[480x620]СОКОЛОВ Петр Федорович — (1791, Москва — 3(15).8. 1848, с. Старый Мерчик, Харьковская губ) живописец, акварелист, литограф, портретист, родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру
Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России. Он создал более пятисот произведений, хранящихся в больших и малых музеях России и частных коллекциях.
Лучшие произведения П.Ф.Соколова не имеют себе равных. Его имя неразрывно связано с пушкинской эпохой. Без его рисунков и акварелей, невозможно представить себе портретную галерею современников поэта.
Акварельная живопись Петербурга и России достигала исключительного расцвета в последние десятилетия XIX и первые два десятилетия ХХ века. Во времена, когда ещё не было фотографий, быстрота исполнения, возможность фиксировать образ без многочислнных и утомительных сеансов позирования, воздушность колорита, акварель пользовалась успехом в высших и средних слоях русского общества.
Портрет неизвестной в белом платье (С.А.Урусовой?).
1827–28г, бумага, акварель Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889), одна из трех дочерей обер-гофмейстера князя А.М.Урусова. «…Дочери князя Урусова, три красавицы, справедливо считавшиеся украшением московского общества того времени», — писал французский историк Марк Рунье.
Весной 1827 года в доме Урусовых часто бывал Пушкин, на которого «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остер, словоохотлив»
Портрет великой княгини Александры Федоровны 1821г, картон, акварель, графитный карандаш Государственный Исторический музей, Москва
Великая княгиня Александра Федоровна (1798–1860) с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи
К числу несомненных шедевров относится этот портрет. Виртуозно выписанный воздушный перламутрово-жемчужный наряд августейшей особы контрастирует с холодным взглядом ее глаз, создавая весьма неоднозначный образ.
Портрет А.О. Смирновой-Россет 1834-35г,картон, акварель
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Александра Осиповна Смирнова (1809–1882), урожденная Россети, фрейлина двух императриц — Марии Федоровны и Александры Федоровны, друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых…
Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи. Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века
Портрет князя П.А.Вяземского 1824г, бумага, акварель, графитный карандаш, лак
Государственный Литературный музей, Москва
Князь Петр Андреевич Вяземский (1792–1878), поэт, журналист, литературный критик, мемуарист, близкий друг Пушкина.
В 1824 году написал предисловие к «Бахчисарайскому фонтану» и выступил как издатель этой поэмы, добившись исключительно высокого по тем временам гонорара, так необходимого автору.
Тогда же Соколов написал портрет Вяземского, с которым был хорошо знаком.
Портрет Жуковского Василия Андреевича (1783-1852) начало 1820-ых г. бумага, акварель, 19.5х15.5 см,
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Поэт-романтик. Старший друг и учитель Пушкина, горячо и нежно любивший поэта.
Портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой около 1823г, бумага,акварель, 19 х 16 см
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Одним из шедевров Соколовa является "Портрет Е.К.Воронцовой". Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. В этом портрете Соколов выявил все возможности акварели. Объемы лица он моделирует мелкими плотными мазочками, одежду пишет свободно прозрачной акварелью. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.
А.С. Пушкин познакомился с Воронцовой в Одессе, в сентябре 1823г.
Портрет Полетики Идалии Григорьевны Вторая половина 1820-х годов, бумага, акварель,20.5х46.5см
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Идалия Григорьевна Полетика (1807–1890), внебрачная дочь графа Г.А.Строганова и португальской графини d’Era. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А.С.Пушкина, была его злейшим врагом, сочувствовала Дантесу. Современники отмечали, что она «питала совершенно исключительное чувство ненависти к самой памяти Пушкина».
Портрет, бывший в Париже у А.А. Попова, привез в Россию И.С. Зильберштейн
Около 1825г, бумага, акварель, 15.8 х 12.3 см
Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени
Дочь президента Академии художеств А.Н.Оленина.Пушкин бывал у Олениных с юности и знал Анну Алексеевну еще ребенком.
Вернувшись из ссылки, он возобновил свои посещения семьи Олениных в Петербурге и в Приютине. В 1828 году Пушкин был глубоко увлечен Олениной.
Портрет Веневитинова Д.В. (1808-1827) 1827г, бумага, акварель. 20 x 15,5 cм
Государственный музей им. А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Поэт и критик, глава московского кружка «любомудров».Знакомство c А.С.Пушкиным, начавшееся еще в детстве как дальних родственников,возобновилось в сентябре l826 года в Москве. Этой осенью Пушкин не разбывал в доме Веневитиновых в Кривоколенном переулке и дважды читал тамсвою трагедию «Борис Годунов».
На статью Веневитинова о первой главе «Евгения Онегина» Пушкин откликнулся словами:«Это единственная статья, которую я прочел с любовью и вниманием».
Портрет был исполнен Соколовым, никогда не видевшим Веневитинова, вскорепосле смерти поэта для его матери. Художник использовал портрет, написанныйА.Лагрене с натуры, и изобразил поэта, по мнению близких, более верно и живо.Молодой поэт был безответнo влюблён в Зинаиду Александровну Волконскую
Портрет А.В.Вельяшева (1818–1891) 1847г, Бристольский картон, акварель, белила, лак
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Александр Васильевич Вельяшев, ротмистр лейб-гвардии Уланского полка, брат Катеньки Вельяшевой, которой Пушкин посвятил стихи «Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса…».
Сделал блестящую военную карьеру, за «отличную, усердную и ревностную службу» был пожалован многими орденами и золотой саблей с надписью «За храбрость»
Портрет С.В.Строгановой Конец 1810-х годов, бумага, акварель,итал. карандаш, белила, 13,7 х10,3 см
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Софья Владимировна Строганова (1775-1845)— знакомая Пушкина, дочь известной Н.П.Голицыной, фрейлина, вдова графа Павла Александровича Строганова (1774—1817), ученика якобинца Ж. Ромма, генерала, участника наполеоновских войн, Одна из образован-нейших женщин своей эпохи. Ее петербургский салон и картинную галерею (ныне Невский пр., д. 17) посещали представители высшей знати, литераторы и, по-видимому, Пушкин.
Портрет А.Ф.Львова 1836. бумага, акварель, белила, лак
Государственный Литературный музей
Алексей Федорович Львов (1798–1870), виртуозный скрипач, дирижер, композитор.
В 1818 году был назначен адъютантом А.Х.Бенкендорфа, позже — сенатор, гофмейстер. Но главным в его жизни оставалась музыка. Талантом А.Ф.Львова восхищались Ф.Мендельсон и Р.Шуман, посещавшие его концерты в Европе. В 1833 году по заказу Николая I написал музыку к Российскому гимну на слова Жуковского: «Боже, Царя храни!