Журавль – одна из самых благословенных птиц на Востоке, особенно в Японии и Китае, символ долголетия, плодовитости, удачи и счастья, воплощение таких нравственных качеств, как мудрость, справедливость, благородство, интеллигентность, аристократизм.
Почти у всех народов Европы и Азии, за исключением кельтов, прилёт журавлей расценивался как доброе предзнаменование, сулящее обильный урожай или благоприятные события в жизни людей.
У древних греков эта птица ассоциировалась с цифрой «9» - в Элладе бытовало поверье, будто разбег журавля перед взлётом обязательно составляет девять шагов – ни больше, ни меньше.
Летящий журавль – символ высокой цели. На это значение косвенно указывает и известная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», раскрывающая жизненное кредо современного обывателя, не желающего рисковать имеющимися привычными благами ради большой, но труднодостижимой цели.
В эмблематике можно почерпнуть немало интересных значений. Эмблема журавля со змеёй в клюве, как символ борьбы со злом, тождественна изображению его собрата аиста, очищающего землю от ползучих гадов.
Журавль с камнем в клюве – эмблема молчаливости и благоразумной осторожности. Древнеримский писатель Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) поясняет в своей «Естественной истории», что мудрые птицы спасаются таким образом от орлов – камень в клюве не даёт им производить лишнего шума, способного выдать пернатому хищнику их местонахождение.
Однако наибольшей популярностью пользовалась эмблема журавля с камнем в поднятой лапе – символ бдительности. У Аристотеля и в средневековых бестиариях она получила такое истолкование: журавль, вынужденный постоянно быть начеку, стоит на болоте на одной ноге, сжимая в поднятой лапе камень. В этом положении журавль может только дремать. Стоит ему погрузиться в более глубокий сон, как камень с бульканьем падает в воду и будит этого часового, постоянно и тщательно охраняющего собственную жизнь.
В европейской геральдике эта эмблема бдительности была необыкновенно популярна.
Заметный след оставила она и в российской геральдике. Журавль, как верный страж, застыл в гербах российских дворян Анненских, Бекетовых, Беклешовых, Богаевских, Вагановых, Владиславлевых, Воробьёвых, Журавлёвых, Ивановых, Короченцовых, Лонгиновых, Никитиных, Смирновых, Хвощинских и Шаховых.
Ту же эмблему бдительного часового мы встречаем и в отечественной городской и областной геральдике.
В российской геральдике наш герой имеет и много других ипостасей: стоящий с расправленными крыльями, летящий к солнцу и т.д. Наиболее забавно выглядит журавль в гербе г. Талдома, где он обут в один красный сапог.
В античной мифологии журавль является спутником Аполлона, Гермеса и Деметры. Светоносному богу журавль сопутствует в качестве весенней солярной птицы; богу – покровителю путешественников он служит потому, что его крылья никогда не знают усталости; атрибутом же богини плодородия журавль стал как предвестник богатого урожая.
В журавля перевоплощались многие восточные боги, но самой оригинальной метаморфозой следует признать воплощение кельтской богини Бригитты, принимавшей образ сразу трёх птиц, удобно расположившихся на спине быка. Столь редкая способность троиться, сближавшая Бригитту с Божественной Троицей, по-видимому, и обеспечила ей почётное место среди христианских святых. Св. Бригитте
не грозит затеряться в их внушительной толпе – с этаким отменным даром нигде не пропадёшь.
Воплощение в журавля не всегда происходило по доброй воле. Олимпийские боги превратили в журавля чрезвычайно возомнившую о себе гордячку Герану - женщину из племени пигмеев. Карлики–пигмеи, прежде почитавшие Герану как богиню, после этого отступились от неё и изгнали из родного племени, что привело к гераномахии – войне пигмеев с журавлями, описанной в «Естественной истории» Плиния.
В греческих мифах журавли ведут себя как мудрые, благородные и милосердные создания. Они выручили из беды героя Мегара, плывшего по волнам потопа, ориентируясь на их призывные крики.
В легенде о злодейски умерщвлённом талантливом певце Ивике, журавли, разоблачившие убийц одним своим появлением, и вовсе выглядят как орудия божественного возмездия.
Резко негативную оценку журавля мы встречаем лишь в индийской мифологии, где эта птица является отвратительной эмблемой лжи и коварства, аллегорией измены и предательства, а гнусную сущность Балгала-мухи, богини–покровительницы низких лжецов и подлых мошенников, с потрохами выдаёт ее журавлиная голова.
Журавль, как и популярные уточки-мандаринки, это символ брачных отношений и романтики. Эти птицы моногамны, и всю жизнь живут с одним партнером. Поэтому журавль ассоциируется с гармонией и миром в семье.
Хотя птица, вероятно, не принесет романтической удачи в любви, как утка-мандаринка, но способствует укреплению семейных уз и продолжению рода. Поэтому венценосные белые журавли с красными коронами – это подходящий подарок для главы семейства, например, на юбилей и день рождения.

Журавль выступает как птица, наделенная даром слышать божественную волю и подчиниться ей. Таким образом олицетворяя набожность и боголюбие.
«И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь, а народ Мой не знает определения Господня».
Иеремия 8: 7
Также журавль выступает носителем черт, присущим смиренной монашеской жизни. А именно религиозности и послушания — птицы путешествуют следом за вожаком. При этом они олицетворяют чистоты помыслов, преданность, аскетичность жизни и порядок.
Боголюбие, набожность:
«И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь, а народ Мой не знает определения Господня». Иеремия 8: 7

Зато в даосской религии журавль, окружённый ореолом святости, считается одним из десяти символов вечной жизни.
По мнению даосов, сяньхэ («бессмертный журавль») или линхэ («чудесный журавль») живёт удивительно долго, подпитываясь чистой субстанцией огня и металла. За долгие века облик божественной птицы трижды подвергается коренной трансформации: к 160 годам журавль становится ослепительно белым; к тысячелетнему юбилею он меняет окраску и превращается в синюю птицу; а спустя ещё тысячу лет делается чёрным, как антрацит.
Белый журавль (бай хэ), воплощённое светлое начало ян без всякой примеси тёмного принципа инь, принимается даосами за эталон чистоты и целомудрия. Верхом на священном белом журавле летали под облаками легендарный царевич Цяо, святой Мао Ин и бог монет Лю Хай. Наверное, именно поэтому образ журавля можно и теперь часто встретить на китайских монетах.
В Китае журавль и сосна – два равноценных символа долголетия.
На этом основании птица-долгожитель является неразлучной спутницей Конопляной Девы - бессмертной феи Ма Гу и бога долголетия Шоу Сина.
Важное значение имеет в Поднебесной и изображение белоснежного журавля, поднимающегося к солнцу. Эта эмблема знаменует чистоту помыслов китайцев в их стремлении к общественному прогрессу.
В Японии национальной эмблемой считается журавль цуру – красивая, величественная птица с круглой «шапочкой» красных перьев на голове, напоминающей восходящее солнце.
Цуру – символ долголетия, надежды, мира и семейного счастья. У жителей японских островов существует любопытное поверье: если сложить из бумаги тысячу фигурок журавликов, все болезни отступят, а жизнь будет долгой и счастливой.
Верила в него и 12-тилетняя Садако Сасаки, поражённая страшной лучевой болезнью. Садако очень хотела жить, но успела сделать лишь 644 фигурки… Несчастная девочка умерла, но… обрела бессмертие. В Хиросиме, в парке Мира, она стоит, поднимая вверх своего журавлика. Это памятник юным жертвам атомной бомбардировки. Журавлик в худеньких детских руках выражает хрупкую надежду на то, что жуткая трагедия Хиросимы и Нагасаки никогда не повторится.
Серия сообщений "Пернатые":