Русская мелкая пластика из меди. ХVIII-начало ХХ в. в.
СКЛАДНИ И КРЕСТЫ
Русская мелкая пластика из меди. ХVIII-начало ХХ в. в.
Основная продукция старообрядческого литья - иконы-складни и кресты. Всего в собрании музея 19 полностью сохранившихся складней, больших и малых, трехстворчатых (по старообрядческой терминологии - "тройчатки") и четырехстворчатых. Поморские складни (в сложенном виде) имеют прямоугольную, близкую к квадрату, форму, соединяются при помощи продолговатых, плотно пригнанных друг к другу шарниров, способ схлопывания створок - накладной.
Один из самых распространенных видов поморского литья - трехстворчатый складень с изображением девяти фигур святых в рост - "Деисус с предстоящими". По числу изображенных фигур складни подобной иконографии в среде их бытования назывались "девятками". Иконография складня уникальна. По подбору святых она не находит аналогий в памятниках древнерусского искусства, однако по смыслу и композиционному построению глубоко традиционна. Это чин моления. Об этом говорят позы и жесты святых по отношению к центральной фигуре Христа.
На центральной створке изображен "Деисус" (слово греческое - "моление", "прошение"), фигуры Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя; слева изображены святые митрополит Филипп, Николай Чудотворец и апостол Иоанн Богослов; справа - ангел-хранитель, преподобные Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря.
Основной круг сюжетов, представленных на трехстворчатых складнях: Деисус, Распятие, Троица, Богоматерь Знамение, Двунадесятые праздники.
Широко распространены так называемые "большие праздничные створы" - четырехстворчатый складень-иконостас "Двунадесятые праздники", каждая створка которого увенчана нарядным кокошником. Складень включает 20 композиций небольшого размера на темы евангельской истории.
Одна из оборотных сторон створок складней декорирована великолепным "поморским" орнаментом. В овале, в центре, на фоне стен и башен г. Иерусалима изображен Голгофский восьмиконечный крест, копье и трость. Внизу, у нижнего конца креста - череп Адама, головы фантастических птиц, повернутые в разные стороны и к друг другу (в коллекции музея - три произведения первого вида, одно - второго). Вокруг овала - рамка с плетенным пышным растительным и геометрическим орнаментом (колонны, обвитые виноградной лозой). Вверху надпись: "Кресту твоему поклоняемся, Владыко, светлое воскресение твое славим".
[700x525]
В собрании музея всего четыре полностью сохранившихся четырехстворчатых складней-иконостасов и большое количество фрагментов. Объясняется это, по рассказам сдатчиков, тем, что родители при благославлении детей, если семья была большая, стараясь благословить каждого из детей, разъединяли створы.
Кресты уральского литья, отличаются от поморских и пр., возможно это характерно и для складней.
Отличительная черта крестов уральского литья (7 изделий) — декорирование их эмалью белого и темно-синего цветов, либо эмалью темно-синего цвета с вкраплениями белого.
http://archyklad.my1.ru/publ/1-1-0-11
Спас Вседержитель, или Пантократор - один из шести основных иконографических типов изображения Христа. К нему же относится и Деисус.
На иконе дается поясное (полуфигурное) изображение Христа, облаченного в хитон и гиматий. Правая рука Его благославляет, а в левой Он держит раскрытое евангелие.
"Деисус" - в переводе с греческого означает "моление", "прошение", "предстояние". В этих иконах выражена идея заступничества святых за род человеческий перед Христом, Великим судией. В центре композиции - Спас Вседержитель (Христос), по обеим сторонам которого обращенные к Нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих основных фигур в Деисусе изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и другие, а также избранные святые в строго определенном порядке - чине. Деисусы бывают оглавные, оплечные, поясные и в рост. Изображения размещают на одной (см. Деисус), или нескольких иконах.
http://antiq.soldes.ru/copper_plastic/ikons/004.html
Не частая старинная икона Седмица (ее еще называют иногда деисусом, или Спасом на Престоле) изготовлена более ста лет назад, в далеком уже, 19-м веке. Отправляясь в дорогу, пусть и не дальнюю, люди тогда хотели взять с собой и Святой Образ, но деревянные иконы мало подходили для транспортировок, поэтому вот такие меднолитые иконы стали чрезвычайно популярны и позволяли взять с собой целый мобильный иконостас!
Редкая старинная иконка в отличной сохранности! Обратите внимание на великолепный рельеф и натуральную патину! Видны мельчайшие детали, никаких потертостей на ликах и одежде Святых.Икона имеет ажурный задник, что также является признаком ее редкости!
В центре композиции – Спас на Престоле, пред ним Богородица и Иоанн Предтеча. За Христовым Престолом находятся Святые Павел и Петр, архангелы Гавриил и Михаил. У ног Христа склонились преподобные основатели северной обители Зосима и Савватий Соловецкие.
Деисусная композиция (Деисус) означает прошение, моление. Богородица, иоанн Креститель и остальные Святые как бы выступают посредниками в заступничестве всего рода человеческого перед Христом.
Удивительно, как мастеру-резчику удалось вместить на таком небольшом изобразительном пространстве столь много выразительных, миниатюрных образов Святых.
http://kupistarinu.ru/index.php?route=product/product&product_id=165