• Авторизация


Художники-баталисты. Виллевальде и Каразин 28-06-2013 23:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Если попросить вспомнить русских художников-баталистов, то обычно-называют две-три фамилии: Верщагин, Рубо, Греков. Ясное дело, что их было намного больше. Сегодя я познакомлю вас с творчеством двух из них.


Виллевальде Богдан Павлович (1819 -1903)— академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Совета Императорской Академии художеств. Крупнейший и наиболее типичный представитель того направления батальной живописи, которое господствовало в первой половине XIX века.
Ученик А. И. Зауервейда, Виллевальде отличался успехами ещё в академии художеств и в 40-х годах был командирован за границу, где работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года; в 1844 году он был вызван в Санкт-Петербург, ввиду смерти Зауервейда, для окончания начатых им работ по истории борьбы с Наполеоном, и в конце 40-х годов в звании профессора и академика стал во главе батального класса.
[600x456]
«Отступление французов из России»


[600x394]
«Они попали в плен в 1814 году»


[450x600]
«Здравствуй, любимая Франция»


Капитальными трудами Виллевальде в этот первый период являются четыре громадных полотна из истории 1813—14 годов, висящих в Александровском зале Зимнего дворца: «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем».
[600x403]
«Сражение при Париже 17 марта 1814 года»

[600x425]
«Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фершампенуазе 13 марта 1814 года»,



Не раз возвращаясь к этой эпохе Виллевальде потом живописует и усмирение польского восстания 1831 года и венгерский поход 1849 года, и Крымскую кампанию и борьбу на Кавказе.
[600x438]
«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году»


[600x370]
«Атака лейб-гусар под Варшавой в 1831 году»

[600x477]
«Сражение при Грахове 13 декабря 1831 года»


[600x390]
«Взятие Шумлы»


Отличный знаток военного строя, Виллевальде хорош также и там, где парады и маневры изображаются сами по себе, а не служат образцом картины войны. Зависимость от официальных сфер, которые тогда одни создавали и поддерживали существование батальной живописи, и малое ещё развитие реализма в искусстве вообще вызывали особые требования от изобразителя войн; выше всего ценилась точность, главным образом, внешняя, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая официальному представлению о войне, реляциям о ней. Такой и была вся живопись Виллевальде: всегда внешне точная, условно-правдивая, законченно-вырисованная, но не волнующая.
[428x600]
«Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году»

[600x382]
«Открытие памятника "Тысячелетие России" в Новгороде в 1862 году»


[429x600]
«Рядовой лейб-гвардии Павловского полка»


[600x406]
«Блюхер и казаки в Бауцене»


Виллевальде пробыл руководителем баталического класса академии художеств вплоть до реформы её в 90-х годах XIX века, его отличному преподавательству обязаны своим художественным развитием почти все наши новейшие баталисты.
[443x600]
«Русский солдат одаривает цыганских певцов»


[600x577]
«Сцена у верстового столба»


[458x600]
«Сегодня ты, а завтра я!»


[600x405]
«Вид Владикавказа»


[600x420]
Казаки в Бауцене




Николай Николаевич Каразин (1842—1908) — русский художник-баталист и писатель, участник Среднеазиатских походов. Окончил 2-й Московский кадетский корпус, из которого в 1862 году был выпущен в офицеры в Казанский драгунский полк. С полком Каразин участвовал в усмирении польского мятежа 1863—64 гг. и за отличие в делах близ Порицка и у Волчьего поста был награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».В 1865 году вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств, где два года работал под руководством известного баталиста Б. П. Виллевальде. В 1867 году Каразин покинул академию, чтобы принять участие в походе в Бухару. Командовал ротой, полубатальоном, был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и золотым оружием с надписью «за храбрость».
Туркестане он познакомился с В. В. Верещагиным. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во «Всемирной Иллюстрации» за 1871 г. Также Каразин создал первые в России художественные почтовые открытки, изданные Общиной св. Екатерины. В 1874 и 1879 гг. Каразину, как знатоку края, было предложено Русским географическим обществом принять участие в научных экспедициях в Центральной Азии для исследования бассейна Амударьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, Каразину были присуждены высшие награды на географических выставках Парижа и Лондона, он избирается членом Русского географического общества.
[600x343]
«Казаки в Киргиз-Кайсацкой Орде»


[403x600]
«Киргиз у падшей лошади»


[600x349]
«Сибирские казаки с китайцами»


[600x430]
«Соколиная охота»



В сербско-турецкую и русско-турецкую войны 1877—78 гг. Каразин был военным корреспондентом-иллюстратором. Его иллюстрации печатались в лучших заграничных изданиях и доставили Каразину широкую известность. В 80-х гг. XIX в. Каразин был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода русских войск в Хиву и Бухару.
[600x329]
«Вступление русских войск в Самарканд 8 июня 1868 года»


[600x337]
«Хивинский поход 1873 года. Переход Туркестанского отряда через мертвые пески к колодцам Адам-Крылган»


[600x328]
«Переправа туркестанского отряда через Аму-Дарью в 1873 году»


[600x345]
«Нападение кокандцев на казачий выселок Узун-Аган»

Свою славу первого в России аквалериста и лучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бесчисленными работами акварелью, карандашом и пером. Обладая богатой творческой фантазией и огромным художественным вкусом, Каразин отличался необыкновенной быстротой и легкостью в работе. Трудоспособность и продуктивность его были изумительны. Мир произведений Каразина — преимущественно восточные окраины империи. Природа Средней Азии и азиатские типы — любимый сюжет его художественных произведений. В акварельной живописи Каразин создал свой особый стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные световые эффекты, яркие контрасты, особенный несколько мрачный колорит, великолепная композиция и бесконечная фантазия.
[600x348]
«Ямская и конвойная служба в степи»


[600x349]
«Первый крест над Или»


[600x400]
«Зимний день»


[600x361]
«Воры»


Хотя некоторые критику оценивали его твочество по-другому:"Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции, в ущерб правде и серьёзности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно-эффектен. То же самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти Каразина. В последнее время (с 1887) он стал пробовать свои силы в живописи масляными красками: но в ней недостатки художника ещё заметнее, чем в его прочих произведениях"

Игорь Левитас

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Художники-баталисты. Виллевальде и Каразин | Лариса_Бабуркина - Дневник Lorchenburg | Лента друзей Лариса_Бабуркина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»