В последней трети XIX века в Польше наиболее значительными представителями демократического реализма были Юзеф Хеломонский и братья Герымские.
	  [402x600]
 [402x600] 
	Автопортрет
	М. Герымский (1846—1874)
	
	Оба брата родились в Варшаве, в разное время получили художественное образование в Варшавском рисовальном училище, а затем у А. Вагнера и Фр. Адама в Мюнхенской Академии художеств, которая в 60-х—80-х годах прошлого века была местом учебы целого поколения польских живописцев.
	Максимилиан закончил обучение раньше, а Александр в 1872 с золотой медалью.Конечно, в течение жизни они поддерживали друг друга, следили за творчеством, помогали в тяжелых ситуациях, неоднократно жили в одном городе и закончили свой путь в одной стране - в Италии. Оба они - художники реалистической школы живописи, но все же они не близнецы в творчестве, и судьбы их складывались по-разному. Объединяет их, помимо родства, огромное трудолюбие, отсутствие тщеславия,почти безвестность при жизни на родине и почет, любовь и уважение уже после смерти.
	А теперь немного поподробнее о каждом.
	Максимилиан,живя и работая главным образом в Мюнхене, довольно быстро сумел достичь известности. Он получал множество заказов. Его произведения экспонировались на выставках в Лондоне и Париже, и только дома, в Польше, его долго не решались признать серьезным живописцем. Однако в среде передовых поляков -эмигрантов, живших в Германии, М.Герымский пользовался большим авторитетом. Вместе с Ю. Брандтом он возглавил так называемый «штаб» мюнхенской колонии, вокруг которого группировались молодые польские художники антиакадемического направления.
	Таланту Герымского была свойственна поэтичность, слитая с исключительно тонким, реальным ощущением действительности. Его кисти принадлежат картины из жизни городской бедности («Похороны горожанина». 1868 и др.), напоминающие по своему идейному звучанию искусство русских передвижников. Герымский был автором батальных полотен на тему польского восстания 1863—1864 годов, в котором он принимал участие семнадцатилетним юношей.
	  [441x600]
 [441x600] 
	Повстанец
	
	  [600x420]
 [600x420] 
	Повстанческая артиллерия
	
	  [600x470]
 [600x470] 
	Поляки и татары
	
	  [600x323]
 [600x323] 
	Повстанческий патруль
	Одна из лучших картин этого цикла — «Повстанческий патруль» (ок. 1871) изображает четырех всадников, остановленных на сельской дороге нищим-разведчиком, сообщающим о близости неприятеля. Большой внутренний смысл приобретает в этой картине пейзаж. Он характерно польский, реальный и вместе с тем полный лирики и напряженного драматизма, созвучного переживаниям группы повстанцев, — кажется, сама природа, окружающая их, проникнута тревогой.
	Герымский был первым польским художником, проявившим интерес к пленэрной реалистической живописи.
	
	
	  [600x387]
 [600x387] 
	Пейзаж
	  [600x432]
 [600x432] 
	Ландшафт
	По мотивам поэмы А. Мицкевича «Пан Тадеуш» Герымским была создана яркая и выразительная картина «Возвращение пана Тадеуша». Писал он и полотна с изображением охот, но они значительно уступали его картинам на социальные и исторические темы. Однако именно за охотничьи сцены с фигурами в костюмах XVIII века Герымский был удостоен Германской Академией художеств звания ее почетного члена. Несколько картин написано Герымским совместно с братом Александром, на имя которого он в 1871 году открыл художественный салон в Париже.
	Его произведения находятся, главным образом, в музеях Польши, Германии, Швейцарии и США.
	
	
	Александр Герымский (1850, Варшава — 1901, Рим) — младший брат художника Максимилиана Герымского.
	  [486x600]
 [486x600] 
	Автопортрет
	
	В 1873—1874 живёт в Италии, главным образом в Риме, где оттачивает своё мастерство.
	Написанные в Италии картины Герымский привозит в Польшу и в 1875 году с успехом выставляет их в варшавской галерее Захента Штуки.
	
	  [357x458]
 [357x458] 
	Adam Chmielowcki
	
	  [600x394]
 [600x394] 
	
	  [472x600]
 [472x600] 
	ambona w ravello
	
	  [447x600]
 [447x600] 
	am ploenlin
	
	  [600x389]
 [600x389] 
	kupies wtntcki szkic
	
	  [600x557]
 [600x557] 
	В саду
	
	  [434x600]
 [434x600] 
	dama Rokokowa
	
	Период с 1875 по 1879 года Герымский снова проводит в Италии. Художник пытается решить проблему правильного сочетания цвета и света на полотне; его работы этого времени имеют много общего с произведениями французских импрессионистов.
	
	  [382x599]
 [382x599] 
	Street at night
	  [477x600]
 [477x600] 
	Парижская опера ночью
	  [365x599]
 [365x599] 
	Louvre at night
	
	  [449x600]
 [449x600] 
	Most w Monachium
	
	В 1879-1888 годах Герымский живёт в Варшаве. Это время было самым плодотворным для мастера.
	Он пишет виды Варшавы и сценки из жизни её обитателей.
	  [600x451]
 [600x451] 
	Feast of trumpets
	
	  [600x435]
 [600x435] 
	Рабочие песчаного карьера
	
	  [474x599]
 [474x599] 
	A boy canying a sheat
	
	  [600x437]
 [600x437] 
	Крестьянский гроб
	
	  [447x600]
 [447x600] 
	chloh z fajka
	
	  [462x600]
 [462x600] 
	kobieta
	
	  [600x408]
 [600x408] 
	Солец
	
	  [448x599]
 [448x599] 
	Еврейка с апельсинами 1
	"Еврейка с апельсинами" является одной из наиболее ярких работ недооцененного при жизни польского мастера. Она относится к наиболее плодотворному периоду его творчества, когда Герымский много писал виды и сцены из жизни Варшавы. Картинка, изображающая торговку апельсинами, входит в цикл, посвященный обитателям нищих еврейских кварталов. На картине, за фигурой несчастной, с ввалившимися щеками старухи-торговки, расположена панорама окутанной туманом польской столицы.
	Картина была утеряна в 1944 году, как и многие другие культурные ценности, украденные немцами во время оккупации Польши фашистскими войсками. И обретена лишь через 70 лет. После реставрации она была выставлена в Национальном музее в Варшаве. По словам польских исследователей, картина "Еврейка с апельсинами" является "бесценным шедевром,с чем,я думаю, трудно ни согласиться.
	
	  [384x599]
 [384x599] 
	Еврейка с апельсинами 2
	
	Работы А. Герымского в тот момент не нашли должного отклика у соотечественников, и художник в 1888 году уезжает за границу — в Германию и во Францию. Основной темой его творчества становятся пейзажи.
	  [600x437]
 [600x437] 
	Море
	
	  [600x479]
 [600x479] 
	Пейзаж с кипарисами
	
	  [600x397]
 [600x397] 
	droga w bronowicach
	В 1893—1895 году А. Герымский живёт в Кракове, рассчитывая получить профессорскую кафедру в местной Академии. Последние годы жизни, как и брат, провёл в Италии.
	
	  [389x600]
 [389x600] 
	pejzaz z werony
	
	  [385x600]
 [385x600] 
	siesta wloska
	
	  [445x600]
 [445x600] 
	Гамлет
	
	  [371x600]
 [371x600] 
	Katedra w Amalfi
	
	Картины А. Герымского хранятся в Национальном музее в Варшаве, Национальном музее в Кракове, в музее в Катовице.
	Творчество Александра Герымского — одна из вершин польского реалистического искусства XIX века. Это яркий, перворазрядный талант, который можно сравнить по его значению для польского искусства с Б.Прусом или с С.Жеромским в литературе.
	Об этом талантливом живописце и его творчестве написала монографию наша соотечественница искусствовед Лариса Тананаева.
	
	http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/904928
	http://allday.ru/index.php?newsid=321691
	http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Aleksander_Gierymski?uselang=ru