• Авторизация


Pусский живописец Михаил Нестеров. 20-10-2013 01:53 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

[показать]

18 октября 1942 года умер русский и советский живописец Михаил Нестеров. Его картины отличаются проникновенным лиризмом, поисками и находками национально-русской темы. В них сквозит тонкая интеллигентность и глубокий внутренний мир художника; лирический пейзаж, фольклорные сюжеты, религиозные сценки, портреты и исторические полотна – все в его творчестве пропитано свойственной Михаилу Васильевичу нежной и мягкой атмосферой. «Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал «стиль Нестерова», и тот стиль никогда не повторится», — сказал как-то Розанов В.В. в одном из интервью…

[показать]

Автопортрет


Характер Нестерова в полной мере отражается в его работах, — точно таким же мягким и лиричным был и сам великий живописец. После революции он никак не мог ужиться с властями – ему запрещали рисовать в излюбленной им манере, и Михаилу пришлось практически полностью перейти на написание портретов; тем не менее сила его произведений была настолько велика, что непризнанными они остаться просто не могли. За год до смерти Нестерову присвоили самое почетное на тот момент звание Лауреата Сталинской премии первой степени, а Заслуженным деятелем искусств РСФСР он стал посмертно…

[показать]

«Русские обычаи: смотр невест»


Сегодня мы вспоминаем самые известные работы Михаила Васильевича. Каждая из них производит совершенно особое впечатление, надолго задерживая взгляд, заставляя задуматься о многом, а может быть, и вернуться к ней еще раз. Давайте посмотрим их вместе?

[показать]

«За приворотным зельем»


На полотне «За приворотным зельем» (1888 г., Русский музей, Санкт-Петербург) мы видим совсем юную русскую красавицу, пришедшую к избушке колдуна за вожделенным средством. На ее лице написаны смущение и тоска: девушка прекрасно понимает, на что идет, но любовь превозмогла разум, и вот она здесь… Контраст драматического сюжета, веселых, ярких одеяний барышни и цветущей природы подчеркивает глубокую безысходную скорбь, которой пропитана картина.

[показать]

«Видение отроку Варфоломею»


Знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890 г.г., Третьяковская галерея) Михаил до самой смерти считал лучшей своей работой. Чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж на картине, вызвавшей самые противоречивые мнения и ставшей сенсацией XVIII Передвижной выставки.

[показать]

«Богоматерь с младенцем»


«Богоматерь с младенцем» (1890 г.) с первого взгляда выглядит практически как икона, но только почти. Присмотритесь, — лица хоть и одухотворенны, но в глазах их тревога и нечто земное, едва уловимое. Великий художник считал, что быть иконописцем ему не под силу, хотя не мог не рисовать религиозные сюжеты – Михаил Васильевич был глубоко верующим человеком…

[показать]

«Великий постриг»


За картину «Великий постриг» (1898 г., Русский музей, Санкт-Петербург) Михаил Нестеров получил звание академика. Девушка в черном облачении, поддерживаемая двумя монахинями, в этой разворачивающейся печальной процессии завершает свое пребывание «в миру». Вскоре она станет одной из монахинь. Идущая впереди послушница со свечой в руке олицетворяет собой образ неумирающей надежды на будущее спасение души в молитвах… Произведение полно тонкой поэзии и созвучия нотам внутреннего состояния его героев.

[показать]

«Две гармонии»


Самой светлой, лиричной и романтичной картиной живописца является полотно «Две гармонии» (1905 г.). Мастер проводит видимую параллель: двое влюбленных – и двое лебедей. Иван-царевич и Василиса Премудрая? Сюжет явно навеян русскими сказками, а идеей является «Верность навсегда», — Михаил так и остался верен своей любимой жене, умершей в родах…

[показать]

«Душа народа»


Грандиозное полотно «Душа народа» (1916 г.) является самым большим из всех работ мастера, и включает в толпу людей — «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Огромная, напряженная толпа четко контрастирует с мягкостью пейзажа, — люди идут «искать правду». «Душой» становится бегущий впереди крестьянский мальчик, которого Нестеров рисовал с собственного сына Алеши.

[показать]

«Девушка у пруда»


«Девушка у пруда» (1923 г.) разительно отличается от остальных барышень и женщин, которых когда-либо изображал художник. В ее лице нет смирения, мягкости и нежности, за классическими чертами лица угадывается твердый, страстный и даже властный характер. Н.М.Нестерова (а перед нами именно она) вся – порыв, движение, кажется, что она лишь на мгновение присела, поддавшись желанию собраться с мыслями…

[показать]

«Портрет академика И.П.Павлова»


За «Портрет академика И.П.Павлова» (1935 г., Третьяковская галерея) Михаил был награжден Сталинской премией первой степени. Это одна из последних его работ, ведь после революции художник практически не рисовал. Любимые им религиозные темы не признавались и допускались только «на экспорт», военный жанр он не признавал принципиально. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», — говорил Михаил Васильевич. Ему оставались только портреты. А премию он получил всего за год до смерти…

[показать]

«Портрет скульптора Веры Мухиной»


Без «Портрета скульптора Веры Мухиной» (1940 г., Третьяковская галерея) наш обзор был бы неполным. Композиционным центром работы является ярко-красная брошь, держащая ворот белой блузы. Сосредоточенность Мухиной Нестеров противопоставляет стремительному динамизму, отчаянному порыву, который она передает в своем творении. Благодаря такому эмоциональному контрасту картина получает особую выразительность, активную внутреннюю жизнь, тем самым раскрывая сложный характер самой Веры Игнатьевны – автора множества известных произведений, в т. ч. знаменитой группы «Рабочий и колхозница», представленной на всемирной выставке в Париже в 1937 году.



Юлия Хожаенко

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
sunsan, какое богатство! Все картины в посте мне знакомы и видены-перевидены не раз. А вот то,что ты "накопал", вижу впервые. Портретное искусство - моя особенная любовь. Людей люблю, отгадывать, разгадывать судьбу, характер. А у Нестерова такие люди! Одухотворенные, чистые, умные, интеллигентные... На эти лица хочется смотреть бесконечно. Ролик сделан безупречно. Леша, СПАСИБО за чудесный подарок!
sunsan 21-10-2013-20:17 удалить
Ответ на комментарий Лариса_Бабуркина # Лариса_Бабуркина, Рад, что тебе понравилось, Лариса! Когда-то я сделал довольно много роликов по искусству, сейчас на это уже нет силенок. А по Нестерову у меня было два ролика... Что-то ты совсем перестала заглядывать... или обиделась на что-то? Вот второй ролик
sunsan, да что ты, Леша, на что мне обижаться? С мая и по сентябрь живу на даче, даже на работу езжу оттуда. За это время раза 3-4 только заглядывала сюда. Просто некогда, но сейчас потихоньку вхожу в городской ритм, начинаю читать, писать. Многое забыла, как делать. Вот как, например, твои ролики взять себе в папку "Живопись, видео"? Сейчас посмотрю твой второй ролик. Спасибо огромное.
sunsan 21-10-2013-21:33 удалить
Ответ на комментарий Лариса_Бабуркина # Лариса_Бабуркина, первый вариант - у каждого ролика есть код для вставки в блог. нужно просто его скопировать и вставить в свое сообщение. Второй вариант - процитировать мои посты с этими роликами: http://www.liveinternet.ru/users/sunsan/post104116873/ http://www.liveinternet.ru/users/sunsan/post104141918/
sunsan, второй легче. Беру с твоего позволения с великой радостью!
sunsan 21-10-2013-21:59 удалить
Ответ на комментарий Лариса_Бабуркина # Лариса_Бабуркина, буду рад, если пригодится...
sunsan, обязательно пригодится и очень даже скоро: покажу в среду на классном часе.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Pусский живописец Михаил Нестеров. | Лариса_Бабуркина - Дневник Lorchenburg | Лента друзей Лариса_Бабуркина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»