Пасхальная музыка, которую писали русские композиторы
Пасха — это христианский праздник, посвящённый Воскресению Иисуса Христа.
Праздник символизирует надежду, победу жизни над смертью и является центральным событием христианской веры.
Пасхальный звон
СВЕТЛАЯ ХОРОВАЯ МУЗЫКА И ТОРЖЕСТВЕННАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Дмитрий Бортнянский (1751 — 1825)
Да воскреснет Бог, концерт №XXXIV.
Пасхальное духовное произведение
для хора a cappella. Оно отличается сдержанным
темпом и плавными переходами, что придает музыке
ощущение тихой и светлой радости. Композитор
изначально писал сочинение для придворной
капеллы, но в наши дни оно всё чаще звучит
в храмах и концертных залах.
Хоровая музыка Павла Чеснокова (1877 — 1944)
Композитор известен прежде всего как автор
целого множества духовных хоровых сочинений.
Среди пасхальных работ композитора радостные
и наполненные светом хоры «Воскресни Боже»
и «Часы Святой Пасхи».
Первый из них - довольно
миниатюрный, второй - более развернутый,
но в музыке каждого проникновенно воплощается
идея торжества Воскресения.
"Воскресни, Боже..."
Часы Святой Пасхи
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 — 1908)
«Светлый праздник», соч. 36
Это «воскресная увертюра на темы из Обихода».
В ней композитор смело цитирует
пасхальную стихиру «Да воскреснет Бог»
и знаменные распевы «Ангел вопияше» и
«Христос воскресе».
В звучании слышится колокольный звон,
а струнные создают атмосферу
ожидания весны и чуда.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943)
Сюита №1 для 2-х фортепиано, op.5
IV. Светлый праздник
Сюита состоит из четырёх зарисовок.
Финальная часть - «Светлый праздник»
- посвящена Пacxe.
Композитор предваряет её строками
Алексея Хомякова, в которых поэт рисует
звучание мощного колокольного перезвона:
«И мощный звон промчался над землёю,
И воздух весь, гудя, затрепетал.
Певучие, серебряные громы
Сказали весть святого торжества…».
Два рояля передают атмосферу
торжества и словно превращаются в колокольни,
возвещающие о Светлом воскресении.