50 - 60-е годы
Первая англо-голландская морская война 1652-1654 годов опустошила казну. В Амстердаме и других приморских городах начались банкротства; коммерческие обороты сократились. Это отразилось и на ценах за художественные произведения. В прежние годы Рембрандту каждый портрет, каждая картина приносила 600 флоринов; теперь ему не хотели платить и шестидесяти. Да и сама мода, под влиянием французских вельмож, посещавших Нидерланды (маршал Тюренн, портрет которого писал Рембрандт, прожил весь 1649 год в Голландии), изменилась; с нею извратился и эстетический вкус голландского общества. Сильные, реалистические картины Рембрандта, полные художественной правды, их оригинальный колорит уже не находили в художественных кругах Амстердама той оценки и безусловного поклонения, как прежде. Развитие его творческого гения шло вразрез с требованием рынка. Около 1645 года в его манере писать заметна коренная перемена. Золотистый тон картин переходит в темно-коричневый; на нем особенно эффектно выделяются яркие блики. Выражение лиц становится более угрюмым, суровым. Зато размах его кисти, широкий и смелый в молодости, в этот второй период его творчества отличается мягкостью, резкость контуров исчезает; не теряя рельефности, они гармонически сливаются в одно прекрасное целое
Тяжелые 1650-е и 1660-е годы — время полного разорения и обнищания художника — оказались самым плодотворным и зрелым периодом его творчества. В эти годы Рембрандт создал галерею непревзойденных по мастерству исполнения, полноте психологических характеристик портретов людей различного возраста, звания, интеллекта.
[447x600]
Портрет мужчины в золотом шлеме 1650
[484x600]
Кухарка 1651
[492x600]
Молодая женщина, примеряющая серьги 1657 С-П, Эрмитаж
Необыкновенно смело письмо Рембрандта, широкий свободный мазок, эскизная, «открытая» манера. Формы мягки, податливы, готовы реагировать на любой эмоциональный импульс и безупречно ясны, точны и определенны, – образ дается и в своей завершенности и в изменчивости внутренней жизни.
[502x618]
Портрет женщины с алой гвоздикой 1662
[470x600]
Портрет дамы с собачкой 1665
[480x600]
Портрет поэта Иеремиаса Деккера 1666
Круг друзей Рембрандта был узок, но состоял из достойных людей. Йеремиас де Деккер (1610—1666) был одним из лучших его друзей, равно как одним из самых безоговорочных его почитателей. Уроженец Дордрехта,он был в юности учеником знаменитого поэта и драматурга Йооста ден Вондела. Хотя Вондел и был приверженцем классицизма, и критиковал стиль художника, утверждая, что его склонность к затенению фона является признаком больного ума, Деккер не разделял этого мнения, поскольку его восхищала сила и глубина чувств рембрандтовских персонажей. Деккер, который в своих стихах и пьесах писал духовные размышления о смерти и ложности мира, неоднократно восхвалял стиль художника. Например, о картине "Христос, предстающий перед Марией Магдалиной" (1638) он писал, что это «безжизненная сцена, вызванная к жизни». Он также написал другое стихотворение под названием «В благодарность великому Рембрандту», в котором он благодарил его за написанный портрет (ныне утраченный). В нем он говорит, что Александр Великий позволил сделать свой портрет только Апеллесу и что, хотя он не Александр, он гордится тем, что «Апеллес его времени» пожелал написать его портрет. Рембрандт для Деккера был более великим художником, чем даже Рафаэль или Микеланджело. Художник, несомненно, был благодарен Деккеру за поддержку его работы в то время, когда на него изливался поток критики.С портрета, написанного в год смерти поэта, он смотрит на зрителя с грустным видом. Боковой свет освещает половину лица и белый воротник, который служит ему обрамлением. Глаза его прикрыты высокой широкополой шляпой, бросающей тень на отсутствующий взгляд Деккера, который, подняв брови, погрузился в глубокие размышления. Черный пиджак и шляпа сливаются с темным фоном, делая центром внимания лицо, сосредоточенное на возвышенных мыслях. Лицо кажется вылепленным подобно скульптуре, а густые, широкие и свободные мазки кисти подчеркивают впечатление легкости, которую хотел передать художник.
[487x600]
Портрет тучного мужчины 1667
[514x600]
Портрет мужчины с жемчугом на шляпе. 1667 г.
"Казалось бы, ничего особенно недостижимого нет. Лепка формы, моделировка светотенью, пастозный красочный слой. Принцип: верный тон на верное место. Никакой излишней детализации."
[452x600]
Портрет Якоба Триппа 1661
Еще в 1647 году Рембрандт выполнил в технике офорта портрет своего друга, впоследствии бургомистра Амстердама, Яна Сикса. Он изобразил Сикса за чтением, стоящим возле окна, лицом к зрителю.
[479x600]
Портрет Яна Сикса гравюра
Но глубокой психологической характеристики в этом портрете художник еще не дал. Большое внимание он уделяет передаче света, заполняющего интерьер, изображению находящихся в комнате вещей, которые с той или иной стороны характеризуют хозяина – например: картина, книги, плащ, шпага.
[547x600]
Портрет Яна Сикса 1654
Сравнение офорта с написанным маслом портретом Яна Сикса (1654. Собр. Сикса, Амстердам) дает некоторое представление об эволюции творчества Рембрандта. В этом позднем портрете мастер все внимание сосредоточил уже непосредственно на самом человеке. Он дает поколенное изображение, приближая фигуру к зрителю. Бесцветная атмосфера окружает фигуру этого человека, которого художник наблюдал в домашней обстановке, в привычных позах и в будничной одежде. Он не вполне дворянин, но и не буржуа. Это человек воспитанный, хорошо одетый, с непринужденными движениями, с твердым, но не слишком пристальным взглядом, со спокойным, несколько рассеянным выражением лица. Он собирается выйти из дому, уже надел шляпу и надевает серые перчатки: левая рука в перчатке, правая еще нет. Ни та, ни другая художником не окончены и не могли быть окончены, настолько набросок их в своей небрежности завершен. Спокойное, замедленное и почти автоматически выполняемое движение подчеркивает состояние глубокого раздумья, внутреннюю сосредоточенность человека, «ушедшего в себя», перед неподвижным взором которого, быть может, возникают далекие образы. Верность тона, правдивость жеста, безупречная строгость формы здесь таковы, что лучшего желать не приходится. Рыжие волосы, черная фетровая шляпа, цвет лица, такой же характерный, как и его выражение, столь же индивидуальное, сколь и живое; нежно-серый камзол; на плечи накинут короткий плащ, красный с золотыми позументами. И плащ, и камзол имеют свой собственный цвет, причем выбор обеих красок столь же тонок, как верно соотношение обоих цветов. По духовному выражению этот портрет очарователен; с точки зрения правдивости он абсолютно искренен; как произведение искусства он самого высокого качества.
[512x600]
Николаус Брейнинг 1652
В 1652 году Рембрандт получил заказ от представителя высшего амстердамского общества. Еще в возрасте 23 лет Николаус Брейнинг получил в наследство от своего деда огромное состояние. Он принадлежал к влиятельной семье адвокатов, которые работали на Голландскую Ост-Индскую компанию. Любопытно, что член этой семьи Франс Янс Брейнинг в 1656 году был уполномочен ликвидировать имущество Рембрандта после банкротства и распродать вещи художника на аукционе.Николаус не сомневался, что будет жить в достатке до конца дней, а потому художник изобразил его расслабленным аристократом, довольным жизнью. Он опирается на правую сторону стула, голова его повернута в сторону, противоположную положению его туловища, и он предстает элегантным, искренним и честным молодым человеком, то есть человеком, который с честью носит доброе имя Брейнингов.
В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г.) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений, одно воссозданное на полотне состояние складывается из различных переживаний и эмоциональных ощущений. Трудно определить словами, что выражает его взгляд, едва тронувшая губы слабая, чуть усталая улыбка – душевную тонкость, доброту, мягкую снисходительность, насмешливость и притаившуюся в ней легкую грусть. Скольжение теней, игра световых бликов, подвижность и неопределенность контуров, движение самой красочной массы дают ощущение внутренней динамики, которую подчеркивает и композиция портрета, неустойчивость позы, поворот головы. Затемненный фон заставляет зрителя сосредоточить взгляд на лице и руках, в которых видны лишь костяшки пальцев. Свет, падающий на лицо молодого человека, создает ощущение, что он загадочным образом появляется из темноты.
К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Молодая служанка Хендрикье Стоффел оказалась очень достойной девушкой, и её очень полюбил сын Рембрандта и Саскии Титус. Хендрикье тоже полюбила художника. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника.
[459x600]
Купающаяся женщина, 1654.
Национальная Галерея, Лондон
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. По-видимому, это эскизная работа. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног и прежде всего сорочки. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
[456x600]
Хендрикье Стоффел 1656
Образцом композиции этого портрета служило изображение, приписываемое венецианцу Пальма Веккио. «Это - картина самого высокого стиля, одеяние в пылающих красных тонах на фоне глубоких теней исполнено энергичными широкими мазками. Формы лица, видного в вырезе платья обнажённого тела, рук - упруги, тяжелы, плотны. Взгляд - любовно-заботлив, открыт, ясен, глубок и полон чувственной душевности.
Картина художника так скомпанована, что работы голландских портретистов кажутся рядом с ней лишь незначительными человеческими штудиями. Перед нами скорее миф о Хендрикье, чем портрет. Отношение художника к Хендрикье здесь совершенно другое, чем в изображениях Саскии.
В портретах последней Рембрандт как бы захвачен являющимся ему видением. Здесь же модель возвышается художником до значения монумента. Саския подарила ему новый мир, втянула его в этот мир, Хендрикье Стоффельс ограждает его от окружающего мира, художник же берёт её в свой мир, мир искусства. Он возвеличивает её в картине, Хендрикье чувствует это возвышение, она верит ему, и ничто не может поколебать эту веру. В этом её человеческое величие...
"Выразительнейшая форма, сохранившая в портрете простую человечность и доброту женской души» (Р. Гаманн).
[511x600]
Портрет Хендрике 1659
Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. По условиям завещания Саскии, если Рембрандт вторично вступал в брак, всё состояние переходило к родственникам Саскии. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Хендрикье вызвали на церковный суд после рождения девочки и потребовали отречься от Рембрандта и покаяться в незаконной связи. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Боль и одиночество, тяжесть от сознания, что он заставил страдать Хендрикье, переложил на неё свою вину, отягощают и без того угнетённое состояние мастера.
Великолепны портреты Титуса, единственного их сына с Саскией, человека, ставшего его верным другом,помощником, а иногда и спасителем.
[509x600]
Титус 1654
[487x600]
Сын художника Титус за партой 1655
[542x600]
Титус за чтением 1656-57
[506x600]
Портрет Титуса 1657
Рембрандтовские старики
Живя в своем обособленном, идеальном мире, он и не замечал, что отечество его уже вступило на путь, приведший его к упадку. Друзья указали мастеру на поворот воззрений публики и убеждали его приспособиться к новым веяниям и писать так, чтобы его картины находили покупателей. Великий художник, несмотря на трудность своего положения, отказался, говоря, что Рембрандтом он родился и Рембрандтом умрет. «Ты как паук сидишь в своём углу и плетёшь свои сети», – слышит он незаслуженный упрёк. И Рембрандт бросает вызов обществу. Он пишет самыми дешёвыми и тёмными, земными красками, битумом. «Дайте мне самые плохие, дешёвые краски, я всё равно напишу шедевр», – словно говорит он. И пишет, создаёт самые великолепные полотна.
Рембрандт выбирает себе модели, жизнь которых ему близка и понятна. Он обращается к старикам, в них художник чувствует такое же отношение к жизни, как у него самого, такое же чувство одиночества, которое испытывает он сам.
[496x618]
Портрет пожилой женщины 1650
Неизвестная пожилая женщина – одна из многих моделей Рембрандта, о которых ничего не известно. Они непостижимым образом привлекали мастера, старавшегося в портретах раскрыть глубину внутреннего мира человека. Художника волновали вопросы нравственного смысла человеческой жизни, этической ценности личности. Изображённая на портрете немолодая женщина скромно сидит, сложа руки на коленях. В её позе – усталость, на лице – раздумье. Она словно уходит в свою жизнь. Чтобы придать её позе значительность, Рембрандт использует особый композиционный приём: даёт точку зрения снизу. Это возвышает даму, она ;здесь немного монументальна.И фон картины золотистый, мерцающий. Мастер тщательно выписывает руки, а одежду даёт мелкими мазками. И чтобы осветить лицо, он пишет белый платок и только потом накидывает тёмную накидку на голову.
[505x600]
Портрет неизвестного мужчины
Долгое время считалось, что это портрет брата Рембрандта, но сейчас атрибуцию поменяли, это просто портрет неизвестного мужчины. Художник больше уделяет внимание рукам, одежде, а лицо пожилого мужчины почти закрыто. Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Но позже, видимо, понял, что эта белая полоска здесь не нужна, она обрамляет и осветляет нелёгкую жизнь этого человека, белый воротничок контрастировал с цветом лица, и тогда мастер закрасил его, оставив лишь узкую полоску.
«Портрет старушки».
Эта картина – пример глубочайшего психологического портрета. Женщина сидит одиноко, спрятав руки в рукава и этот жест делает фигуру ещё более замкнутой. Плат на голове написан так, что он как бы приоткрывает лицо, оно выступает из глубины покрова. Она словно выходит из темноты. Над её головой нет даже и той узкой полоски белого цвета, как на первом портрете.
[480x600]
Портрет старушки 1654 С-П, Эрмитаж
Женщина погружена в раздумья, и они пробуждают какие-то воспоминания – брови чуть-чуть поднялись вверх. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. То есть такое движение можно сделать последовательно. Сначала – воспоминание, потом – удивление, и потом – горький приговор этим воспоминаниям. Идёт смена настроения и эмоций на лице, и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение светотени. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Неровный свет идёт как бы от души человека. И нас захватывает чувство теплоты и благорасположенности к этой женщине, мы являемся молчаливыми соучастниками её переживаний.
Но как у всякого большого мастера этот художественный контрапункт у Рембрандта достигает вершин. Потому что мимика, которая перекликается с мыслями, развивается движением светотени. Не менее важно в картине движение цвета. Рембрандт использует чёрно-коричневую краску и через светлеющие коричневатые тона переходит к красным тонам её плата и мазкам на сгибах платка. Если приглядеться, то эти движения кисти напоминают тлеющие угли. Она ведь тлеет, словно догорает её жизнь. Это точно найденная поэтическая метафора. Собирая всё воедино – цвет, свет, смысл, возникает жизнь, суровый приговор которой приносит эта женщина. Поэтому портреты Рембрандта называют портретами-биографиями.
[510x599]
Портрет старика-еврея 1654 С-П, Эрмитаж
Внешне все портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами, спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека.Красочно насыщенная, напоенная светом красно-коричневая цветовая гамма усиливает эмоциональную выразительность портретов, привносит ощущение согревающего человеческого тепла.
[511x618]
Читающая пожилая женщина 1655
[474x610]
Портрет старика в красном 1652-54 С-П, Эрмитаж
Ярчайшая иллюстрация того, каких достижений достиг Рембрандт в области портрета в 1650-е гг .
Нам неизвестно имя человека, послужившего моделью для этого портрета. Известно только, что он писал его дважды (второй портрет находится в Национальной галерее в Лондоне). Интересно, что портрет написан так, что глаза старика следуют за вами, в какую бы сторону вы ни отошли.
[459x600]
Деталь
Почти полное отсутствие хорошо оплачиваемых работ, в значительной мере обусловленное независимым характером художника, не шедшего на уступки вкусам заказчиков, затраты, связанные с коллекционированием, постепенно приводят Рембрандта к полному разорению. Летом 1656 года он был объявлен несостоятельным должником. В 1657 году его имущество было распродано с молотка и через некоторое время художник, покинув свой дом, вынужден был переселиться в гостиницу. Пытаясь как-то спасти положение, Гендрикье и Титус организуют продажу оставшихся антикварных вещей (чтобы избежать уплаты долгов Рембрандт фиктивно числился у них на работе). Но все эти попытки оказались тщетными. В 1663 году умирает Гендрикье, а еще через пять лет Рембрандт хоронит последнего близкого ему человека – Титуса. Но именно в 60-е годы, когда судьба художника складывается поистине трагично, он создает самые глубокие и значительные свои произведения. «Синдики» (1661–1662. Рейхсмузей, Амстердам) – последний групповой портрет, написанный Рембрандтом, является одним из шедевров, после которого в голландском искусстве в этом жанре не было уже ничего равного.
[600x406]
Синдики
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха»; оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Своеобразное, ярко выраженное настроение достигается тем, что чиновники смотрят прямо на нас свысока, и у зрителя возникает чувство, что его того и гляди подвергнут перекрестному допросу и в чем-нибудь обвинят. В действительности, эта точка обзора, вероятно, была одобрена самим заказчиком, так как картина должна была висеть над камином в главном здании гильдии в одном ряду с более ранними групповыми портретами. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Рембрандт оживил композицию, изменив традиции: один чиновник встает со своего места, как бы подавая знак, что заседание окончено.
Мастер прибегает к фронтальной композиции, изображая синдиков (старшин цеха суконщиков) лицом к зрителю – так, что они обращаются как бы непосредственно к нам, уверенные в правоте доводов, вложенных в уста их главы, который произносит речь. Зритель невольно оказывается «втянутым» в происходящее. Лаконична и индивидуальна характеристика каждого персонажа, но одновременно ясно ощутимы единство и общность членов организации, заказавшей портрет. Желая сконцентрировать все внимание на главном - на раскрытии характеров людей, их мыслей и чувств, Рембрандт почти лишает фигуры внешнего движения, изображает синдиков в одинаковых строгих одеждах на фоне гладкой стены, дает лишь минимум предметов (низкая точка зрения, как бы «приподнимающая» образы портретируемых, одновременно делает невидимой для нас поверхность стола,где могли бы располагаться какие-то аксессуары). «Лишними» в картине оказались даже руки: изображено шесть человек, но видны кисти лишь пяти рук. Все внимание сосредоточено на лицах и прежде всего на глазах людей.
Отныне и автопортреты художника – уже не этюды экспрессии, а раскрытии внутреннего мира человека на различных этапах его жизненного пути, его духовной эволюции.
[498x600]
Автопортрет 1655
Два портрета Рембрандта открывают нам душевное состояние его в эпоху разорения. На портрете, оконченном, как говорят, в 1657 году, Рембрандт уже изведал все горести, все утраты; он лишен крова. Где же были они, его друзья, поклонники, те, которым он дарил картины, бесплатно писал портреты? Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания.
[482x600]
Автопортрет 1658-59 гг.
С темного полотна бросает он гордый, суровый взгляд своих проницательных глаз; на твердо сжатых губах усмешка, полная упрека и скорбного презрения. Художник как будто говорит своим
противникам: "Вы разорили, вы оскорбили, вы унизили меня; вы приписывали мне побуждения и поступки, чуждые моей натуре. Но сломить меня вы не могли. Смотрите, я все тот же, крепкий, могучий, непоколебимый, как дуб,не тронутый грозой".
[462x600]
Автопортрет за мольбертом 1660
На «Автопортрете за мольбертом» (1660 г.) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. А взгляд властный, гордый и ставший очень усталым в
последние годы, омраченные материальными невзгодами и семейными неурядицами.
Хотя время и заботы наложили на него свою печать, он все еще бодр и доволен. Тихая улыбка освещает его лицо. Пока у него в руках палитра, пока он в состоянии держать кисть и резец, он не боится ни бедности, ни измены друзей; мастер верит, что его гений вернет ему все блага жизни.
В июле 1663 умирает в возрасте около сорока лет верная спутница жизни Хендрикье. Оказалось, что судьба еще не утомилась, нанося несчастному старцу все новые удары; целый ряд бед отравил предсмертный год его жизни. Через семь месяцев после своей свадьбы умер Титус ван Рейн. Рембрандт присутствовал на крестинах сироты-внучки, родившейся после смерти своего отца и названной в честь его Титией, а следом он похоронил свою молодую невестку. Несмотря на свалившиеся на художника беды, работы 1660-х продолжают тему человеческих возможностей и человеческого совершенства.
[496x600]
Автопортрет 1665
Необычный кельнский «Автопортрет», написанный около 1665 года, выразительный и беспристрастный, показывает Рембрандта еще способным улыбаться.
Последние же два автопортрета 1669 года, хранящиеся в Лондоне и Гааге, один — со сложенными
руками, другой — в разноцветном тюрбане поверх длинных седых волос, передают горечь и разочарование человека, оттесненного на задний план своими же бывшими учениками, человека, в 1641 году слывшего «одним из самых выдающихся живописцев своего времени».
[553x600]
Автопортрет 1669
Ряд автопортретов шестидесятых годов показывает болезненное одутловатое лицо преждевременно состарившегося человека. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений. Но испещренное морщинами некрасивое лицо с толстым носом и запавшим ртом все озарено вдумчивым серьезным взором.
[484x600]
Автопортрет в возрасте 63 лет 1669
В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага,Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя, и глубоко проникающий в душу. В этом взоре то понимание, та мудрость и та любовь к человеку, которые великий сын голландского народа пронес через всю свою жизнь и которые вдохновляли его на создание величественных произведений поздних лет, таких, например, как написанная в последние годы жизни картина „Возвращение блудного сына".
В последний год художник остался один с дочерью и жил на ее средства.Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы. Смерть его прошла почти незамеченной. Лаконичная запись о погребении, сделанная в церковной книге, гласит: «Вторник,8 октября 1669 года, Рембрандт ван Рейн, художник с улицы Розенкраат, что против Домхофа».