В самом центре Еревана расположен монументальный комплекс Каскад. Удивительный архитектурный ландшафт состоит из парков, зеленых террас, каскада водопадов и фонтанов, галерей, связывающих по наклонной верхнюю и нижнюю части города по северной оси.
Эта достопримечательность не местного, а мирового уровня. Не каждая столица мира может похвастаться такой лестницей, ведущей на шикарную обзорную площадку. Каскад единственный в своем роде.
Спланированный Александром Таманяном в 1920-х годах, Каскад начал строиться лишь в 1982 году. В его проектировании и воплощении участвовал цвет архитекторов Советской Армении.
На переднем плане памятник народному архитектору СССР и Армении, академику архитектуры Императорской Академии художеств Александру Таманяну. Именно он сыграл ведущую роль в преобразовании Еревана из маленького провинциального города в современную столицу Армении.
Большую часть жизни Таманян прожил в России, на исторической родине был гостем. Таманян – родоначальник целой династии архитекторов: архитекторами были его два сына, внучка и правнук.
К сожалению, главный архитектор не успел претворить в жизнь свои грандиозные планы. В 1936 году его не стало. Несколько десятков лет проект Каскада оставался только на бумаге. Наконец, в 1960-х годах он потихоньку начал вырисовываться.
За 6 лет на склоне Канакерского холма успели построить 5 ярусов общей высотой 450 метров, 572 ступени. Но дальше случились страшная трагедия – Спитакское землетрясение в 1988 году, Карабахская война, распад Советского Союза, годы разрухи и нищеты.
Прогуляемся по саду скульптур под открытым небом в сквере перед Каскадом. Скульптура Лунный танец. Работа Кристофера Хилти из США.
Скульптура смеющегося человека, согнутого в позе собаки. Китайский скульптор Юэ Миньцзюнь.
Лев из переработанных автомобильных шин. Чжи Ён Хо, скульптор из Южной Кореи.
Ажурный чайник. Скульптор Жоан Васкелонес из Португалии.
Этот чайник выставлялся в садах Версаля.
Две воздушные лошади, вздыбленные словно в прыжке. Работа британского скульптора Тома Хилла.
Лошади придают дополнительную красоту и эффектный вид на Каскад.
Они прибыли в Ереван после лондонской олимпиады 2012 года, где украшали поле состязаний в павильоне конного спорта.
Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба этого комплекса, если бы в 2002 году американский меценат армянского происхождения Джерард Гафесчян не выступил с инициативой реставрации и продолжения строительства.
Гефесчян американский богач, и по совместительству меценат, с армянскими корнями. В результате массового уничтожения, учиненного младотурецким правительством, многие члены семьи Гафесчянов были убиты в Западной Армении. Его предки убежали от геноцида в далеком 1915 году, и Джерард скорее все-таки американец, чем армянин.
Великий сын армянского народа помогал Армении всем и сразу: строительством школ и шоссе внутри страны, обустройством учебных заведений. Свои кровно накопленные миллионы Гефесчян потратил на реставрацию и строительство Каскада.
Скульптура пирата. Работа Питера Коффина из США.
Антилопа в прыжке. Это одна антилопа, прыжок как бы покадрово. Работа британца Сараджа Гуха.
Гафесчян поднялся по служебной лестнице до должности исполнительного вице-президента, курирующего продажи, маркетинг.
Его предназначением стало помогать стране Армения, которая обрела независимость после сотен лет порабощения различными правителями.
Последняя воля Джерарда Гафесчяна была такова: "После того как я позабочусь о нуждах своей семьи, оставшаяся часть моего имущества будет также направлена в Фонд для поддержки Армении".
Человек, проходящий сквозь стену. – "Пойми: для того, чтобы проходить сквозь стены, нужны три условия – видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!" (Чародеи).
Сюрприз для Фабрициуса Лускина. Работа Джима Ансворта из Великобритании.
Скульптура отсылает к древней истории, когда греческий царь Пирр пытался произвести впечатление на римского воина и политика Фабрициуса Лускина, спрятав слона в полном вооружении в шатре. Но, увы, цель не была достигнута.
Серия сообщений "Грузия, Армения, Азербайджан":