Великий романтик и «душа фортепиано» - Фридерик Шопен. 215 лет со дня рождения
Фридерик Шопен, 1849 (фото)
1 марта — день рождения Фридерика Францишека Шопена, одного из величайших композиторов в истории музыки и человечества.
« ... существуют две разные даты рождения композитора. Дата 22 февраля указана в приходской книге в Брохове, где был крещен Фридерик Шопен. 1 марта — это дата, которую праздновала семья. Фридерик Шопен также отмечал 1 марта как свой день рождения, и этому есть документальные подтверждения. Отсюда — две даты рождения нашего гения. В Институте Шопена мы празднуем в основном 1 марта, но всегда есть праздничный акцент и на 22 февраля».
Александр Ласковский — музыковед, представитель Национального института имени Фредерика Шопена.
Шопен занимает место на неофициальном, но общепризнанном музыкальном Олимпе наряду с Бахом, Моцартом, Бетховеном и Чайковским.
Значение Шопена для мирового музыкального искусства трудно переоценить. «Он шире самой музыки, а его деятельность кажется нам её вторичным открытием», — пишет о нем в статье «Нежный гений музыки» советский поэт Пастернак, большой любитель и поклонник творчества польского композитора. Его же знаменитая строчка «Опять Шопен не ищет выгод…». Действительно, этот музыкант поистине необъятен в своем творчестве, хотя оно рассчитано, за небольшим исключением, всего лишь на один инструмент — фортепиано.
Но и ограничив себя рамками рояля, Шопен создал Вселенную звуков, образов, страстей…
По своей направленности и исторической принадлежности он — безусловный романтик, с присущей ему лиричностью, чувственностью, исповедальностью, опорой на народные образы и темы. Но при этом он никогда не обращается напрямую к литературным источникам, не использует мифические, сказочные или бытовые сюжеты, избегает произведений с программными заголовками. Его музыка всегда уравновешенна, логична и стройна по форме, подобно великим классическим образцам тех же Моцарта и Баха, перед которыми он преклонялся.
ВАЛЬСЫ ШОПЕНА
Как и многие композиторы 19 века, Шопен понимает вальс не в качестве прикладной музыки для танца, а в качестве поэтической картинки. Вальсы Шопена наделены разными характерами: среди них есть очень виртуозные и блестящие, есть легкие, словно кружащиеся, а есть поэтичные и меланхоличные.
Станислав Бунин играет вальсы Шопена (запись 1986 года), еще будучи студентом — он окончил Московскую консерваторию только в 1988 году.
В 1985 году Станислав Бунин взял первую премию международного конкурса имени Шопена в Варшаве.