Я понял, что художник в своем искусстве при помощи форм и красок должен говорить о божественном в себе.
	
	Его картины, висевшие в доме Греты Гарбо, ставили в тупик экспрессивной мистикой, пока однажды не были конфискованы нацистами как "дегенеративное искусство". Сегодня они принадлежат к золотому фонду европейского авангарда, а их автор считается выдающимся художником русского зарубежья.
	
	
	
  [372x500]
 [372x500] 
	Женщина с пионами. 1909 г.
	Алексей фон Явленский
	(1864-1941)
	
	«Немецкий художник, выходец из России» или наоборот: «русский художник, один из ярких представителей немецкого экспрессионизма» - так характеризуют Алексея Явленского энциклопедические словари. Художник большую часть жизни прожил за границей, и его имя гораздо лучше известно за пределами России, чем на родине. Явленский создал более трех с половиной тысяч произведений, его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях Европы и Америки, но в российских собраниях их не больше двух десятков. В то же время, чем дольше Явленский жил в Европе, тем явственней проявлялась глубинная связь его творчества с русской культурой.
	
	
  [600x569]
 [600x569] 
	'Landscape near Marseille', 1907
	
	
  [357x600]
 [357x600] 
	
	  [564x600]
 [564x600] 
	
	  [572x600]
 [572x600] 
	«Портрет танцора Александра Сахарова»
	1909
	
	
  [600x509]
 [600x509] 
	Фабрика (1910)
	
	
  [414x600]
 [414x600] 
	Алексей Явленский__Автопортрет (1912)
	
	Алексей фон Явленский родился 13 марта 1864 года в Торжке. Он был русским гвардейским офицером, но его влекла живопись. В конце концов, он решил оставить военную службу и посвятить себя целиком живописи. Алексей являлся учеником Ильи Репина при Петербургской академии художеств.
	
	В 1896 году он переехал в Мюнхен, где вместе с Василием Кандинским поступил в художественную студию Антона Ажбе.
	Имя Явленского тесно сопряжено с именем Василия Кандинского. Явленский был свидетелем того, как Кандинский в 1910 г. сделал последний шаг к беспредметному искусству, но, хотя многие работы Явленского этого периода были близки к опытам Кандинского, «его приближение к беспредметности останавливается едва ли не на последней грани» (М. Герман. «Модернизм»).
	
	В 1902 году у него родился сын Андрей, чьей матерью была возлюбленная художника Елена Незнакомова.
	
	После мюнхенского реализма он писал в стиле Ван Гога вплоть до 1908 года, когда под влиянием французских художников он развил свой собственный стиль цветовой гаммы, сохранённый им до начала первой мировой войны.
	
	
  [450x368]
 [450x368] 
	Melancholy in the Evening - Wasserburg on the Inn by Alexei Jawlensky
	
	В 1909 году он основал «Новое мюнхенское художественное объединение», предшествовавшее «Синему всаднику», группе, которую создали Кандинский и Франц Марк и к которой тесно примыкал сам Явленский. Он выставлял свои работы совместно с работами художников группы. в 1912-13 гг. вошел в группу "Синий всадник".
	
	
  [600x551]
 [600x551] 
	«Дом в горах»_1912
	
	
  [600x438]
 [600x438] 
	Одиночество_1912
	
	Примерно в это время созданные им кратины кажутся близкими марнауским опытам Кандинского.
	
	
	В 1914 году, после начала войны, Явленскому пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию. Здесь он начал свои «Вариации» – цикл работ, посвящённый ландшафтной тематике.
	
	В Висбадене Явленский познакомился с коллекционером и меценатом Генрихом Кирхгофом, который стал его материально поддерживать. С 1914 г. по 1921 г. живет в Сан-Пре (Швейцария). Здесь появляются его знаменитые "вариации": пейзажи, натюрморты, "головы". Он идет к созданию обобщающих образов, и портреты постепенно теряют необходимость сходства, превращаясь в "головы"
	
	
	
  [480x565]
 [480x565] 
	«Мои абстрактные головы очень красивы благодаря краскам, волшебству цвета. Я преимущественно от чего-то отказываюсь, чтобы максимально сконцентрировать духовную глубину.»
	
	
  [466x600]
 [466x600] 
	«Мне было необходимо найти такую форму для лица, чтобы я понял, что большое искусство делается только в глубоко религиозном состоянии души. И это состояние я могу передать только в человеческом лице.»
	
  [419x600]
 [419x600] 
	«Я выкидываю все частности, все детали, чтобы как можно яснее выразить суть моей задачи. И если я утрирую форму, то только для того, чтобы подчеркнуть каждый раз главный мотив моей эмоции.
	Лицо для меня не просто лицо, но целый космос. В лице раскрывается космос.
	Работы получились горящие по цвету и я был внутренне доволен…
	Я писал «Лица» много лет. Я сидел в своей мастерской и писал, и природа как суфлер не была мне нужна.
	Художник работает в определенной традиции, я родился русским. Моя русская душа всегда тянулась к древнерусскому искусству, русской иконе, византийскому искусству, равеннским, венецианским, римским мозаикам и романскому искусству. Все эти виды искусства моя душа встречала с трепетом, потому что я чувствовал в этом искусстве глубокую духовность. Это искусство было моей традицией."
	
	
	В 1921 г. художник окончательно поселился в Висбадене.
	В честь русско-немецкого гения в Висбадене назвали улицу, а местный музей, хранящий крупнейшее собрание его картин, учредил премию им. Явленского, которая вручается раз в пять лет художникам со всего мира.
	
	
	
  [600x459]
 [600x459] 
	
	Много работ здесь: 
http://www.artpoisk.info/artist/yavlenskiy_aleksey_georgievich_1864/gallery
	http://www.canvaz.com/painters/alexei_jawlensky1.htm
	
	С 1927 года его постоянно мучил артрит. С 1929 года у художника парализовало руки и коленные суставы. Именно в этот тяжелый период появляется серия «Медитации» - вершина всего творчества Алексея Явленского. Человеческое лицо - объект пристального внимания художника - достигает крайней степени абстракции, являясь одновременно изображением и лица, и креста.
	
	Чтобы работать вопреки прогрессирующей болезни, Явленскому приходилось привязывать кисть к неподвижным рукам - иначе работать он уже не мог. И все же удивительнее, что за последние три года своего творчества мастер смог написать более 1600 «Медитаций».
	Работы Явленского этого периода темны по колориту, а краски сильно разбавлены и словно в конвульсии разбросаны по холсту.
	
	
  [384x579]
 [384x579] 
	Meditation_1936
	
	
  [451x599]
 [451x599] 
	Grosse Meditation. January 1936
	
	На них человеческое лицо достигает крайней степени абстракции, напоминая не то крест, не то оконную раму. Именно их видел прикованный к постели Явленский до того самого момента, как 15 марта 1941 года решил уйти из жизни. Известно, что он работал в экстазе, со слезами на глазах, творил, обратясь внутренним взором к Богу, не рассчитывая выставлять свои работы. Немецкие друзья художника называли его "Иваном Карамазовым".
	
	"Я понял, что художник своими формами и красками должен выразить то, что есть в нем божественного. Поэтому произведение искусства – это видимый Бог, а искусство – это стремление к Богу . Я говорю с Богом, я молюсь ему в моих работах. Моя работа – это моя молитва, страстная молитва, высказанная красками ", – сказал как-то Явленский.
	Явленский умер 15 марта 1941 года и похоронен в Висбадене на русском православном кладбище.
	
	
	Автор: Елена a.r.b.
	
	
	Источники: 
http://www.mariatrudler.com/?p=2982
	http://culture48.ru/events/persona600.htm
	http://blog.i.ua/community/1952/1277245/