• Авторизация


Ефим Честняков 02-01-2014 12:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!




Ефим Васильевич Честняков родился в 1874 году. Умер — в 1961-м.

Его творческая деятельность непосредственно как художника и поэта закончилась где-то в конце 1920-х — начале 1930-х годов, когда он стал физически слаб, остался совсем без какого-либо имущества, которое могло бы поддержать его творческую работу. У него уже не было ни красок, ни холстов, ни бумаги. Кормился он тем, что подавали соседи и приходящие за лекарской помощью крестьяне.

И тем не менее, ему была дана долгая жизнь — почти 88 лет.
[419x435]



Что о нем говорит википедия:
Ефи́м Васи́льевич Честняко́в (Евфи́мий Само́йлов) (1874, д. Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии — 1961, д. Шаблово Кологривского района Костромской области) — русский художник (портреты и сказочные сюжеты в русле псевдонаивного искусства), писатель (сказки, сказания, роман в стихах, стихи, размышления), скульптор (мелкая глиняная пластика), создатель детского театра в Шаблово. Пик творчества пришёлся на первую четверть XX века.


«В самом раннем детстве сильнейшее влияние имела бабушка. Она много рассказывала сказок про старину… Дедушка был мастер рассказывать про свои приключения… Он рассказывал и сказки, и не забуду, как чудно рассказывал. От матери слушал сказки и заунывные мотивы. Отец перед праздниками вслух читал Евангелие. Поэзия бабушки баюкала, матери — хватала за сердце, дедушки — возносила дух, отца — умиротворяла…»


[600x480] «Тетеревиный король»

[500x273]

Имя этого замечательного человека стало широко известно только в 1968 году, когда летом экспедиция сотрудников Костромского музея благодаря счастливой случайности обнаружила его картины и глиняные скульптуры в деревне Шаблово, где он родился и жил. После восстановления московскими реставраторами произведения мастера были выставлены для обозрения в музеях Москвы, Петербурга, Турина, Флоренции, Парижа и всюду пользовались большим успехом: так ярки, необычны, глубоко искренни они были.

Еще не изданы многие литературные труды Честнякова: роман, повести, сказки, пьесы. Еще ничего почти не известно о последнем тридцатилетнем периоде жизни художника. Недавно ничтожно малым тиражом вышел сборник поэзии Ефима Честнякова. И сразу же будто яркий цветной луч осветил его картины, и еще заметнее стало, что лирика его и живопись вдохновлялись огнем сердечного знания.


[441x600]

[600x498]

[600x325] «Детские игры»


Честняков, Ефим Васильевич родился в деревне Шаблово (Костромская губерния) 19 (31) декабря 1874 года в крестьянской семье. Первые уроки рисования получил в Кологривском уездном училище, которое окончил в 1889 году. После семинарии работал учителем в селе Здемирово, Костроме и селе Углец. В 1899 году приехал в Петербург, поступив в мастерскую живописи и рисования княгини М.К.Тенишевой, а затем в Высшее училище при Академии художеств, однако в 1903 году оставил его. С 1905 года обосновался в родной деревне.

В строгом смысле Честнякова, прошедшего профессиональную школу, нельзя считать самоучкой. Однако его "наивное искусство" ближе всего к манере тех самодеятельных мастеров, которые не следовали классико-академическому канону, поскольку просто (подобно Н.Пиросманашвили) не ведали его. Честняков этот канон знал, но в итоге отверг. Его живопись формировалась как непрерывное фольклорное действо из отдельных сцен-картин (впечатлению сценического единства способствует и тот факт, что мастер не датировал свои работы, тем самым затруднив их хронологическую оценку). Отдельные "посиделки", "свадьбы", "коляды" подчинены лейтмотиву Города всеобщего благоденствия, существующего и в виде отдельной композиции. По сути, это народный спектакль о рае, творимом средствами искусства.


[600x595]
«Сказочный мотив»

[600x454]
«Семейный портрет» (их много, и семейных портретов, и отдельных портретов и особенно детских головок)

Он мечтал стать художником и поступил в мастерскую И.Е. Репина. Маститый Репин, восхищенный его самобытным талантом, сказал, что мне тебя учить нечему, только испорчу. Ефим возвратился на родину в деревню Шаблово, Кологривского уезда, Костромской губернии, и посвятил свой дар живописца, поэта, скульптора своим землякам.

Живя в далекой российской глубинке, вспоминая свое детство, Ефим Честняков писал: «От матери слушал сказки и заунывные мотивы. Отец перед праздником вслух читал Евангелие. Поэзия бабушки баюкала, матери – хватала за сердце, дедушки – возносила дух, отца – умиротворяла… Вот обстановка моего детства…» в «деревне с ее незамкнутой, общительной свободной жизнью». Глубокие корни народной культуры на всю жизнь напитали чудодейственной силой живопись и поэзию Ефима Васильевича. Только осмысление глубокой связи духовной жизни с корнями культуры своего народа способствует преображению человека.

Кроме того, он был прекрасным скульптором, зимними вечерами лепил игрушки, которые потом становились частью небольших спектаклей, сопровождаемых собственными стихами.

[600x450]
Фигурки кукольного театра, который Честняков организовал для деревенских детей


Произведения художника не так просты для восприятия, как могут показаться на первый взгляд. В них столько разнообразных нюансов, поэтических метафор, символов. В своеобразных «фресках» художника оживает мир «иных измерений»: русалки, трубящие в трубы, птицы счастья, домовые, кикиморы, лешие. Весь сказочный поэтический мир так близок к жизни простого крестьянства, а участники этого удивительного действия поют радостную песнь. Здесь много детей со счастливыми улыбками и много взрослых с детскими лицами.


[560x419]
Кострома, топят бани

[400x531]


[600x539]

На полотнах …«возникало определенное ощущение: в изображенных сценах происходило что-то необычное, сказочное". Его «Город всеобщего благоденствия» потрясает своей глубиной и простотой. Здесь все радует, и сердце наполняется силой любви и счастья. В нем автору удалось воплотить мечту всего человечества.

Честняков — художник и педагог верил в идею пробуждения творческого начала в каждом человеке. «Вся моя жизнь усердных занятий культурного пионера края, насколько можно в моем положении, и не женат потому. Занимался день и ночь до изнеможения! — читаем в одном из его писем. — Считаю важным для страны и вообще — пробудить в человеке человека».

«Я очень люблю, когда люди играют, — другая его запись. — Мужичок, изуставший над сохой, при встрече с товарищем пошутит, расскажет побасенку, прибаутку. В том и красота, чтобы человек возвышался над жизнью в искусстве. Человек создает красоту жизни, и чем дальше, тем выше ее красота».

Честняков мечтал о гармонически развитой личности. «Начинать надо с детства-то человека строить, — говорил он. — Крестьянские дети слишком рано становятся взрослыми. Надо дать им полное детство, чтобы душа их успела наполниться радостью жизни, чтобы успела пробудиться творческая фантазия. Насколько во взрослом человеке уцелел ребенок, настолько он и личность. Человек приходит в мир гармоническим. Разбудить в детской душе творческое начало и не дать заснуть этому началу — вот что надо делать!»

Любовь к детям — ключ ко всей творческой деятельности Ефима Честнякова. Недаром он писал в одном из стихотворений: «И славы не нужно, и мнения в мире людей, и мила мне одна лишь улыбка детей».

В системе воспитания Человека, о которой всю жизнь радел Честняков, все равноценно, взаимосвязано. Недаром он никогда не продавал своих картин и рисунков, на которых изображен «Кордон обетованный». Это был своеобразный «Очаг добра», благотворно влиявший на окружающих.



В одном письме, примерно 1925 года, Честняков рассказывает: «Искусство поэзии, музыки, живописи и простой быт жизни влекли меня в разные стороны, и я был полон страданий, и думал, и изображал, и словесно, а не одним маслом писал. Только сборы у меня трудные, потому что мир искусств моих сказочный. Впереди несется фантазия, и мир такой, какого не было еще и теперь еще не нашли.
А все представляет одно, одну картину. Я назвал: "Страна обетованная". Не путай, не земля — Страна обетованная!»

Он пишет о главном своем произведении, так неудачно названном реставраторами «Город Всеобщего Благоденствия»
Вот фрагмент:
[560x359]

Разобранная по частям картина «Город Всеобщего Благоденствия» потрясает своей глубиной и простотой. В этой вещи Честнякову удалось воплотить мечту всего человечества.
Это тот «Рай», в который художник свято верил и о котором мечтал. Честняков – представитель «наивного искусства». Но его наивное искусство, близкое к манере самодеятельных мастеров все же очень профессионально. Живопись его формировалась как непрерывное фольклорное действие из отдельных сцен-картин, где как в жизни рождение сменяют похороны, а свадьбы – посиделки. И вся эта круговерть подчинена космическому порядку, как смена времен года. Вообще «Город Всеобщего Благоденствия» описать невозможно. Громадная картина-фреска, в которой нет привычных координат обычной картины. Честняков стремится вместить в пространство безграничного города все духовные ценности народа. По сути это народный спектакль о рае – «фреска», распадающаяся на пазлы и собирающаяся вновь, проникая в сознание зрителя. Живая субстанция, меняющаяся и вечно преображающаяся. Мечта всего человечества, воплощенная не только на холстах и бумаге, но и в сердцах зрителей, наполняющихся силой любви и счастья.
Как утверждают исследователи, три фактора Перехода отмечают Дорогу в Волшебную страну: деформация времени, деформация пространства и деформация состояния сознания.

На переднем плане картины изображены узкие врата, в которые с трудом проходит толпа народа. А за этими строениями реального плана — безграничные дали, многоцветные и радостные. Три крупные фигуры выделяются среди остальных — древний Глава рода, Муж и Жена. В коляске, катящейся по бревнам, — маленький старичок, старушка и ребенок. Это прошлое и будущее Рода.

В этой картине оживает весь мир «иных измерений», не понаслышке знакомый художнику: русалки, трубящие в трубы, птицы счастья, домовые, кикиморы, лешие — одним словом, весь поэтический сказочный мир, близкий жизни лесного крестьянства. Участники этого удивительного действа поют радостную песнь.

Художник стремится «вместить» в пространство безграничного Города все духовные ценности народа, не разделяя его на крестьян и горожан. Символичны две фигуры слева на первом плане. Бородатый крестьянин с метлой и молодой человек в городской одежде со щеткой. Они выполняют одну и ту же работу, но каждый по-своему, символизируя духовное очищение жизни. Здесь мирно сосуществуют уютные деревенские церквушки, избы и каменные городские палаты. Здесь множество детей со счастливыми лицами и игрушками в руках. «Взрослый должен быть как дитя, чтобы войти в Царство Небесное», — писал Честняков.

«Фантазия — она реальная. Когда фантазия сказку рисует, это уже действительность. И потом она войдет в обиход жизни, так же как ковш для питья. И если идея есть о переселении на другие миры, например, то она осуществится». (Е.Честняков) [600x349]
Город всеобщего благоденствия
 
 
Я направляю свой поход
Туда, где Солнышка восход.
Хочу до Солнышка дойти,
Моря живой воды найти.
И если впрок пойдут труды,
Я принесу живой воды...
("За живой водой")
[585x600]
северо-западный фрагмент "Города.."
северо-восточный фрагмент "Город.."
 
 
...Я жду, когда труба затрубит
и всенародный будет крик.
Тогда в кругу людей нарядных
Войду в Грядущий Светоград.
С обильных веток виноградных
Срывать плоды я буду рад.
("Марко Бессчастный")
[428x600]
юго-восточный фрагмент "Города.."
[600x248]
юго-западный фрагмент "Города..."
 
«Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит:
— Кто вам дал? — спрашивают.
— Бог дал, — отвечает дедушко.
Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое.
«И мне, просят, и мне!» Дедушко дает всем. Вся деревня наелась, похваливаеют: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята — парнеки и девоньки… Кушали сырым, и печеным, и в киселе, и перемерзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня».
(из сказки Е.Честнякова "Чудесное яблоко")
[600x315]

Авторы: Елена Арб., И.Егорова

ист.: http://www.woman55plus.ru/ru/kultura/.view/id/183/
http://cyrillitsa.ru/tradition/4312-probudit-v-cheloveke-cheloveka.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ефим Честняков | Лариса_Бабуркина - Дневник Lorchenburg | Лента друзей Лариса_Бабуркина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»