Петр Александрович Нилус (1869–1943) – художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников Товарищества передвижных художественных выставок. П.А.Нилус разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались практически забытыми на Родине.
[457x540]
Автопортрет в котелке. 1935
В эмиграции художника связывали долгие дружеские отношения писателем И.А.Буниным, называвшим П.А.Нилуса "поэтом живописи" (И.А.Бунин посвятил художнику одно из своих самых проникновенных стихотворений – "Одиночество").
[600x439]
Во дворе
П.А.Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом – участником войны 1812 года. Родился П.А.Нилус в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К.К.Костанди в одном из престижных художественных учебных заведений России того времени – Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. В 1889 году П.А.Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И.Е.Репина. Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, "нанять мастерскую и работать".
[600x441]
На мостике. Лето
[600x486]
Осень.
Вернувшись в Одессу, П.А.Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества, с 1890 года он регулярно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников, не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899-го – членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П.А.Нилус вспоминал: "Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму". В первом десятилетии ХХ века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошел от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве П.А.Нилуса – "символико-романтический" или "ретроспективный": художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Такие композиции сам П.А.Нилус называл "кринолинами".
[600x477]
В парке
[600x465]
[365x540]
Дама в красном. 1925
Революцию 1917 года П.А.Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А.И.Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов. Осознав, что возвращение в Одессу красных будет грозить ему смертным приговором, в декабре 1919 года П.А.Нилус покинул Россию. Три года живописец провел в разъездах по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и одном доме с И.А.Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе
дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И.А.Бунина, переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, "что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством", было бы особенно невыносимо.
[495x600]
Place de la Republique - Rue du Temple, signiert
[600x497]
Булонский лес
[600x475]
Порт
До конца 1920-х годов П.А.Нилус сохранял верность "живописи кринолинов", которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение "белое Нилуса" стало нарицательным.
[600x490]
Blumenstillleben mit Orangen
[600x487]
Still Life
Первые персональные выставки П.А.Нилуса в Париже состоялись в 1924 году в престижных галереях Ж.Пти и Ж.Шарпантье. Работы художника привлекли внимание знаменитого коллекционера и книгоиздателя А.Воллара. Большой успех имела выставка П.А.Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной выставкой. Несмотря на определенное признание и востребованность, чувство утраты Родины, своих корней не покидало художника вплоть до его кончины в 1943 году в оккупированном Париже.
[540x436]
Большой натюрморт (Белая серия). 1932.
П.А.Нилус оставил обширное живописное и эпистолярное наследие. Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне.
[600x498]
После дождя
П.А.Нилус предстает перед зрителем как художник полунамеков, поэтизирующий ночные гулянья, сумерки, "когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен".
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions3155/
[600x314]
[600x532]
[490x600]
Дуэт
[600x552]
Встреча
[339x600]
Morning
[482x600]
Женский портрет
[600x461]
Портрет А.П.Чехова
[600x356]
Сенокос
[432x540]
Синий натюрморт с апельсинами. 1929