Королевский дворец в Неаполе — главная резиденция монархов Королевства Обеих Сицилий из династии Бурбонов.
Построен вокруг Пьяцца-дель-Плебисчито в Неаполе на месте дворца, выстроенного по проекту Доменико Фонтаны для Филиппа III (который никогда не бывал в Неаполе). К строительству приступили в 1600 году и продолжалось оно более 50 лет. В 1717 г. в том здании укрывался царевич Алексей перед арестом и выдачей в Россию.
Дворец и садовые ворота со скульптурами Клодта (с петербургского Аничкова моста). Фото 1870-1880-е гг.
Главный вход сейчас
северный фасад
Скульптура "Свобода Италии"
западный фасад
внутренний двор
фонтан Фортуна
Фонтан Каретного двора
Ныне существующее сооружение — плод перестройки, предпринятой в середине XVIII в. под надзором Луиджи Ванвителли. Перед западным фасадом дворца установлены статуи величайших правителей в истории королевства, а по сторонам садовых ворот (c 1846 года) — две бронзовые скульптурные группы «Укрощение коней» скульптора Клодта снятые с петербургского Аничкова моста по распоряжению российского императора Николая I для подарка Фердинанду II (королю обеих Сицилий). Император Николай I лично посетил Неаполь в 1846 году.
Кенотаф графине Анне Марии Порро Ламбертенги
Неаполь и Вилла Реале
портик фасада
В настоящее время в крыльях дворца размещаются различные учреждения, но основную часть здания с 1814 года занимает Национальная библиотека Неаполя, где хранятся тысячи томов книг и уникальное собрание Геркуланумских папирусов.
Среди других помещений следует выделить Центральный зал, Тронный зал и Зал Геркулеса, которые наряду с многочисленными залами королевских апартаментов образуют Музей исторических апартаментов Королевского дворца. Здесь выставлены работы таких мастеров, как Тициан, Гверчино, Андреа Ваккаро, Леонардо Коккоранте, Маттиа Прети, Спаньолетто, Массимо Станционе и Лука Джордано.
парадная лестница
Первоначально здесь была скромная лестница с двумя маршами, спроектированная Доменико Фонтана. По приказу Иньиго Велеса де Гевары между 1651 и 1666 годами была построена новая лестница в Пиперно, выполненная Франческо Антонио Пиккиятти: в 1729 году Монтескье определил ее как самую красивую в Европе, и изображен на картине Антонио Доминичи 1790 года под названием «Королевская лестница со свадебной процессией принцесс Бурбонов».
После пожара здания в 1837 году было решено построить новую лестницу: она была построена в 1858 году по проекту Гаэтано Дженовезе и создана Франческо Гаводаном; при постройке новая лестница не только заняла пространство прежней, но и отняла еще больше у двора. Лестница расположена в северной части дворца, перпендикулярно фасаду: помещение, где она расположена, покрыто различными видами мрамора из карьеров Королевства Обеих Сицилий, в том числе розовым. , Порто-Венере, красное Витулано, розовая брекчия Сицилии, Мондрагоне и улитка Трапани
Эта среда выполнена в неоклассическом стиле: изначально она страдала от плохого освещения, и проблема была решена в 1843 году путем сноса близлежащего дворца вице-короля и открытия больших стеклянных окон с железными и чугунными рамами, которые заменили серию закрытых сегментных арок. по молдингам[43]. Характерно использование колонн вместо пилястр: свод представляет собой павильон, украшенный белой лепниной на сером фоне, с изображением гирлянд и гербов Неаполитанского королевства, Сицилии, Базиликаты, Калабрии и, добавленного позже, Дома. Савойи .
На боковых стенах расположены четыре ниши, по две с каждой стороны, украшенные гипсовыми скульптурами: две — «Фортецца» Антонио Кали и «Джустиция» Дженнаро Кали, а две другие — «Клеменца» Тито Анджелини и «Пруденца» Томмазо Сколари. Декорации завершают два барельефа из каррарского мрамора, изображающие Победу между гением славы и доблести работы Сальваторе Ирди и Славу среди символов справедливости, войны, науки, искусства и промышленности работы Франческо Либерти справа и слева. слева соответственно
Амбулаторий коридор
Амбулатория на первом этаже состоит из четырех коридоров, огибающих главный двор: вначале это была открытая лоджия, которую во время реставрации XIX века закрыли большими окнами; именно на этом этапе своды были украшены лепниной Гаэтано Дженовезе.. Комнаты королевских покоев выходят в амбулаторию: вдоль первого рукава, идущего параллельно фасаду на площади Плебисцито, расположены малый придворный театр и зрительные залы, вдоль второго — задние комнаты древние частные апартаменты с видом на висячий сад, вдоль третьего, обращенного на восток, расположены зал Геркулеса и Королевская часовня, и, наконец, четвертый рукав, откуда открывается вид на парадную лестницу и из которого через стекло можно увидеть Площадь Пьяцца Триест и Тренто, с видом на Чертозу ди Сан Мартино вдалеке. Такое распределение плана со временем осталось неизменным, как и в оригинальном проекте Доменико Фонтаны. Двери амбулатории окрашены в белый цвет, выполнены в неоклассическом стиле и построены в 1830-х годах.
КОРОЛЕВСКИЕ АПАРТАМЕНТЫ
ЗАЛ №1.ТЕАТР
Придворный театр был построен в 1768 году по случаю свадьбы Фердинанда I и Марии Каролины Габсбург-Лотарингской: установленный Фердинандо Фугой в старинном Зале Региа, он серьезно пострадал во время Второй мировой войны..
Сцена оригинальная, XVIII века, а сцена и потолок с фресками Франческо Галанте, Альберто Кьянконе, Винченцо Чьярдо и Антонио Брешиани были переделаны в 1950-е годы: они продолжили тему оригинальных фресок Антонио Доминичи. и Крещенцио Ла Гамба. Вдоль стен, за исключением той, что занимает сцена, в нишах расположены статуи работы Анджело Вива, изображающие Минерву, Меркурия, Аполлона и девять муз.
Палатинская капелла
Комната ХХХ. Палатинская капелла, также называемая королевской часовней Успения, была построена в 1643 году Франческо Антонио Пиккиятти и завершена в 1644 году, когда она была посвящена Мадонне Ассунте
Использовалась как для религиозных торжеств королевской семьи, так и в качестве резиденции. неаполитанской музыкальной школы, несколько раз реставрировался как в конце семнадцатого века, так и в течение девятнадцатого века; сильно поврежденный во время Второй мировой войны, он был расконсервирован и использовался как место для демонстрации священных облачений, ранее собранных в ризнице. Часовня имеет один неф с тремя капеллами с каждой стороны: лепнина и живописные украшения — работа художников Неаполитанской академии, в том числе Доменико Морелли, а главный алтарь происходит из церкви Санта-Тереза-дельи-Скальци и является из полудрагоценных камней.
В часовне находится вертеп Банко ди Неаполя, состоящий из более чем трехсот экспонатов XVIII–XIX веков, а вход разрешен через деревянную дверь XVI века из старого дворца вице-короля.
Внутренний план
ЗАЛ № 2
Первая прихожая, или Дипломатический зал, названа так потому, что в ней останавливались дипломатические делегации, посещавшие короля
Вся комната выполнена в стиле барокко: потолок, построенный между 1737 и 1738 годами, в период, когда Карл Бурбон женился на Марии Амалии Саксонской[46], представляет собой свод павильона, а украшающие его фрески — работа Франческо Де Мура. , по эскизу Винченцо Ре, изображающего Королевского Гения и добродетели Короля и Королевы (это Стойкость, Справедливость, Милосердие и Великодушие для государя
Верность, Благоразумие, Доблесть и Красота для королевы), Гименей, бог брака, отгоняющий Злобу, и с четырех сторон Аллегория четвертых частей света, монохромная, на золотом фоне. На стенах - два гобелена, сделанные Гобеленами, подарок апостольского нунция двору Неаполя в 1719 году и восхваляющие Короля-Солнца, представленного в Аллегории Стихий. Мебель второй половины XIX века, а именно 1862 года, работы Пьетро Челони, а табуреты датируются 1815 годом; На мольберте представлен фрагмент старинного убранства свода, выполненного в стиле маньеризма и датированного примерно 1620 годом. Двери принадлежат мастерской Антонио Доминичи, изготовлены между 1774 и 1776 годами, расписаны темперой по золотому фону.
ЗАЛ №3
Неоклассический зал назван так из-за стиля, в котором он оформлен с явным неоклассическим вкусом: он был спроектирован Гаэтано Дженовезе
На стенах различные картины, в том числе Большая лестница Королевского дворца с отъездом принцесс Бурбонов после свадьбы работы Антонио Доминичи и Королевская капелла Неаполя со свадьбой Марии Терезы и Марии Луизы Бурбонской с Франциском II Габсбургом. и Фердинанд III Лотарингский, событие, отмечаемое 12 августа 1790 года, а также несколько картин темперой на бумаге, принадлежавших Марии Изабелле Бурбонской Испании, работы Антона Хартингера и Франца Ксавера Петтера. В нише экседры находится мраморная статуя работы Джованни Де Крещенцо 1841 года, изображающая крылатую нимфу.
ЗАЛ №4
Во втором вестибюле на потолке сохранились оригинальные фрески периода вице-короля: в маньеристическом стиле работа изображает успехи испанцев, в частности славу Альфонсо V Арагонского, та же тема, которая встречается в некоторых дворцы, построенные римлянами самим Фонтаной для папы Сикста V. Написанные Белисарио Коренцио около 1622 года с помощью его мастерской фрески, названия которых записаны на различных рамах, последовательно изображают: Альфонсо входит в Неаполе, Забота об искусстве и литературе, Город Генуя предлагает ключи Альфонсо Великодушному, Вручение Альфонсо ордена Золотого руна и Королевское возведение Альфонсо
.
На стенах выставлены картины семнадцатого века, такие как «Vestizione di sant'Aspreno», работа Массимо Станционе. Обстановка представлена консолью неаполитанского производства 1780 года, креслами и зеркалами XIX века и другой мебелью в стиле ампир, привезенной семьей Мюрат, а также вазами с часами и канделябрами работы мастера по бронзе Пьера-Филиппа Томира. и китайские фарфоровые вазы XIX века, подарок Николая I Фердинанду II по случаю его поездки в Неаполь в 1845 году
ЗАЛ №5
Третий вестибюль имеет потолок, украшенный фреской Джузеппе Каммарано «Паллада, венчающая Верность», созданной в 1818 году, вскоре после возвращения на престол Королевства Обеих Сицилий Фердинанда I, события, вдохновившего работу
. Стены украшены серией гобеленов неаполитанского производства, в том числе «Похищение Прозерпины» Пьетро Дуранти, датируемой 1762 годом по предварительному карикатуре Джироламо Стараче Франчиса, рекомендованному Луиджи Ванвителли, и четырьмя другими, два из которых Себастьяно Пьерони. , Теста старика и Теста ди Веккья, один Антонио Рисполи, Портрет молодой женщины в синем плаще, и один Гаэтано Леури, Фигура женщины с висящими серьгами [56]. Картины завершаются «Портретом дамы» Николаса Ланье и «Лот и дочери» Массимо СтанционеОбстановка выполнена в стиле барокко и неорококо и состоит из консолей и зеркал второй половины XIX века; среди предметов обстановки: французские фарфоровые вазы XIX века, украшенные библейскими фигурами и помпейскими танцорами, работа Рафаэля Джовина, того самого, который расписал две другие вазы, 1842 года, изготовленные в Севре, размещенные на небольших колоннах и украшенные сценами и цветочными узорами.
ЗАЛ № 6
Тронный зал несколько раз менялся на протяжении многих лет в зависимости от различных господств, сменявших друг друга у руля Неаполитанского королевства. Потолок украшен серией женских фигур с закреплёнными за стенами коронами, изображающими Четырнадцать провинций и награды королевства Обеих Сицилий, созданных в 1818 году; они завершают оформление лепнины, спроектированной Антонио Де Симоне и выполненной Валерио Вильярреале и Доменико Масуччи
Первоначально стены были покрыты красным бархатным облачением, расшитым геральдическими лилиями, которое было уничтожено; впоследствии они были украшены картинами, сюжетами которых были личности королевского дома: Фердинанд I, посвящающий обетную базилику Сан-Франческо ди Паола работы Винченцо Камуччини, Фердинанд IV и Мария Каролина Австрийские работы Франческо Саверио Кандидо, созданные около 1790 года и подаренных дворцовой коллекции в апреле 2008 года туринским фондом Compagnia di San Paolo, а также серию портретов Джузеппе Бонито, изображающих послов Турции и Триполи, прибывших в Неаполь между 1740 и 1741 годами для оформления политических и торговые договоры о возобновлении торговли в Средиземном море, а также Мария Антония Баварская и принцессы, нарисованные пастелью, и «Курфюрсты Саксонские», копия XVIII века Антона Рафаэля Менгса
Характерной чертой комнаты, очевидно, является трон: это стул в стиле ампир 1850 года из резного и позолоченного дерева, украшенный некоторыми элементами, отсылающими к реставрации Бурбонов, такими как подлокотники в форме льва как скульптурный эффект или розетки, которые они также выглядят. на троне Наполеона Бонапарта, спроектированном Шарлем Персье и Пьером-Франсуа-Леонаром Фонтеном, или на троне Версальского дворца, хранящемся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне
Трон окружен балдахином XVIII века из малинового бархата с золотой тесьмой, украшенным ткаными лентами, происходящим из Палаццо Норманни в Палермо; его завершает корона с орлом и гербом Савойи периода после объединения Италии
. Мебель в изысканном стиле неаполитанской работы, изготовленная около 1840 года, в том числе три стула XVIII века из позолоченного дерева, покрытые амарантовым бархатом; Четыре факельных держателя в стиле ампир, изготовленные в Саргемине, расположенные по углам комнаты, относятся ко французскому десятилетию
Продолжение следует...