цветочно-растительны
Вместо местной щелочной глазури ишкор современные хорезмские керамисты употребляют истолченное белое стекло, применяя разнообразные типы орнамента, выполняемого в полихромной гамме, используют свинцовую глазурь фабричного производства. Орнамент строится из крупных незатейливых мотивов геометрического характера и условных изображений растительных узоров - цветочных розеток и листьев.
Это самаркандская школа росписи керамики. На темно-зеленом или темно-коричневом фоне наносятся белые или золотые узоры тончайшим, словно игла инструментом.
Риштан – город между Кокандом и Ферганой. Самый известный керамический промысел в Ферганской долине, которому много сотен лет. (В Долине есть и другие центры керамики, помимо Риштана). Глина там замечательная, пластами лежит по всему району. В неё практически не добавляют примесей. У каждого риштанского мастера свои секреты состава глазури и красок. Но цветовая гамма в основном не измена – все оттенки синего и бирюзового цветов. Узор очень мелкий, тонкий орнамент из огромного числа элементов.
Красота!:
Керамические миниатюрки:
"Бабайчики":
Вот такая, она, узбекская керамика!: